Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
4 кл
22.11.2017
Конспект данного урока поможет учителю выстроить свою работу так, что ученики будут сами «открывать» новое знание. Такая работа способствует прочному усвоению знаний. Ученики включают в свой словарный запас новые термины. А работа в паре помогает детям развивать навыки самоанализа. Дети работают по коллективно составленному плану, что помогает умению планировать свою работу и на последующих уроках.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
Площадь прямоугольного треугольника..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по математике
в 4 классе
«Площадь прямоугольного треугольника»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна г. Липецк
2013г.
Задача.
Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.
Цели:
1. Уточнить представление о прямоугольном треугольнике;
познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза».
2. Развивать, логическое мышление, память, внимание, навыки
самоанализа.
Форма работы: в парах.
Оборудование: модели прямоугольника для работы учащихся, ножницы.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок!
Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем
это произойдет, давайте немного повторим пройденный материал.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия
нового материала» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности
каждого учащегося.
1.Используя первое равенство, найдите значение второго и третьего
выражений:
16*Х = 80 Х=5
(16 : 2)*Х
16*(Х*2)
Как изменяется произведение при увеличении одного из множителей в
несколько раз? ( Увеличивается.)
Как изменяется произведение при уменьшении одного из множителей в
несколько раз? ( Уменьшается во столько же раз.)
Запишите следующие 2 числа так, чтобы разность между его членами
увеличивалась в 2 раза: 40 , 160 , 400 , 880 .
2.Решение задач.
Повторение правила, эталона.
Как найти часть числа, выраженную дробью?
Как найти число по доле?
Как найти площадь прямоугольника?
3. Тренировочное упражнение.
Решите задачи, а в тетради запишите решение.
Одна сторона прямоугольника 12 см, а другая составляет 5/ 6 первой.
Найдите его площадь.
12:6*5=10см 12*10=120см2
Сторона прямоугольника, равная 15 мм, составляет 3/5 его второй стороны.
Чему равен его периметр?
15:3*5=25 мм (25+15)*2=80 мм
Кто сразу сделал всё без ошибок? Молодцы!
Кто нашёл свои ошибки? Что вам надо повторить?
Все ошибки исправлены. Молодцы!
4. Беседа.
Что сейчас повторяли?
Почему я взяла именно эти задания? (Помогут узнать чтото новое.)
Какой следующий шаг? (Пробное действие.)
5. Практическая работа. Работа в парах.
Возьмите модель прямоугольника и проведите одну из его диагоналей.
Сколько треугольников получилось? (2)
Определите виды углов этих треугольников. ( По два острых и одному
прямому углу.)
Треугольник, содержащий прямой угол, называют…( Прямоугольным.)
Равны ли полученные прямоугольники? Докажите. ( Ученикам необходимо
разрезать прямоугольник по диагонали и полученные треугольники
совместить.)
Стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника выделите
красным цветом. Называются они КАТЕТАМИ.
Мы два братастороны, катетами названы.
Болтаем мы о том, о сём, сходясь в вершине в углу прямом.
Третью сторону, лежащую напротив прямого угла, выделите синим цветом.
Называется она ГИПОТЕНУЗОЙ.
Гипотенуза я, особый элемент, длинней меня сторон здесь просто нет.
Меня найти нетрудно, право слово,
Лежу напротив я угла прямого.
Сравните данные треугольники по площади. ( Треугольники равны, поэтому
и площади их равны.) Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? ( Площадь
одного треугольника равна половине площади прямоугольника.)
6. Индивидуальное задание.
Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 12 см и 20 см.
Посмотрим, что у вас получилось? ( На доске учитель фиксирует варианты
решений.)
Докажите, что решение верно. ( Мы не смогли выполнить это задание.)
Что теперь должны сделать? ( Разобраться, в чём наше затруднение.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Какое затруднение возникло при выполнении последнего задания?
Почему получились разные ответы?
Каких знаний нам не хватает – чтобы справиться с возникшей проблемой?
(Неизвестно, как связаны между собой катеты.)
Так что же нам надо сделать, чтобы решить эту проблему. (Вывести
формулу, устанавливающую связь между S прямоугольного треугольника и
его катетами.)
Сформулируйте тему урока. («Площадь прямоугольного треугольника»)
ФИЗМИНУТКА.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте подумаем, как получить способ решения.
(Так как S прямоугольника равна S= a*b, а прямоугольный треугольник
составляет половину прямоугольника, то формула будет S=(a*b):2
Запишем эту формулу в тетрадь: S= (a*b):2
Что означают в формуле буквы а и b? (Это катеты).
Сформулируйте правило.
Для любого прямоугольного треугольника это высказывание является
верным?
V. Реализация построенного проекта.
А теперь прочитайте текст определения на стр. 95 и сравните со своей
формулировкой.
Итак, пользуясь формулой, решите задачу, которая вызвала затруднение.
(20*12):2=120см2
Давайте составим план наших действий.
Какой будет первый шаг?
Треугольник прямоугольный? Да Нет
Измерить катеты
Перемножить два катета
Разделить на 2
Записать результат.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Какой следующий шаг. (Потренироваться.)
Для этого я предлагаю выполнить задание №7 стр. 96. Кто хочет работать у
доски? Карточка №1
(2 ученика)
Проверте. Кто допустил ошибку? В чем она заключается?
Исправьте допущенные ошибки и объясните их. Вы молодцы, что поняли
причину своей ошибки.
Кто выполнил верно? Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка №1
(4*3):2=6(см2 ) SABC
5*3+(5*4):2=15+10=25(см2 )SKDEF
VIII. Включение в систему повторений.
(Работа в парах по карточкам.) Карточка №2
Проверка по эталону.
Кто не смог сам верно выполнить задание?
У кого нет ошибок?
Молодцы.
IX. Рефлексия.
Какова цель урока? Достигли мы её? Докажите.
Домашнее задание:
Стр. 95 №5(в) или на карточке третья фигура. Список использованной литературы
1. Петерсон Л.Г. Математика, 4 класс. Ч.1М.: Издательство «Ювента» ,
2010
2. Петерсон Л.Г. Математика, 4 класс. Методические рекомендации. М.:
Издательство «Ювента» , 2010
Приложение.
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Конспект урока по математике в 4 классе «Площадь прямоугольного треугольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.