Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл
17.11.2018
Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)
Целью данного урока является ознакомление учащихся с одним из видов отечественной музыкальной культуры - авторская песня. В ходе урока дети узнают значение новых музыкальных терминов, познакомятся с творчеством Владимира Высоцкого, продолжат развивать вокальные данные, разучивая песню Олега Митяева "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".
Технологическая карта. 6 класс. Авторская музыка. Прошлое и настоящее.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ул. Сумская, №11а, с. Партизанское, Симферопольский район, Республики Крым, РФ, 297566 телефон: +7(978)7375962, e­mail: partizanskaya     ОКПО 00827082, ОГРН 1159102023134, ИНН 9109009671 / КПП 910901001  .  shkola    @   mail  .  ru   ,  Конспект урока по музыке «Авторская музыка: прошлое и (6 класс) настоящее».                                                                                                                           Подготовил:                                                                                                                                 учитель музыки                                                                                                                             И.Н. Ключко с. Партизанское, 2017 г. ФИО: Ключко Ирина Николаевна Дата: _______________ Тема: «Авторская музыка: прошлое и настоящее». Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Класс: 6 Цель: Познакомить учащихся с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.  Планируемые результаты:  Личностные:    проявление познавательных интересов и активности при изучении данной темы; развитие образного восприятия и мышления; воспитание интереса учащихся к истории своей Родины, умения находить красоту, во внутреннем облике человека. анализировать собственную учебную деятельность; самостоятельно ставить учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; понимание взаимодействия музыки с литературой. Метапредметные: Предметные:        ознакомление  учащихся с творчеством выдающихся представителей авторской песни: В. Высоцким, Б.Окуджавой, Ю.Визбором; развитие вокально­хоровых навыков; знание понятийного материала по изученной теме; умение выявлять характерные свойства авторской песни. Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы: беседа, организация самостоятельной деятельности в группах, предварительная домашняя подготовка. Форма работы: фронтальная, групповая. Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, учебник, аудиозаписи с музыкальными примерами, портреты бардов, имитация костра, гитара. Эпиграф: «Думающая песня для думающих людей».                                                     Булат Окуджава Композиция урока Вступление (оргмомент) Экспозиция (представление темы, постановка проблемы, создание эмоционального тона урока) Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Ход урока: Поставили стулья вокруг имитации костра  (психологический настрой учащихся на работу: Друзья мои! Я очень рада Собрать вокруг Ваш дружный класс, И для меня уже награда­ Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, И догадались Вы уже, Что речь пойдёт о славной песне, Оставит след она в душе! Когда­то   Булат   Окуджава   сказал   об   авторской песне: «Думающая песня для думающих людей».  ­ Как вы понимаете эти слова? (ответы детей). ­   А   кто   знаком   с   понятием   «авторская   песня»? (ответы детей). Приветствуем друг друга, взявшись за руки,  слушая   песню вокруг   имитации   костра, Б.Окуджавы «Возьмёмся за руки друзья» Учащиеся зачитывают заранее подобранные высказывания: «Авторская песня… это та самая, где очень важно   присутствие   автора.   Это   песня,   не предназначенная исполнителя» (В.Долина) «Авторская песня – это прежде всего стихи   под   музыкальный (а   не   текст) аккомпанемент.   Это   хорошие   стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи,   и   декламировать   вслух.   Мелодия лишь сопровождает их, делает доступными, углубляет сущность»(Булат Окуджава). «Авторская песня – тут уж без обмана, тут для         Коммуникативные: Нацеливание на позитивную   совместную деятельность   (учитель   –   ученик); проявление интереса   к   новому материалу. Предметные: Эмоционально и эстетически   откликаться на музыкальное искусство Личностные:  мотивация к   изучению   музыки, умение   процессе   рефлексии проводить самооценку; Ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения   к   музыке. Устойчивой учебно­ познавательной мотивации и интереса к учению. в На   поленьях   нашего   костра   содержится   тема нашего   урока:   «Авторская   музыка:   прошлое   и настоящее». ­ Ребята, как вы думаете, почему я написала тему урока   именно   на   поленьях?   (примерные   ответы детей).    ­ А на языках нашего огня алеют новые понятия, о которых   нам   расскажут   наши   исследователи.   И сейчас мы узнаем: кто такие ваганты? будет   стоять   перед   вами   весь   вечер   один человек с гитарой, глаза в глаза… Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и   мое   желание   что­то   рассказать,   а   ваше желание – услышать» (В.Высоцкий) ­   Потому   что,   как   дрова   необходимы   для поддержания огня в костре, так   и встречи друзей,   особенно   в   походах,   не   могут обойтись без хорошей песни. Предметные:   осознанное восприятие   музыкальных терминов;   понимание,   что различные жанры в музыке могут   преобразовываться друг в друга. Нахождение отличий   авторской песни от  эстрадных.  Знакомство с исполнителями авторских песен.         не 1 ученик: В средние века, в эпоху расцвета городов,   по   дорогам,   пролегающим   между странствовали ваганты – ними, священнослужители, имевшие постоянного   прихода   и   скитавшиеся   от одного   епископского   подворья   к   другому, беглые   монахи,   школяры,   странствующие студенты.   Ваганты   большую   часть   жизни проводили   в   поисках   знаний   в университетах, каждый из которых славился преподаванием   какой­либо   из   наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни.   Их   веселое   поэтическое   братство отличалось   свободой   мнений   и   оценок.   В своем   творчестве   бродячие   музыканты   и поэты   опирались   не   только   на   традиции церковных   песенных   и   речевых   жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной   лирики,   обрядовой   поэзии. Ваганты   воспевали   достоинства   своих возлюбленных,   обличали   жадность   и лицемерие,   высмеивали   различные   пороки. Студенческое   братство   помогало   вынести все трудности.    Ваганты   воспевали   достоинства   своих возлюбленных,   высмеивали   различные   До   нашего   времени   дошли пороки. многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько   сотен   лет   знаменитая   песня «Гаудеамус»   является   международным студенческим гимном. 2 ученик: О бардах М. Таривердиев писал: «Бард  – явление драгоценное. Бард в трех лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель.   И   пусть   его   голос   подчас уступает   по   красоте   голосу   настоящих певцов,   а   стихи   не   всегда   идеально   но   поразительная   мера отточены,   помноженная   на   личное, искренности, заинтересованное   мира, составляет драгоценность его творчества». восприятие   Слушание песни  А. Вертинского «Только раз бывают в жизни встречи»  Пришло время узнать значение слова «бард».   Предшественниками   авторской   песни   можно считать  городской романс и песенные миниатюры Александра   Вертинского.   Одну   из   песен   А. Вертинского   мы   сейчас   услышим.   Песня   А. Вертинского «Только раз бывают в жизни встречи». ­   Поначалу   основу   жанра   авторской   песни составляли студенческие и туристские песни. ­   А   сегодня   мы   ещё     поговорим   о   творчестве Владимира Высоцкого. Разработка (развитие действия, взаимосвязь материала урока) 3   ученик:   ВЫСОЦКИЙ   Владимир Семенович   (25   января   1938,   Москва   ­   25 июля 1980, там же), русский поэт, автор и исполнитель   песен   на   собственные   стихи, актер. Родился   в семье   военнослужащего,  Семена Владимировича, и переводчицы с немецкого, Нины Максимовны Высоцких. В 1941­43 гг. с   матерью   находился   в   эвакуации   в Чкаловской   (ныне   —   Оренбургской) области; в 1947­49 жил в Германии с отцом и его   второй   женой.   В   юности   заметное влияние   на   Высоцкого   оказала   творческая дружеская компания, собиравшаяся в доме по   Большому   Каретному   переулку   (Л. Кочарян, А. Макаров, В. Акимов и др.), где жил и он сам с отцом и мачехой в 1949­55 гг. (впоследствии переехал к матери). В   1960   окончил   Школу­студию   МХАТ (среди преподавателей – способствовавший формированию   литературных   интересов Высоцкого А. Д. Синявский, специалист по поэзии «серебряного века»), недолгое время работал в Театре им. А. С. Пушкина, Театре ­   миниатюр,   снимался   в   кино   в эпизодических   ролях.   В   начале   1960­х появились   (и   вскоре   были   записаны   на тогдашние   катушечные   магнитофоны) первые песни Высоцкого, связанные обычно с   тюремной   темой:   «Татуировка», «Рецидивист», «Формулировка» и др.    Метапредметные: проявление эмоциональной отзывчивости,   личностное отношение при восприятии музыки; осмысление своих   оценок,   мотивов, целей.   Анализ,   сравнение музыкальных произведений и нахождение   общего   и   Изучение различного. отдельных     специальных терминов   в   пределах изучаемого курса. Коммуникативные: сотрудничество     со сверстниками   в   процессе работы. А.   