Реформа Вооружённых Сил
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с сущностью проводимой военной реформы в РФ.
2. Прививать любовь к Вооружённым Силам РФ.
Метод преподавания: рассказ, беседа.
Литература: «Гражданином быть обязан»/учебное пособие. – М., 1999 г.;
«Военная доктрина РФ» 2000 г.
Учебные вопросы:
1. Цели и причины военной реформы Вооруженных Сил РФ
2. Основные этапы реформы Вооруженных Сил РФ.
Вводная часть:
Провожу проверку наличия учащихся; объявляю тему, цели занятия и
учебные вопросы; приступаю к проведению занятия.
Новые политические задачи государства, появление новых источников
внешней опасности, изменение уровня производства и техники, средств
вооруженной борьбы, преобразования в общественном и государственном
строе вызвали необходимость коренных изменений в военной сфере.
Существенное преобразование военной системы государства называют
военной реформой. В многовековой истории Вооружённых Сил России их
было несколько. Отечественные историки выделяют следующие военные
реформы:
военная реформа Ивана IV (15501557 гг.);
военная реформа Петра I (16981721 гг.);
военная реформа Д.А.Милютина (18621874);
военные реформы 19051912 гг.;
военная реформа в СССР (19241925 гг.).
Все они были вызваны объективными причинами и содержали меры по
дальнейшему укреплению Вооруженных Сил, коренным преобразованием в военнополитической, военноправовой, военнотехнической, военнонаучной
и собственно военной сферах.
В настоящее время перспективы развития Вооруженных Сил России
также напрямую связаны с успешным проведением начавшейся военной
реформы.
1й учебный вопрос. Цели и причины военной реформы Вооружённых
Сил РФ.
Кризис в экономической, политической, духовной сферах нашего
общества отразился и на состоянии Вооружённых Сил, их боеспособности.
Это вызвало необходимость приведения армии и флота в соответствие с
финансовыми и экономическими возможностями государства и угрозами его
военной безопасности.
Главная цель проводимой реформы – создание компактных,
эффективных Вооружённых Сил, способных обеспечить выполнение
различных задач по обеспечению военной безопасности. Суть военного
реформирования может быть выражена в афоризме: хороша не та армия,
которая дерётся, а та, которая самим фактом своего существования не только
сдерживает нападение, но и не допускает возникновения самой мысли о
возможной агрессии»
Основными причинами реформирования Вооруженных Сил являются:
1. Изменение геостратегического положения России.
Новая эпоха российской истории и истории Вооружённых Сил была
связана, в первую очередь, с распадом единого советского государства,
роспуском военнополитической организации социалистических государств
Варшавского договора, прекращением глобальной военной конфронтации.
Угроза общемировой войны хотя не исчезла совсем, но значительно
уменьшилась. В то же время резко возросла угроза локальных региональных
вооружённых конфликтов на базе национальноэтнических, религиозных и
территориальных противоречий. Обострилась борьба за доступ к
перспективным источникам сырья, рынкам сбыта. Усилилась опасность
распространения ядерного и других видов оружия массового поражения,
терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, техногенных
катастроф.
2. Кризисное положение в стране требует приведения Вооружённых
Сил в соответствие с её экономическими возможностями.
Военные расходы России составляют около 4% годового бюджета
страны, в то время как её доля в мировом экономическом производстве составляет лишь 2%. Анализ состояния Вооружённых Сил, проведённый в
середине 90х годов XX века, показал, что их структура, боевой состав,
уровень боевой подготовки, технической оснащённости вошли в противоречие
с финансовоэкономическими возможностями государства. Уровень
финансирования не мог удовлетворить потребности повседневного
функционирования такой военной организации в существующих структуре,
численности и составе. Из общей суммы расходов Вооружённых Сил 70% шло
на денежное довольствие, зарплату и продовольственное обеспечение. При
этом уровень денежного довольствия не соответствовал сложности,
напряжённости, значимости и высокой ответственности воинской
деятельности. Почти 100 тысяч семей военнослужащих не имели жилья,
катастрофически не хватало средств на боевую подготовку, научно
исследовательские и опытноконструкторские работы, закупку оружия и
военной техники.
3. Объективная необходимость и безотлагательность
реформирования военной организации государства связаны и с
рядом демографических изменений.
В настоящее время при значительности людских ресурсов на военную
службу приходит лишь четвёртая часть выпускников. Вследствие этого в
армии и на флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского
состава, что снижает уровень боевой готовности.
