Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ, УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ"
Оценка 4.7

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: " ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ, УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика +1
1 кл
02.04.2017
Конспект урока по  обучению грамоте 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема:  "  ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ, УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ"
(«Букварь», с. 30–31, Прописи № 1, с. 24–25) Цели: закрепить умение делить слова на слоги, определять слоги – ударные и безударные; развивать фонематический слух, а также мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся. Оборудование: предметные картинки для игры «Магазин». Урок построен с учетом требований федеральных образовательных стандартов начального общего образования
Деление слов на слоги.doc


Деление слов на слоги, ударные и безударные
слоги. Наблюдение над значением слова.
Повторение основных графических элементов
(«Б
укварь», с. 30–31, Прописи № 1, с. 24–25)

Цели: закрепить умение делить слова на слоги, определять слоги – ударные и безударные; развивать фонематический слух, а также мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся.

Оборудование: предметные картинки для игры «Магазин».

Ход урока

I. Организационный момент.

               Парта – это не кровать,

               И на ней нельзя лежать.

               Ты сиди за партой стройно

               И веди себя достойно.

II. Повторение пройденного.

· Работа по учебнику.

1. Игра «Раздели на слоги».

               Буду я сейчас водить,

               Слово вслух произносить.

               Слово нужно повторить

               И на части разделить.

(Учитель предлагает одно-, двух-, трехсложные слова, дети делят их на слоги и называют ударный слог.)

2. Работа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Чтение отрывка из сказки учителем.

               Три девицы под окном

               Пряли поздно вечерком.

               «Кабы я была царица, –

               Говорит одна девица, –

               То на весь крещёный мир

               Приготовила б я пир».

               «Кабы я была царица, –

               Говорит её сестрица, –

               То на весь бы мир одна

               Наткала я полотна».

               «Кабы я была царица, –

               Третья молвила сестрица, –

               Я б для батюшки–царя

               Родила богатыря».

· Рассказ о писателе.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830–31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи («мужа честна», говорит летописец, то есть знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории».

В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине.

Другим близким человеком для будущего поэта была Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей – женщина честная, преданная и очень умная; она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым (очень образованным человеком) Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна Пушкина и Елизавета Львовна, по мужу Солнцева, тоже имели влияние в доме), почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика), и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения.

· Беседа по иллюстрации в учебнике.

– Соотнесите иллюстрацию на с. 3 и прослушанный отрывок из сказки. Кого вы видите?

– Чем они заняты?

– Напомните начало сказки. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)

– Составьте схему этого предложения.

(   _____  ___  _____  _____  _____  ______ .)

– Соотнесите эту схему со схемой в учебнике. Для этого прочитайте это предложение по схеме.

· Работа со схемой предложения.

а) Деление слов на слоги.

б) Обозначение гласных звуков.

в) Постановка ударения в словах.

г) Нахождение безударных слогов.

– Почему в 1 и 3-м словах мы не поставили знак ударения?

(В словах один гласный звук.)

Составление схем слов (с. 31).

катушка              нитки                            клубок

 

Физкультминутка

               Хомка, хомка, хомячок

               (Хлопки в ладоши),

               Полосатенький бочок

               (Повороты туловища вправо-влево).

               Хомка раненько встает

               (Руки вверх – потянуться).

               Щечки моет, шейку трет

               (Массаж лица),

               Подметает хомка хатку

               (Наклоны вперед)

               И выходит на зарядку

               (Ходьба на месте).

               Раз, два, три, четыре, пять

               (Прыжки),

               Хомка хочет сильным стать

               (Хлопки в ладоши).

· Работа в Прописи.

Повторяются правила посадки при письме, проверяется положение ручки и тетрадки. Обращается внимание на плакат «Правильно сиди при письме».

– Отгадайте загадку:

               В узкий глазок

               Вдета тонкая нитка,

               И поплыла за корабликом прытко.

               Шьет, зашивает и колется колко.

               А называют кораблик …

                  (Иголка.)

– Рассмотрите рисунок на с. 24.

– Что делает мальчик? Для чего? (Вставляет нитку в иголку. Он будет шить.)

               Иголка и нитка –

               Большие дружки.

               Смотри, получились

               Какие стежки!

             Е. Благинина

– Какого цвета выберете нитку?

– «Вставьте» нитку в иголку. Ведем от иголки сверху вниз без отрыва.

