Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой" (1 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
02.04.2017
Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России" для 1 класса по теме "Что у нас над головой". Описаны все этапы урока и деятельность учителя и учеников. Представлена практическая работа для учеников с пластилином: модель солнца. На данном уроке изучаются Солнце и облака.
конспект урока.doc
I. Орг. момент
Что у нас над головой?
Ход урока
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
II. Постановка задач урока
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь рады нашей встрече.
Сегодня Мудрая Черепаха и Муравьишка предлагают нам совершить путешествие на
ракете. На доске появляется картинка.
Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Дети: Есть приготовиться! (Дети встают)
У.: Пристегнуть ремни!
Д.: Есть пристегнуть ремни! (имитируют движение)
У.: Соединить контакты!
Д.: Есть контакты! (Хлопок в ладоши 1 раз)
У.: Завести моторы!
Д.: Есть завести моторы!
У.: К старту готовы?
Д.: Готовы! (стоят на месте)
У.: Пять, четыре, три, два, один…
Д.: Пуск! (хлопают в ладоши, садятся)
Мы взлетаем. Ракета уносит нас далекодалеко от Земли! Мудрая Черепаха приготовила
для нас загадку. Если мы отгадаем ее, то узнаем, куда мы летим.
Голубой платок,
Алый колобок,
По платку катается,
Людям улыбается
(Небо и Солнце)
С чем сравнивается небо в загадке? (С голубым платком).
А Солнце? (Солнце – алый колобок)
Во время путешествия, мы поговорим о том, что у нас головой.
III. Изучение нового
1) Что такое Солнце?
!!!! Посмотрите, пожалуйста, на изображение Солнца и подумайте, какую форму оно
имеет? (Учитель показывает 3 предмета: кубик, тарелку, мяч). На что оно точно не
похоже? (на кубик) Остались тарелка и мяч. Поднимите руки те, кто считает, что солнце
похоже на тарелку. А теперь поднимите те, кто считает, что похоже на мяч. Какую
геометрическую фигуру имеет тарелка? (форму круга). А какую мяч? (форма шара).
Какую всетаки форму имеет солнце: круга или шара? Мнения разделились, давайте
обратимся к Мудрой Черепахи.
Мудрая Черепаха !!!!: хотя мы видим на небе круг, на самом деле, солнце – это шар.
Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.
Модель – это предмет, изображающий другой предмет.
Пластилин какого цвета мы будем использовать? (желтый)
2) Практическая работа
Поднимите модели Солнца высоко над головой. Мудрой Черепахи понравились ваши
«солнышки». Молодцы! Вы хорошо потрудились! Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле?
(предположения детей).
Значит Солнце – это не просто шар, а огромный шар.
Ребята, Муравьишка Вопросик хочет чтото спросить у Солнышка. Что же он
спрашивает?
Солнышко – веселышко, Ты такое теплое! Солнышко – веселышко, Ты такое
доброе! Почему же, Хоть чуть чуть, На себя не дашь взглянуть.
Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
Почему мы не можем смотреть на Солнышко? (Оно горячее, раскаленное, пылающее)
Значит солнце не просто огромный шар, а огромный пылающий шар. Кто сможет
повторить, что такое Солнце?
Муравьишка собирается посмотреть на Солнышко, но мы должны его остановить и
объяснить, почему этого делать нельзя. Почему нельзя смотреть на Солнце? (можно
испортить зрение)
Ребята, но ведь люди очень умные, и они придумали аксессуар, который позволяет,
защитить наши глазки от яркого Солнца. О каком предмете я говорю?
К какому выводу мы пришли?
Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить
солнцезащитные очки.
У.: Что нового мы сегодня узнали о Солнце?
Д.: Солнце это огромный пылающий шар, находящийся от земли очень далеко. Смотреть
прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.
Что мы еще можем увидеть днем на небе во время нашего путешествия? А вот и наше
облачко.
3) Что такое облака?
А как вы думаете, что такое облако? (предположения)
Cейчас мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
Кто из вас видел, что происходит с водой когда она закипает, например в чайнике?
(превращается в пар)
А водяной пар это мельчайшие капельки воды.
В окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды, а не только
над чайником. Они настолько малы, что наш глаз их не видит. Но как только воздух
охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капельки.
Так и образуются облака.
Кто же мне может теперь сказать, из чего состоит облако? (из мельчайших капелек
воды).
Иногда мы с вам наблюдаем такое явление, выйдя из дома не можем рассмотреть что
находится в 5 метрах от нас, хотя на улице светло. Когда такое бывает? (когда на улице
туман)
Что же такое облако? (облако это туман, состоящий из мельчайших капелек воды)
Ребята, не просто туман, а густой туман. И где этот туман находится? (Высоко в небе)
Так, что же такое облако? (облако это густой туман высоко в небе, состоящий из
мельчайших капелек воды).
Облака бывают разные, т.к. они находятся на разной высоте от Земли и имеют разную
форму. По форме и расположению облаков на небе можно предсказывать погоду.
4) Виды облаков
Первый вид облаков, с которым мы познакомимся, находится на большой высоте от
Земли и обычно предвещают ухудшение погоды. Они называются перистыми. Их так
назвали не зря, они очень похожи на перья, которые разбросала жарптица. Как называются такие облака? (перистые). На что они похожи? Покажите из того, что у
вас есть на парте. Приклеим наше пёрышко вверху слева. Кто запомнил, что предвещают
эти облака? (перемену погоды)
Чуть ниже этих облаков располагаются кучевые облака. Эти облака похожи на кучи
ваты, расположившейся на небе. Это самый причудливый и волшебный вид облаков. Они
могут принимать различные формы и быть похожими на какихнибудь животных или
сказочных персонажей. Кто запомнил, как называются такие облака? На что они похожи?
Самые нижние облака называются слоистые, они обычно плотно покрывают всё небо,
нередко из них идёт затяжной моросящий дождь. Они очень тонкие, напоминают нити,
располагаются слоями, напоминая этим самым слоистый пирог.
С какими видами облаков мы с вами сегодня познакомились? Кто может повторить?
IV.
Закрепление знаний
Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на
облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом
деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети узнают, что облако — это густой туман
высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды и поэтому летать на нём можно
только в сказке.
Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки:
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет
Одним пером. (Ночь)
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудозёрна.
Он то в масле, то в сметане.
Блин в окошке виден Тане;
(Ночь, звёзды)
(Луна)
Далее проводится работа со с. 19 учебника. Учитель спрашивает: «Почему рядом со
звездами изображен медведь?» Дети высказывают предположения; возможно, ктото знает
правильный ответ. Учитель рассказывает: «Ещё в древности (многомного лет назад) люди
видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры
напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами. Например, Большая
Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано
созвездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как
раз и получается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно
её хвост. Чтото тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя
короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об
этом рассказывает одна из древних сказоклегенд. Оказывается, это не просто медведица, а
заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу.
Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но
добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».
Затем учитель говорит: «Обратите внимание на то, что самые яркие звезды этого
созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, учитель
демонстрирует кухонный ковшик, делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы
было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Найдите на рисунке
ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точекзвёздочек. (Три.) А из скольких
звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой
Медведицы? (Семь.)»
Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть все звёзды Большой
Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хорошо видно.
Затем учитель просит детей на рисунке (с.19) соединить пальчиком звёзды, мысленно
проводя линию от крайней звезды в ручке ковша. После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с.10, № 2):
карандашом соединяют точкизвезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.
Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Что у нас над головой" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.