Ситуация с комплектованием воинских частей усугубляется наличием
воинских формирований ещё у нескольких министерств и ведомств, также
претендующих на призывной контингент. Жизнь диктует необходимость резко
уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские формирования,
решительнее переходить к смешанной, а затем и контрактной системе
комплектования частей. При сокращении Вооружённых Сил эта перспектива
становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы перейти к
профессиональной армии.
Таким образом, Россия самой жизнью поставлена перед объективной и
насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения
геополитической ситуации в государственном устройстве, экономике, в
духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований
военной организации государства.
2й учебный вопрос. Основные этапы реформы Вооружённых Сил РФ.
Военная реформа должна быть проведена в 2 этапа:
1 этап (19972000 гг.) включал решение следующих задач: в 1997 году Ракетные войска стратегического назначения, военно
космические силы и Войска ракетнокосмической обороны преобразованы в
качественно новый вид Вооружённых Сил РФ – ракетные войска
стратегического назначения (РВСН). Они состоят из ракетных армий,
воинских частей и учреждений запуска, управлений космическими
аппаратами, а также объединений и соединений войск ракетнокосмической
обороны. Такая реорганизация позволила повысить эффективность
возможного применения РВСН на 20% и дала экономический эффект,
превышающий 1 трлн. рублей.
в 1998 году завершено объединение Военновоздушных сил и войск
противовоздушной обороны в единый вид Вооружённых Сил – военно
воздушные силы;
к 1999 году численность армии и флота сокращена до 1.2 млн. человек. Это
оптимальное количество личного состава с экономической и собственно
военной точки зрения позволят обеспечить надёжную оборону России.
Оборонная мощь нашей страны будет исчисляться не численностью
Вооружённых Сил, а их высокой боевой готовностью, технической
оснащённостью и мобильностью;
в условиях проводимой реформы осуществлён переход от существовавшей
ранее пятивидовой структуры к четырёхвидовой. С 1998 года Вооружённые
Силы представлены следующими видами войск: ракетные войска
стратегического назначения; военновоздушные силы; сухопутные войска;
Военноморской флот;
мероприятия по реформированию глубоко затрагивают все четыре вида ВС
России. В сухопутных войсках будет уменьшено количество дивизий, одна из
них будет предназначена для выполнения миротворческих функций;
военноморской флот в целом сохраняет свою структуру: остаются четыре
флота – северный, балтийский, тихоокеанский и черноморский, а также
каспийская флотилия. Реформирование флота осуществляется по линии
концентрации сил и средств на основных и морских направлениях. Флот
оставит на вооружении наиболее эффективные корабли, подводные лодки и
соответствующие силы обеспечения. При этом значительно возрастает роль
морской авиации;
с 1998 года началось сокращение числа военных округов до 6 (в СССР их
насчитывалось 16). В соответствии с «Основами (Концепцией)
государственной политики по военному строительству на период до 2005
года» сформирована новая система административного деления страны. На
базе военных округов, округов внутренних войск и пограничных округов
определено 6 стратегических направлений. Определена ведущая роль каждого из ведомств при решении конкретных
задач. Так, министерство обороны отвечает за оборону страны на суше и на
море, а также защищает госграницу в воздухе и под водой. При вторжении
интервентов на территорию страны именно оно будет руководить всеми
войсками.
II этап реформы (20002005 гг.):
Предусматривает качественное совершенствование сокращённых
вооружённых сил. Большое внимание будет уделено разработке новых
образцов вооружений с последующим масштабным перевооружением армии,
флота и других войск на боевую технику XXI века.
в последующем предполагается ликвидировать как самостоятельную
структуру РВСН и перейти к трёхвидовой системе (по сферам применения
войск: суша, море, воздух и космос), а в конечном итоге – к двум
компонентам: Стратегическим силам сдерживания (ССС) и Силам общего
назначения (СОН);
проводимые мероприятия позволят не только существенно сократить
расходы на оборону, но и повысить эффективность и боеспособность ВС РФ.
Заключительная часть. Напомнить тему, цели и учебные вопросы. Ответить
на вопросы учащихся. Опросить по контрольным вопросам.
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Реформа Вооружённых Сил». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Реформа Вооружённых Сил». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Реформа Вооружённых Сил». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Реформа Вооружённых Сил». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Реформа Вооружённых Сил». (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.