Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
5 кл
27.03.2017
Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс
песня "Гимн семьи"
Публикация является частью публикации:
семья и семейные ценности.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Семья, семейные ценности 1. 5  класс. 2 Семья, семейные ценности; урок №10 7.  Учебник:Н.Ф.   виноградова,   В.И.   Власенко,А.В.   Поляков   «Основы   духовно­   нравственной   культуры   народов России»»/ Москва издательский центр Вентана­граф, 2017 8. Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина;   выяснить, как традиционные религии относятся к семье. 9. Задачи урока:  формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;   способствовать формированию  понимания значимости семейного   воспитания для становления личности;  познакомить   учащихся   с   основными   семейными   ценностями   в   христианстве,   иудаизме,   исламе,   буддизме; подвести  учащихся  к  выводу, что  семейные ценности различных  религиозных   культур совпадают;  воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним. 10. Ожидаемые результаты. 10.1.В результате изучения темы учащиеся:  смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности;  учащиеся на основе полученных знаний смогут сделать вывод о роли  семьи в жизни каждого человека. 10.2.  На каждом этапе урока будут формироваться или развиваться личностные, метапредметные или предметные результаты: Этапы урока 1.Организационный  момент 2. Мотивационный  Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Формирование ответственного   Развитие умения определять   Развитие умения  этап (постановка  цели и задач урока,  отношения к учению, готовности  и способности обучающихся к  тему урока и ставить задачи мотивация учебной  деятельности  саморазвитию на основе  мотивации к обучению и  учащихся). познанию самостоятельно определять  цели своего обучения,  развивать мотивы и интересы  своей познавательной  деятельности 3. Актуализация  знаний учащихся. Формирование целостного  мировоззрения  Развитие умения логически  мыслить; определять цель  Развитие умения  выполнять  познавательные и практические 4. Усвоение новых  знаний урока, умение давать  определение понятию: семья,  семейные ценности Развитие умения  логически  мыслить, находить нужную  задания  Развитие умения  сознательно  организовывать свою 5.  Закрепление Формирование ценностных  информацию в  различных  источниках, вести диалог,  познавательную деятельность,  излагать суждения в процессе  аргументировать собственную  точку зрения; работать в группе. Развитие умения  обобщать  коммуникации с  одноклассниками. Развитие умения  сознательно  ориентиров, заинтересованности  не только в личном успехе изученный материал, понимать  роль семьи в жизни каждого  организовывать свою  познавательную деятельность,  человека умения выполнять  познавательные и практические задания. 6. Информация  о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению 7. Рефлексия Формирование коммуникативной  компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками  в процессе различных видов  деятельности; формирование  познавательного интереса к  Развитие умения  соотносить  свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в  процессе достижения  результата предмету. 11. Тип урока. Урок «открытия нового знания» 12. Формы работы учащихся Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа, работа по репродукциям картин, заполнение сравнительной таблицы, толковый словарь. 13. Необходимое техническое оборудование  Мультимедийный проектор,экран, компьютер, учебник, раздаточный материал, фломастеры, маркеры. 14. Конечный результат:      Составление сравнительной таблицы 15. Оформление:     Мультимедийная презентация, ромашка 16. План урока 1. Семья. Семейные ценности. 2. Семья в религиях России. 17. Предварительная подготовка:                                                                            СТРУКТУРА И ХОД  УРОКА Этапы урока 1.Организационный  момент (1 мин.) Действия учителя Действия учащихся Организация ситуации успеха на уроке: Настраиваются на совместную  работу  Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем. ­ Вы чувствуете солнечное тепло? Подарим свои улыбки друг другу. Пусть   сегодня   на   уроке   благоприятствует теплая дружеская атмосфера. 2. Мотивационный этап (постановка   цели   и задач урока, мотивация учебной   деятельности учащихся) (5 мин.) Звучит музыка .  …Когда­ то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: ­Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». ­ Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". ­ Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? ­ «Я, я, я» ­ Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась … (семья). Назовите тему урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?  Давайте   составим   план   урока?   (учитель прикрепляет листочки с планом урока на доску) Что такое семья?  ­ А бабушки и дедушки будут являться членами семьи? ­   Семья.   Довольно   часто   мы   слышим   или Ответ учащихся: СЕМЬЯ. Ответы учащихся. 1.что такое семья? 2.Что такое семейные ценности? 3.   Семейные   ценности   в   разных религиозных культурах. Ответы учащихся. произносим   это   слово,   но   часто   ли   мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое Учащиеся   работают   со   словарями   и определение вы бы дали понятию «семья»?  ­(СЛОВАРНАЯ   РАБОТА(У   КАЖДОГО   НА сравнивают   определения,   которые   дали   в словарях   и   то,   которое   они   дали   сами. ПАРТЕ ЛЕЖАТ  разные СЛОВАРИ ) ­ Давайте проверим правильно ли мы с вами дали (разные   определения, очереди)  читают   по определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. ­ Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»? ­Назовите всех членов вашей семьи? прилагательные, ­Подберите характеризующие вашу семью?(дружная, большая, имена     Ответы   учащихся.   Вывод:   Семья   – основанная на браке или кровном родстве малая   группа,   члены   которой   связаны общностью   быта,   взаимной   помощью, моральной и правовой ответственностью. Учащиеся перечисляют членов семьи,  характеризуют свою семью крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) .Посмотрим на 1 пункт плана. Мы узнали Что такое семья? Ответ: Да 3. Актуализация знаний учащихся (15 мин.) ­ О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас и познакомитесь. Ответы учащихся: на семейных ценностях. Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить   Мудрец   внимательно   выслушал дружно. просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для   счастья,  напишите,  какой   вы   хотите   видеть свою   семью».   Собралась   эта   огромная   семья   на семейный совет и решили они, чтобы семья была Учащиеся   работают   на   месте,     называют дружной,   надо   относиться   друг   к   другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)  слова , а учитель  прикрепляет   слово,  на «лепестке» на доску. На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют   качества,   учитель   переворачивает лепестки ромашки с названием качеств. Понимание  Любовь   Уважение   Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Ответы учащихся. Учащиеся   ищут   правила   в   учебнике   и перечисляют их. ­На   основании   этих   качеств   составьте,     какие правила   должны   быть   в   семье:   Пользуясь учебником на странице 74. Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь   понять   каждого   и   если   надо простить. Никогда не смейтесь над кем­то. Уважайте родственников. Почитайте родителей, и т. д. _Работа с учебником Стр.74 Как вы думаете, на чём держится семья?  Ответ учащихся: на семейных ценностях. ­ « В давние времена жила одна семья, и в ней царили   любовь   и   согласие.   Молва   об   этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у   главы   семьи:   «Как   вам   удаётся   жить, никогда   не   ссорясь,   не   обижая   друг   друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель   посмотрел   и   удивился,   на   листе было написано сто раз одно и тоже слово… ­ Какое это слово? У нас остался один лепесток неоткрытый     (учитель   показывает)   «лепесток», скажите   какоеэто   слово,   которое,   по­   вашему мнению, написал старец. ­ «ПОНИМАНИЕ»     Старец   на   бумаге   написал   слово (если   учащиеся   слово «понимание»   не   указали,   то   учитель   добавляет слово к «ромашке»). Как вы думаете почему? Ответ: ромашка ­   Ребята,   посмотрите,   что   у   нас   с   вами получилось? ­   Ежегодно в России отмечается Всероссийский день   семьи,   любви   и   верности.   Этот   праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России  считается ромашка. ­ На чём держатся лепестки? ­   Что   может   случиться   с   лепестками,   если Ответ: На сердцевине. Ответ: Он погибнет. повредить сердцевинку? ­ Что же символизирует сердцевинка? ­ Для чего человеку нужна семья? ­ Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (фото на слайдах) Ответ: Ценности, на которых основывается семья. Ответы учащихся. Предполагаемый   ответ: фотографиях семья     на   всех изображена   счастливой (Каждый ответит по­своему,на вопрос: «для чего человеку нужна семья»,   но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.) ­ Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в   любом   возрасте:   ощущение   своей   нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. .­   Посмотрите   на   план   урока.   Мы   с   вами Ответ:да выполнили 2 пунк нашего плана? Физкультминутка  _давайте и мы с вами вместе немного отдохнем. (видео). Учащиеся   под   музыку   выполняют упражнения   Усвоение   новых 4. знаний (20 мин.) ­ О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке? Ответ:   Что   такое   семья,   на   каких семейных ценностях держится семья. ­ Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем Ответы учащихся: о религиях; о том, как говорить   сегодня   на   уроке?   Чтобы   узнать   нам нужно открыть учебники на стр.74­76 ­ На слайде записаны слова. Что это? ­   Как   вы   считаете   одинаково   ли   религии относятся к семье?  ­   Совпадают   ли   семейные   ценности   в   разных религиозных культурах? ­  нам нужно будет проверить и доказать ­ Для того чтобы проверить ваши преположения и ответить  на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать   исследователями,   которым   нужно поработать   с   различными   источниками   и представить свою работу. ­   Работая   индивидуально   с   учебником   стр. 74,75,76  каждая из вас представляет религиозную культуру;   в   рабочих   листах   вы   должны   будете записать   семейные   ценности   религии,  с  которой религии относятся к семье. Учащиеся читают:  Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии. Предположения учащихся. Предположения учащихся. Каждая   ученица   это   отдельная   группа, каждая   группа   представляет   религиозную культуру.   Дети   получают   источники,   из которых   должны   выписать   семейные ценности  религиозных культур. Затем идёт обмен   информацией.