Конспект урока по музыке в 1 классе "Край, в котором ты живешь"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: - воспитывать чувство патриотизма через знакомство с образами родной природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве; - раскрыть детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Иконка файла материала край.docx
Урок 17 (III.1). КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ З а  д  а ч  и.     Воспитывать чувство  патриотизма  через   знакомство  с  образами  родной природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Раскрыть   детям   глубокий   смысл   понятия   «Родина»   через   эмоционально­открытое, позитивно­уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Э л е м е н т   с о д е р ж а н и я.   Образ Родины в музыке. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.           М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л: песни о Родине: Г. Струве «Моя Россия», И. Дунаевский   «Песня   о  Родине»,   А.   Бердышев   «Приезжайте   в  тундру»,  груз.   нар.   песня «Солнце,   в   дом   войди»,   В.   Алексеев   «Рощица»;   инструментальная   музыка:   А.   Шнитке «Пастораль»; Г. Свиридов «Пастораль». ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Музыкальное приветствие 2. Беседуем о впечатлениях в каникулы, можно вывести разговор о красоте зимней природы,  о природе родных мест. Пишем на доске (показываем на слайде) слова: РОД – РОДИТЕЛИ ­ РОДНЯ ­ НАРОД – ПРИРОДА – РОДИНА. В о п р о с ы – з а д а н и я:   Что общего в этих словах? Объясните смысл так часто употребляемых нами выражений: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?» ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Тематическая беседа­рассказ УЧИТЕЛЬ. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму   жизнь.   Однако   у   каждого   вида   искусства   –   свой   язык,   свои   выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких   запоминающихся   слушателям,   читателям,   зрителям   художественных   образах. Композиторы, художники, писатели и поэты рассказывают в своих произведениях о Родине, о красоте родной природы. Читаем   стихотворение   З.   Александровой   «Если   скажут   слово   «Родина»…». Рассматриваем рисунки, фотографии. Муза любуется красотой вечерней природы, стоя под березкой. УЧИТЕЛЬ. Что значит для русского человека это дерево – береза? Почему художник нарисовал девушку под березкой? Ответы детей. 2. Слушание песен о РодинеУЧИТЕЛЬ.   Любовь   к   родной   природе   отражена   в   музыке   любого   народа.   Также   в музыке   любого   народа   отражены   восхищение   красотой   материнства,   поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку   на   чужбине,   утешала   его   в   минуты   горя   и   отчаяния,   давала   силы   в   дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь… Сегодня   мы   познакомимся   с   некоторыми   песнями   о   родном   крае.   Внимательно прослушайте   их   и   расскажите,   как   звучала   музыка?   Подберите   соответствующие характеру   и   настроению   музыки   слова   из   эмоционального   словаря   (ласково, торжественно, светло, энергично, величественно, напевно). Звучат   песни   (фрагменты):   Г.   Струве   «Моя   Россия»,   И.   Дунаевский   «Песня   о Родине», А. Бердышев «Приезжайте в тундру», груз. нар. песня «Солнце, в дом войди», В. Алексеев «Рощица». Беседа   о   характере   музыки   прозвучавших   песен.   Изобразительный   ряд   позволит ярче почувствовать особенности музыки разных народов. 3. Разучивание песен «Моя Россия», «Рощица» УЧИТЕЛЬ.   Некоторые   песни,   посвященные   Родине,   мы   разучим   сегодня   с   вами.   С каким настроением нужно их исполнять? Песню «Рощица» учим эскизно, «вчерне», не вдаваясь в ее детальную проработку (отдельные фразы, интонации используем для распевания). При   разучивании   песни   «Моя   Россия»   проводится   тщательная   работа   над выразительностью   исполнения   —   от   «чернового»   этапа   разучивания   до «концертного» исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании. УЧИТЕЛЬ. Какие чувства возникают у вас, когда вы поёте об Отчизне? ­ Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне утешает  в  минуты  горя  и отчаяния,  придаёт  силы  в   дни испытаний   и   трудностей,   вселяет   в  сердце человека  веру,  надежду,  любовь… 4. Слушание инструментальной музыки, посвященной красоте родной природы: Свиридов «Пастораль», Шнитке «Пастораль» УЧИТЕЛЬ.   Красоту   родной   природы,   родного   края   можно   услышать   и   в   музыке инструментальной. Послушай такие произведения, подберите слова из эмоционального словаря. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Вопросы: Чему посвящён наш сегодняшний урок? Музыку каких народов слушали? О чём была музыка? УЧИТЕЛЬ.   В   музыке   разных   народов   выделяются   свои   особенности,   выражен национальный   колорит,   будь   то   музыка   народная   или   композиторская:   чукотская «Приезжайте в тундру», грузинская «Солнце, в дом войди», немецкая «Пастораль», русская «Рощица». Но во всех песнях выражена любовь к отчему краю, к своей Родине: Родина бывает разная, но у всех она одна!..