В.   1965),   1965), Важным творческим рубежом стал для Высоцкого 1964 год. Он приходит работать в преобразованный тогда   Театр   драмы   и   комедии   на   Таганке   под руководством Ю. П. Любимова и вскоре становится одним   из   ведущих   его   актеров,   демонстрируя мощную экспрессивную манеру игры: участвует в поэтических   спектаклях   («Павшие   и   живые»,   по   А. стихам   поэтов­фронтовиков, Вознесенского   («Антимиры»,   В. Маяковского   («Послушайте!»,   1967),   получает заглавную роль в пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» (1966), роль Хлопуши в драматической поэме С. А. Есенина   «Пугачев»   (1967).   В   1967   на   экраны выходит  фильм   С. С  Говорухина  и  Б.  В. Дурова «Вертикаль»   с   участием   Высоцкого   как   актера   и автора­исполнителя песен о горах, впервые широко «показавший»   сильно способствовавший   росту   его   популярности.   К этому   же   времени   (1967­68)   относятся   и   первые крупные   кинороли   Высоцкого   в   фильмах «Короткие   встречи»   (режиссер   К.   Г.   Муратова), «Интервенция» (режиссер Г. И. Полока), «Служили два товарища» (режиссер Е. Е. Карелов). Просмотр   иллюстраций   к   кинофильмам   под песню «Он не вернулся из боя». Поэтическое,   песенное,   творчество   Высоцкого второй половины 1960­х годов отмечено заметным расширением   тематики   и   образных   средств. Сохраняя   найденную   еще   в   начале   пути   ролевую манеру   (стихи   от   лица   героя),   Высоцкий   теперь создает   новую   поэтическую   «энциклопедию советской жизни», обширную галерею персонажей, его   стране   и   Просмотр   иллюстраций   к   кинофильмам под песню «Он не вернулся из боя». беря   их   из   самых   разных   социальных   слоев советской   действительности   (часто   его   героями становились обыкновенные работяги), предпочитая людей с трудной судьбой, оказавшихся в ситуации важного   жизненного   выбора,   идущих,   по   его выражению, «вдоль обрыва, по­над пропастью». ­   Итак,   ребята,   назовем   черты   авторской песни  и ее отличие от других музыкальных форм. Кульминация ­ Как вы думаете, любой человек может  писать авторские песни? Личностные: навыками Овладение   сотрудничества с учителем и сверстниками.    Примерные ответы детей:  Бард   –   автор   и   исполнитель   песни,   он   не имеет   специального   композиторского образования.   В   авторской   песне   поется   о жизни, автор   размышляет   над качествами человека, над поведением человека в жизни. Отличия от других музыкальных форм: это искусство   синкретическое,   нерасчлененное: автор   пишет   стихи,   придумывает   к   ним музыку и сам исполняет свое произведение. Первое   место   «отводится»   стихам,   затем музыке.   Это   «доверительный   разговор», исполнение   от   первого     лица,   камерность исполнения.   Б.Окуджава   точно   подметил, бардовская песня – это поэзия под гитару.   что Условия – надо быть личностью, не просто исполнителем,   но   человеком   с   глубоким   и ясным   мировоззрением,   духовно   богатым, интересным   другим   людям.   Поэтический талант,   умение   слышать   внутреннюю мелодику   стиха,   извлекать   ее   из   глубин души и делать предметом искусства. ­ Как воздействует  песня на слушателя? Вокально ­ хоровая работа (творческая деятельность учащихся) Реприза. Рефлексия Дыхательная гимнастика («Воздушный шар»); распевания (скороговорка, пропевание слогов «ми, мэ, ма, мо, му»). Работа   над  песней   Олега   Митяева   «Как   здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Физкультминутка «Близнецы» ­   Как   вы   понимаете   словосочетание   «авторская песня»? ­ Назовите темы, которые охватывает творчество В. Высоцкого? ­   Почему   авторская   песня   долго   была   под запретом? ­ Назовите имена известных бардов. Эти   песни   помогают   ценить   дружбу, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище. Пение Физкультминутка (учащимся,   которые   сидят   в   парах, раздаются   вопросы,   написанные   на   бумаге, обратная сторона которой является частью музыкального инструмента. Если правильно отвечают на вопрос то этот лист крепится на доске обратной стороной, собрав все части музыкального   инструмента   необходимо ответить на вопрос. Какое отношение имеет этот инструмент к теме урока?) Предметные:  Умение воплощать   музыкальные образы   при   исполнении вокально­хоровых произведений. Личностные:  мотивация к   изучению   музыки,   умение   процессе рефлексии проводить самооценку в Приложение Лицевая сторона карточки №1                                                                                                   Обратная сторона карточки №1 Как вы понимаете словосочетание «авторская  песня»? Назовите темы, которые охватывает творчество В.  Высоцкого? Почему авторская песня долго была под запретом? Назовите имена известных бардов.

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее" (6 класс, музыка)

Конспект урока по музыке на тему "Авторская музыка: прошлое и настоящее"  (6 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018