(выдаются   листы   с вы работали  Работа с источниками . (Приложение) Ислам, иудаизм, православие, буддизм Чем Отношени Как Обязаннос является семья должны жить люди к   я старшим ти родителей в браке перед детьми подготовленной таблицей) По   ходу   проверки   задания   на   экране выводится таблица. «Христианская   культура»:    почитать родителей,   заботиться   родителях,слушаться родителей,говорить   о о   пожилых     своих родителях уважительно. «Исламская культура»:почитать  и уважать   молиться   за   родителей, родителей, слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения. «Буддийская   культура»:поддерживать   исполнять   свои своих   родителей, обязанности   по   отношению   к   родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции. «Иудейская культура»:чтить отца и мать, своих   родителях, заботиться   о   прислушиваться   к   мнению   старших, благословлять и уважать родителей. ­   Совпадают   ли   представления   о   семейных ценностях   в   разных   религиозных   культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу ­  ) ­ Как вы считаете, почему?  Ответы учащихся: Да, совпадают. ­   Есть   ли   расхождения   в   разных   религиозных Предполагаемый ответ: Семья – это свято культурах?   (обращается   внимание   учащихся   на таблицу ­   для всех Предполагаемый   ответ:   да,   но   они незначительны. ­ Молодцы!  Вывод:   В   каждой   религии   семейные   ценности одинаковы.   Во   всех   религиях   семья   играет огромную   роль   в   жизни   человека.   Основными ценностями семьи является любовь мужа и жены друг   к   другу,   к   детям,   почитание   родителей, согласие   ,   забота,   терпение,   уважение, 5.  Закрепление  (1 мин.)  ответственность друг перед другом Вернемся к 3 пункту нашего плана. Ответили мы на этот вопрос? – Знакомство с повестью о Петре и Февронии Семья   –   это   школа   любви.   Учиться   любить здесь   могут   все   –   и   папа,   и   мама,   и   дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить  Бога,  если   не  умеешь   любить  того, кого видишь каждый день. Прекрасным   примером   любви   и   верности   в семье является повесть о Петре и Февронии. Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно.(   Краткий   пересказ   одним из учащихся или видео посмотреть) Правил   Муромским   княжеством   в   начале   13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр.   Повадился   ходить   к   княгине   блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из   раны   чудища   попадает   на   кожу   Петра   и Учащиеся   смотрят   и   слушают   видео   о Петре и Февронии тот   заболевает.   И   никто   из   лекарей   помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую,   красивую   и   мудрую   девушку Февронию.   Она   и   спасла   князя   от   тяжелой болезни.   Что  было   дальше?   Конечно   же,  они полюбили   друг   друга,   поженились,   и   стала крестьянка   княгиней.   И   все   было   хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что   ими   правит   крестьянка.   Предложили бояре   Февронии   взять,   что   угодно   и   уйти   из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела.   Петр,   узнав   о   том,   что   его   хотят разлучить   с   любимой   женой,   добровольно отказался   от   власти   и   отправился   с   ней   в изгнание.     Но   вскоре   в   Муроме   начались несчастья,   дошло   до   кровопролития.   И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали   они   похоронить   их   вместе.   Однако чудесным   образом   их   тела   оказались   вместе. Дважды   пытались   их   разложить   по   разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.  День   памяти   Петра   и   Февронии   отмечается церковью с 1547 года,  Ответ:взаимная   мудрость,   терпение, ­Назовите   ,   какие   качества   святых   Петра   и любовь Февронии позволили сохранить семью? Ответы учащихся. Записывают домашнее задание.  6.   Информация     о домашнем   задании, инструктаж   по   его выполнению  (1 мин.)  ­ Как вы думаете, а пословицы о семье есть? ­ Домашнее задание: (на выбор учащихся) -7777777 ­ подготовить пословицы о семье ­ нарисовать рисунок на тему: «Моя семья» ­ составить рассказ о своей семье 7. Рефлексия  (2 мин.) Организует рефлексию  ­   сегодня   на   уроке   вы   узнали,  что   семья   –  это любовь и обязанность, нежность и справедливость. У нас была возможность высказаться, послушать других. А   сейчас   я   предлагаю   вам   выполнить   задание которое вы видите на слайде  Продолжи предложение: ­ я хочу чтобы моя семья была…. Родным я хочу пожелать… Оцените свою работу на уроке ­ Я предлагаю подарить нашей ромашке  Продолжают предложения по очереди. Осуществляют самооценку деятельности: солнышко. .(У вас  лучики желтого и голубого  цветов). Лучики нужно прикрепить к солнышку:  Оцени свою работу на уроке по следующим критериям  желтого цвета – мне очень понравилось, получил  много интересной информации; голубого цвета ­   Критерии   оценки   эффективности   работы на   уроке(вы   видите   на   слайде):   лучики было не интересно, не было никакой полезной  информации..   желтого   цвета   –   мне   очень   понравилось, получил   много   интересной   информации;   было   не лучики   голубого   цвета   ­   интересно,   не   было   никакой   полезной информации.. Наш урок мне бы хотелось закончит  стихотворением:  Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда­ Семья­это главное! Через года Сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди  Всем большое спасибо за работу на уроке! И в память о нашем уроке давайте подарим нашим Дарят гостям ромашки гостям по ромашке­ символу семьи (Звучит ГИМН семьи видеоролик)

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс

Конспект урока по ОДНК "Семья и семейные ценности" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017