Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ, УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

(«Букварь», с. 30–31, Прописи № 1, с. 24–25) Цели: закрепить умение делить слова на слоги, определять слоги – ударные и безударные; развивать фонематический слух, а также мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся. Оборудование: предметные картинки для игры «Магазин». Урок построен с учетом требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования
Иконка файла материала Деление слов на слоги.doc


Деление слов на слоги, ударные и безударные
слоги. Наблюдение над значением слова.
Повторение основных графических элементов
(«Б
укварь», с. 30–31, Прописи № 1, с. 24–25)

Цели: закрепить умение делить слова на слоги, определять слоги – ударные и безударные; развивать фонематический слух, а также мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся.

Оборудование: предметные картинки для игры «Магазин».

Ход урока

I. Организационный момент.

               Парта – это не кровать,

               И на ней нельзя лежать.

               Ты сиди за партой стройно

               И веди себя достойно.

II. Повторение пройденного.

· Работа по учебнику.

1. Игра «Раздели на слоги».

               Буду я сейчас водить,

               Слово вслух произносить.

               Слово нужно повторить

               И на части разделить.

(Учитель предлагает одно-, двух-, трехсложные слова, дети делят их на слоги и называют ударный слог.)

2. Работа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Чтение отрывка из сказки учителем.

               Три девицы под окном

               Пряли поздно вечерком.

               «Кабы я была царица, –

               Говорит одна девица, –

               То на весь крещёный мир

               Приготовила б я пир».

               «Кабы я была царица, –

               Говорит её сестрица, –

               То на весь бы мир одна

               Наткала я полотна».

               «Кабы я была царица, –

               Третья молвила сестрица, –

               Я б для батюшки–царя

               Родила богатыря».

· Рассказ о писателе.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830–31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи («мужа честна», говорит летописец, то есть знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории».

В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине.

Другим близким человеком для будущего поэта была Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей – женщина честная, преданная и очень умная; она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым (очень образованным человеком) Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна Пушкина и Елизавета Львовна, по мужу Солнцева, тоже имели влияние в доме), почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика), и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения.

· Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Соотнесите иллюстрацию на с. 3 и прослушанный отрывок из сказки. Кого вы видите?

– Чем они заняты?

– Напомните начало сказки. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)

– Составьте схему этого предложения.

(   _____  ___  _____  _____  _____  ______ .)

– Соотнесите эту схему со схемой в учебнике. Для этого прочитайте это предложение по схеме.

· Работа со схемой предложения.

а) Деление слов на слоги.

б) Обозначение гласных звуков.

в) Постановка ударения в словах.

г) Нахождение безударных слогов.

– Почему в 1 и 3-м словах мы не поставили знак ударения?

(В словах один гласный звук.)

Составление схем слов (с. 31).

катушка              нитки                            клубок

 

Физкультминутка

               Хомка, хомка, хомячок

               (Хлопки в ладоши),

               Полосатенький бочок

               (Повороты туловища вправо-влево).

               Хомка раненько встает

               (Руки вверх – потянуться).

               Щечки моет, шейку трет

               (Массаж лица),

               Подметает хомка хатку

               (Наклоны вперед)

               И выходит на зарядку

               (Ходьба на месте).

               Раз, два, три, четыре, пять

               (Прыжки),

               Хомка хочет сильным стать

               (Хлопки в ладоши).

· Работа в Прописи.

Повторяются правила посадки при письме, проверяется положение ручки и тетрадки. Обращается внимание на плакат «Правильно сиди при письме».

– Отгадайте загадку:

               В узкий глазок

               Вдета тонкая нитка,

               И поплыла за корабликом прытко.

               Шьет, зашивает и колется колко.

               А называют кораблик …

                  (Иголка.)

– Рассмотрите рисунок на с. 24.

– Что делает мальчик? Для чего? (Вставляет нитку в иголку. Он будет шить.)

               Иголка и нитка –

               Большие дружки.