а) Написание е-образных элементов (каждая строчка комментируется учителем).

б) Обведение «змейки» из нитки.

· Работа по учебнику.

Наблюдение над значением слов.

– Кто изображен на картинке?

– Назовите каждую из них.

Дева (устар.) – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

Девушка – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.

Девица – в отдельных выражениях и в народной словесности то же, что и девушка.

Девочка – ребёнок женского пола.

– Какие слова мы используем в современной речи? Объясните их значение.

– Где можно услышать слово «дева»? (Дева Мария и др.)

· Работа с многозначным словом.

– Рассмотрите два нижних рисунка на с. 31.

– Почему разные предметы названы одним словом?

– Что у этих предметов общее?

– У кого бывают иголки? (У ежа.)

– Составьте предложения с каждым из этих слов. Составьте схему предложения.

– Когда так говорят?

· «С иголочки». (Новый, только что и очень хорошо сшитый. О безупречно, по моде одетом человеке.)

· «Как иголка в стогу сена». (О том, чего нельзя, невозможно найти, обнаружить, разыскать.)

· «Как на иголках». (В состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.)

· Работа в Прописи.

– Написание е-образных элементов.

           Шила шубку –

           Сшила юбку,

           Шила шапку –

           Сшила тапку!

           Хороша швея Наташа!

       Е. Благинина

– Хорошая ли швея эта Наташа?

– Что говорят о таких людях? (Неумеха.)

– Рассмотрите рисунок на с. 25.

– Можно ли девочку назвать неумехой? А как назвать? (Умелица, мастерица.)

– Чем занимается девочка? (Вышивает петушка.)

– Подумайте, почему у девочки так хорошо все получается. (Она долго тренировалась, училась.)

– Нам тоже нужна тренировка. Рассмотрите петельки на первой строчке. Будем обводить по четыре петельки без отрыва синим и красным карандашами.

– Чем отличаются петельки на второй строке?

– Обведите.

– Рассмотрите третью строку. Это наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

– Начинаем писать снизу вверх, ведем наклонную линию, закругляем влево, пишем длинную наклонную линию, закругляем вправо. Рядом пишем сверху вниз длинную наклонную линию.

– Письмо в «воздухе»: раз – и, раз – и.

– Обведите элементы третьей строки.

– Теперь мы готовы «вышить» петушка. Какие карандаши нам понадобятся? (Бородка, гребешок – красный, перышки – оранжевый, ноги – желтый, хвост – разноцветные карандаши.)

               Петуха спросили дети:

               – Почему зовут вас Петей?

               Так ответил Петя детям:

               – Хорошо умею петь я!

                  И. Коньков

В некоторых районах нашей страны петуха называют «певень».

· Работа по составлению схем.

– Как бы вы назвали петуха?

петушок                   петух                        Петя

 

Петенька                     Петруша

– Как называется слог, на который падает ударение?

Если мы спросим француза, поляка или венгра, на какой слог падает ударение в слове, они очень удивятся. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый.

– А в русском языке на каком месте стоит ударный слог? (Ударение подвижное, то есть меняет место в словах.)

III. Итог урока.

– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?

– Что показалось наиболее интересным?

· Игра «Магазин».

Ход игры: из бумаги вырезаются кружки («монетки») с нарисованными на них точками поменьше, обозначающими количество слогов в слове:

Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения. На доске вывешиваются картинки с тем «товаром», который должен соответствовать названию магазина.

Магазин «Овощи». Картинки: картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, петрушка, укроп, тыква и др.

Дети самостоятельно делят слова на слоги, выбирают «монетку», подходят к «продавцу» (ученику или учителю) и отдают «денежку» ему. Если все решено правильно, то «продавец» дает соответствующую картинку.


Деление слов на слоги, ударные и безударные слоги

Деление слов на слоги, ударные и безударные слоги

Кабы я была царица, –

Кабы я была царица, –

Беседа по иллюстрации в учебнике

Беседа по иллюстрации в учебнике

Прыжки), Хомка хочет сильным стать (Хлопки в ладоши)

Прыжки), Хомка хочет сильным стать (Хлопки в ладоши)

Девочка – ребёнок женского пола

Девочка – ребёнок женского пола

Рассмотрите третью строку. Это наклонные линии с закруглением вверху и внизу

Рассмотрите третью строку. Это наклонные линии с закруглением вверху и внизу

Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения

Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017