Цели и задачи урока:
- воспитывать чувство патриотизма через знакомство с образами родной природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве;
- раскрыть детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Урок 17 (III.1). КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
З а д а ч и. Воспитывать чувство патриотизма через знакомство с образами родной
природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве.
Раскрыть детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоциональнооткрытое,
позитивноуважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как
материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Образ Родины в музыке. Слова, краски, звуки изображают
картины родной природы. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные
музыкальные традиции.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: песни о Родине: Г. Струве «Моя Россия», И.
Дунаевский «Песня о Родине», А. Бердышев «Приезжайте в тундру», груз. нар. песня
«Солнце, в дом войди», В. Алексеев «Рощица»; инструментальная музыка: А. Шнитке
«Пастораль»; Г. Свиридов «Пастораль».
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I.
1. Музыкальное приветствие
2. Беседуем о впечатлениях в каникулы, можно вывести разговор о красоте зимней
природы, о природе родных мест. Пишем на доске (показываем на слайде) слова:
РОД – РОДИТЕЛИ РОДНЯ НАРОД – ПРИРОДА – РОДИНА.
В о п р о с ы – з а д а н и я: Что общего в этих словах? Объясните смысл так часто
употребляемых нами выражений: «родные места», «родительский дом», «откуда ты
родом?»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II.
1. Тематическая беседарассказ
УЧИТЕЛЬ. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу –
саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные
средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в
ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Композиторы, художники, писатели и поэты рассказывают в своих произведениях о
Родине, о красоте родной природы.
Читаем стихотворение З. Александровой «Если скажут слово «Родина»…».
Рассматриваем рисунки, фотографии.
Муза любуется красотой вечерней природы, стоя под березкой.
УЧИТЕЛЬ. Что значит для русского человека это дерево – береза? Почему художник
нарисовал девушку под березкой?
Ответы детей.
2. Слушание песен о РодинеУЧИТЕЛЬ. Любовь к родной природе отражена в музыке любого народа. Также в
музыке любого народа отражены восхищение красотой материнства, поклонение
труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала
человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни
испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь…
Сегодня мы познакомимся с некоторыми песнями о родном крае. Внимательно
прослушайте их и расскажите, как звучала музыка? Подберите соответствующие
характеру и настроению музыки слова из эмоционального словаря (ласково,
торжественно, светло, энергично, величественно, напевно).
Звучат песни (фрагменты): Г. Струве «Моя Россия», И. Дунаевский «Песня о
Родине», А. Бердышев «Приезжайте в тундру», груз. нар. песня «Солнце, в дом войди»,
В. Алексеев «Рощица».
Беседа о характере музыки прозвучавших песен. Изобразительный ряд позволит
ярче почувствовать особенности музыки разных народов.
3. Разучивание песен «Моя Россия», «Рощица»
УЧИТЕЛЬ. Некоторые песни, посвященные Родине, мы разучим сегодня с вами. С
каким настроением нужно их исполнять?
Песню «Рощица» учим эскизно, «вчерне», не вдаваясь в ее детальную проработку
(отдельные фразы, интонации используем для распевания).
При разучивании песни «Моя Россия» проводится тщательная работа над
выразительностью исполнения — от «чернового» этапа разучивания до
«концертного» исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании.
УЧИТЕЛЬ. Какие чувства возникают у вас, когда вы поёте об Отчизне?
Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне утешает в минуты горя и
отчаяния, придаёт силы в дни испытаний и трудностей, вселяет в сердце
человека веру, надежду, любовь…
4. Слушание инструментальной музыки, посвященной красоте родной природы:
Свиридов «Пастораль», Шнитке «Пастораль»
УЧИТЕЛЬ. Красоту родной природы, родного края можно услышать и в музыке
инструментальной. Послушай такие произведения, подберите слова из эмоционального
словаря.
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вопросы: Чему посвящён наш сегодняшний урок? Музыку каких народов слушали? О
чём была музыка?
УЧИТЕЛЬ. В музыке разных народов выделяются свои особенности, выражен
национальный колорит, будь то музыка народная или композиторская: чукотская
«Приезжайте в тундру», грузинская «Солнце, в дом войди», немецкая «Пастораль»,
русская «Рощица». Но во всех песнях выражена любовь к отчему краю, к своей Родине:
Родина бывает разная, но у всех она одна!..