Конспект урока по музыке на тему "Мелодия - душа музыки" (3 класс)
Оценка 4.7
Работа в классе +2
doc
искусство +1
3 кл
13.03.2019
Ц е л и и з а д а ч и:
знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры;
углубление понимания мелодии как основы музыки — её души, обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта;
формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
эстетическое развитие, развитие способности откликаться и воспринимать сокровенные движения души человека, которые так тонко передаёт музыка.
воспитание патриотизма, воспитание родственного отношения к миру.
м елодия 3 кл.doc
3 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
УРОК 1. МЕЛОДИЯ – ДУША МУЗЫКИ
Т и п у р о к а: Расширение и углубление знаний.
З а д а ч и:
знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры;
углубление понимания мелодии как основы музыки — её души, обобщение и
систематизация уже имеющегося музыкального опыта;
формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
эстетическое развитие, развитие способности откликаться и воспринимать
сокровенные движения души человека, которые так тонко передаёт музыка.
воспитание патриотизма, воспитание родственного отношения к миру.
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я: Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический
образ симфонии.
Р а б о т а с п о н я т и я м и: мелодия, песенность, симфония, лирический образ.
В и д к о н т р о л я / и з м е р и т е л и: Устный опрос (индивидуальный,
фронтальный), работа с тетрадью.
Слушание музыки: интонационнообразный анализ. Хоровое пение «Чему учат в
школе».
О б о р у д о в а н и е: фортепиано, фонотека, портрет П. Чайковского.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: П. Чайковский. Симфония №4 (2я часть,
главная мелодия); Шаинский «Чему учат в школе».
Д о м а ш н е е з а д а н и е: Заучивание стихов о русской природе, созвучных
музыке симфонии Чайковского.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и о б у ч а ю щ и х с я:
з н а т ь понятия: мелодия, мелодическая линия, симфония;
у м е т ь: внимательно слушать классическую музыку, определять её характер; петь
напевно, легко, не форсируя звук.
ХОД УРОКА
I.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Введение в тему УЧИТЕЛЬ. «Мелодия» — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное
(от греч. мелодия, мелос, т. е. напев, песня).
Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве
состоит из точек, то линия во времени состоит из звуков.
Мелодические линии, как и линии графические, могут быть прямыми, жёсткими,
волнообразными, гибкими, ломаными, хрупкими, примитивными и изысканными, томными
и энергичными, простыми и сложными.
Как человеческая речь состоит из сопряжённых по смыслу слов, так и мелодия
состоит из сопряжённых по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является
речью, так и не всякое последование звуков является мелодией. Мелодическую мысль
образует певучесть, музыкальная связанность, завершённость.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа по теме
Вслушайтесь в мелодию Четвёртой симфонии П. Чайковского. Подумайте и скажите
о том, с чем связана эта музыкальная мысль? Какими чувствами наполнена эта музыка?
Определите её характер.
Слушание. Интонационнообразный анализ: Главная тема 2й части Четвёртой
симфонии П. Чайковского
Возможные ответы учащихся: Мелодия звучит мягко, плавно, нежно; какбудто
льётся, журчит, течёт; душевная, спокойная, задумчивая, певучая, напевная.
Поразмышляйте над словами великого русского композитора Петра Ильича
Чайковского: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы
увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору…». Что
этими словами хотел высказать композитор?
Ответы учащихся.
УЧИТЕЛЬ. Мелодия, которую мы с вами слушали, звучит в Четвёртой симфонии П.
Чайковского. Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие, стройное
звучание, стройность». Симфония музыкальное произведение для оркестра. Музыкальный
жанр симфонии имеет крупную форму: состоит из 45 законченных, самостоятельных
частей.
Прослушайте 2ю часть Четвёртой симфонии Чайковского. Что вы представляете,
слушая её главную темумелодию? Какой образ возникает перед вами? Образ чего?
Повторное слушание. 2я часть Четвёртой симфонии П. Чайковского
Ответы учащихся.
УЧИТЕЛЬ. Верно, эта мелодия предстаёт перед нами как любовь человека к жизни,
как любовь человека к природе, как любовь человека к другим людям. Ведь и великий
русский поэт А.С. Пушкин когдато тоже сказал: «…и любовь — мелодия». В музыке
Чайковского очень тонко переданы сокровенные движения его души: безграничная,
преданная любовь к Родине, её природе. Как вы понимаете другие слова П. Чайковского: «Я ещё не встречал человека, более
меня влюблённого в матушку Русь!»?
Ответы детей.
2. Хоровое пение: В. Шаинский «Чему учат в школе»
Задачи: петь напевно, легко, не форсируя звук.
3. Домашнее задание
Выучить стихи о русской природе, созвучные музыке симфонии Чайковского.
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итога. Выставление оценок.
Конспект урока по музыке на тему "Мелодия - душа музыки" (3 класс)
Конспект урока по музыке на тему "Мелодия - душа музыки" (3 класс)
Конспект урока по музыке на тему "Мелодия - душа музыки" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.