               Смотри, получились

               Какие стежки!

             Е. Благинина

– Какого цвета выберете нитку?

– «Вставьте» нитку в иголку. Ведем от иголки сверху вниз без отрыва.

а) Написание е-образных элементов (каждая строчка комментируется учителем).

б) Обведение «змейки» из нитки.

· Работа по учебнику.

Наблюдение над значением слов.

– Кто изображен на картинке?

– Назовите каждую из них.

Дева (устар.) – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

Девушка – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

Девица – в отдельных выражениях и в народной словесности то же, что и девушка.

Девочка – ребёнок женского пола.

– Какие слова мы используем в современной речи? Объясните их значение.

– Где можно услышать слово «дева»? (Дева Мария и др.)

· Работа с многозначным словом.

– Рассмотрите два нижних рисунка на с. 31.

– Почему разные предметы названы одним словом?

– Что у этих предметов общее?

– У кого бывают иголки? (У ежа.)

– Составьте предложения с каждым из этих слов. Составьте схему предложения.

– Когда так говорят?

· «С иголочки». (Новый, только что и очень хорошо сшитый. О безупречно, по моде одетом человеке.)

· «Как иголка в стогу сена». (О том, чего нельзя, невозможно найти, обнаружить, разыскать.)

· «Как на иголках». (В состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.)

· Работа в Прописи.

– Написание е-образных элементов.

           Шила шубку –

           Сшила юбку,

           Шила шапку –

           Сшила тапку!

           Хороша швея Наташа!

       Е. Благинина

– Хорошая ли швея эта Наташа?

– Что говорят о таких людях? (Неумеха.)

– Рассмотрите рисунок на с. 25.

– Можно ли девочку назвать неумехой? А как назвать? (Умелица, мастерица.)

– Чем занимается девочка? (Вышивает петушка.)

– Подумайте, почему у девочки так хорошо все получается. (Она долго тренировалась, училась.)

– Нам тоже нужна тренировка. Рассмотрите петельки на первой строчке. Будем обводить по четыре петельки без отрыва синим и красным карандашами.

– Чем отличаются петельки на второй строке?

– Обведите.

– Рассмотрите третью строку. Это наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

– Начинаем писать снизу вверх, ведем наклонную линию, закругляем влево, пишем длинную наклонную линию, закругляем вправо. Рядом пишем сверху вниз длинную наклонную линию.

– Письмо в «воздухе»: раз – и, раз – и.

– Обведите элементы третьей строки.

– Теперь мы готовы «вышить» петушка. Какие карандаши нам понадобятся? (Бородка, гребешок – красный, перышки – оранжевый, ноги – желтый, хвост – разноцветные карандаши.)

               Петуха спросили дети:

               – Почему зовут вас Петей?

               Так ответил Петя детям:

               – Хорошо умею петь я!

                  И. Коньков

В некоторых районах нашей страны петуха называют «певень».

· Работа по составлению схем.

– Как бы вы назвали петуха?

петушок                   петух                        Петя

 

Петенька                     Петруша

– Как называется слог, на который падает ударение?

Если мы спросим француза, поляка или венгра, на какой слог падает ударение в слове, они очень удивятся. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый.

– А в русском языке на каком месте стоит ударный слог? (Ударение подвижное, то есть меняет место в словах.)

III. Итог урока.

– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?

– Что показалось наиболее интересным?

· Игра «Магазин».

Ход игры: из бумаги вырезаются кружки («монетки») с нарисованными на них точками поменьше, обозначающими количество слогов в слове:

Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения. На доске вывешиваются картинки с тем «товаром», который должен соответствовать названию магазина.

Магазин «Овощи». Картинки: картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, петрушка, укроп, тыква и др.

Дети самостоятельно делят слова на слоги, выбирают «монетку», подходят к «продавцу» (ученику или учителю) и отдают «денежку» ему. Если все решено правильно, то «продавец» дает соответствующую картинку.