Деление слов на слоги, ударные и безударные
слоги. Наблюдение над значением слова.
Повторение основных графических элементов
(«Букварь», с.
30–31, Прописи № 1, с. 24–25)
Цели: закрепить умение делить слова на слоги, определять слоги – ударные и безударные; развивать фонематический слух, а также мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся.
Оборудование: предметные картинки для игры «Магазин».
Ход урока
I. Организационный момент.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
II. Повторение пройденного.
· Работа по учебнику.
1. Игра «Раздели на слоги».
Буду я сейчас водить,
Слово вслух произносить.
Слово нужно повторить
И на части разделить.
(Учитель предлагает одно-, двух-, трехсложные слова, дети делят их на слоги и называют ударный слог.)
2. Работа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Чтение отрывка из сказки учителем.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки–царя
Родила богатыря».
· Рассказ о писателе.
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родился 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830–31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи («мужа честна», говорит летописец, то есть знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории».
В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине.
Другим близким человеком для будущего поэта была Арина Родионовна, когда-то вынянчившая мать Пушкина, а теперь нянчившая всех ее детей – женщина честная, преданная и очень умная; она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу. Только с нею да с бабушкой и еще с законоучителем своим Беликовым (очень образованным человеком) Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки (Анна Львовна Пушкина и Елизавета Львовна, по мужу Солнцева, тоже имели влияние в доме), почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика), и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера в переводе Битобе, перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века и из поэтов и мыслителей эпохи просвещения.
· Беседа по иллюстрации в учебнике.
– Соотнесите иллюстрацию на с. 3 и прослушанный отрывок из сказки. Кого вы видите?
– Чем они заняты?
– Напомните начало сказки. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
– Составьте схему этого предложения.
( _____ ___ _____ _____ _____ ______ .)
– Соотнесите эту схему со схемой в учебнике. Для этого прочитайте это предложение по схеме.
· Работа со схемой предложения.
а) Деление слов на слоги.
б) Обозначение гласных звуков.
в) Постановка ударения в словах.
г) Нахождение безударных слогов.
– Почему в 1 и 3-м словах мы не поставили знак ударения?
(В словах один гласный звук.)
Составление схем слов (с. 31).
катушка нитки клубок
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок
(Хлопки в ладоши),
Полосатенький бочок
(Повороты туловища вправо-влево).
Хомка раненько встает
(Руки вверх – потянуться).
Щечки моет, шейку трет
(Массаж лица),
Подметает хомка хатку
(Наклоны вперед)
И выходит на зарядку
(Ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки),
Хомка хочет сильным стать
(Хлопки в ладоши).
· Работа в Прописи.
Повторяются правила посадки при письме, проверяется положение ручки и тетрадки. Обращается внимание на плакат «Правильно сиди при письме».
– Отгадайте загадку:
В узкий глазок
Вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик …
(Иголка.)
– Рассмотрите рисунок на с. 24.
– Что делает мальчик? Для чего? (Вставляет нитку в иголку. Он будет шить.)
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Е. Благинина
– Какого цвета выберете нитку?
– «Вставьте» нитку в иголку. Ведем от иголки сверху вниз без отрыва.
а) Написание е-образных элементов (каждая строчка комментируется учителем).
б) Обведение «змейки» из нитки.
· Работа по учебнику.
Наблюдение над значением слов.
– Кто изображен на картинке?
– Назовите каждую из них.
Дева (устар.) – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.
Девушка – лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности.
Девица – в отдельных выражениях и в народной словесности то же, что и девушка.
Девочка – ребёнок женского пола.
– Какие слова мы используем в современной речи? Объясните их значение.
– Где можно услышать слово «дева»? (Дева Мария и др.)
· Работа с многозначным словом.
– Рассмотрите два нижних рисунка на с. 31.
– Почему разные предметы названы одним словом?
– Что у этих предметов общее?
– У кого бывают иголки? (У ежа.)
– Составьте предложения с каждым из этих слов. Составьте схему предложения.
– Когда так говорят?
· «С иголочки». (Новый, только что и очень хорошо сшитый. О безупречно, по моде одетом человеке.)
· «Как иголка в стогу сена». (О том, чего нельзя, невозможно найти, обнаружить, разыскать.)
· «Как на иголках». (В состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.)
· Работа в Прописи.
– Написание е-образных элементов.
Шила шубку –
Сшила юбку,
Шила шапку –
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
Е. Благинина
– Хорошая ли швея эта Наташа?
– Что говорят о таких людях? (Неумеха.)
– Рассмотрите рисунок на с. 25.
– Можно ли девочку назвать неумехой? А как назвать? (Умелица, мастерица.)
– Чем занимается девочка? (Вышивает петушка.)
– Подумайте, почему у девочки так хорошо все получается. (Она долго тренировалась, училась.)
– Нам тоже нужна тренировка. Рассмотрите петельки на первой строчке. Будем обводить по четыре петельки без отрыва синим и красным карандашами.
– Чем отличаются петельки на второй строке?
– Обведите.
– Рассмотрите третью строку. Это наклонные линии с закруглением вверху и внизу.
– Начинаем писать снизу вверх, ведем наклонную линию, закругляем влево, пишем длинную наклонную линию, закругляем вправо. Рядом пишем сверху вниз длинную наклонную линию.
– Письмо в «воздухе»: раз – и, раз – и.
– Обведите элементы третьей строки.
– Теперь мы готовы «вышить» петушка. Какие карандаши нам понадобятся? (Бородка, гребешок – красный, перышки – оранжевый, ноги – желтый, хвост – разноцветные карандаши.)
Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я!
И. Коньков
В некоторых районах нашей страны петуха называют «певень».
· Работа по составлению схем.
– Как бы вы назвали петуха?
петушок петух Петя
Петенька Петруша
– Как называется слог, на который падает ударение?
Если мы спросим француза, поляка или венгра, на какой слог падает ударение в слове, они очень удивятся. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый.
– А в русском языке на каком месте стоит ударный слог? (Ударение подвижное, то есть меняет место в словах.)
III. Итог урока.
– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?
– Что показалось наиболее интересным?
· Игра «Магазин».
Ход игры: из бумаги вырезаются кружки («монетки») с нарисованными на них точками поменьше, обозначающими количество слогов в слове:
Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения. На доске вывешиваются картинки с тем «товаром», который должен соответствовать названию магазина.
Магазин «Овощи». Картинки: картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, петрушка, укроп, тыква и др.
Дети самостоятельно делят слова на слоги, выбирают «монетку», подходят к «продавцу» (ученику или учителю) и отдают «денежку» ему. Если все решено правильно, то «продавец» дает соответствующую картинку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.