Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
экология
1 кл
10.07.2018
Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»
Цель : ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира. Задачи: 1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края; 2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности; 3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Ожидаемые результаты урока: • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.Проблема, которая ставится перед детьми на уроке: Зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Конспект урока экологии для 1 класса.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хомутовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Домникова В.М.» Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»             Учитель начальных классов Питеримова Т.В. 2016- 2017 уч.г. Конспект урока экологии для 1 класса «Будь природе другом!» Проблема, которая ставится перед детьми на уроке:  Зачем необходимо беречь и любить живую природу? Цель : ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно –  правильного отношения к представителям растительного и животного мира. Задачи: 1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края; 2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе  игровой деятельности; 3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Ожидаемые результаты урока:  Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе,  основанного на ее нравственно­эстетическом и практическом значении для  человека.  Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической  деятельности. Презентация  к уроку  «Путешествие по планете Земля» «Будь внимателен и осторожен к природе!» Ход занятия: Учитель: дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах ­ государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным  царством. Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну – царство животных: вот мы  видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок,  ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась ­ за кем­то  охотится, мишка ­ косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в  чехарду. Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и  просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем? Ответы детей: да, поможем! Учитель: злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась ­ волшебные часы, на которых надо правильно указать – какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое сейчас  время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и  ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос. Учитель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной  цветной бумагой (белой ­ зима, желтой ­ осень, зеленой ­ весна, красной ­ лето). Учитель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие,  которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья  перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои  домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина). Учитель: дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем? Ответы детей: домашние. Учитель: а животные, которые не живут с человеком? Ответы детей: дикие. Учитель: Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он  принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин  испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что  произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу?  Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему? Ответы детей: нет, не смогли бы выжить в лесу. Учитель: правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если  человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот  поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом. Физкультминутка  Учитель: дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких  странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь  животным вернуться к себе домой. Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там?  Почему нет? Ответы детей: он перегреется – у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного  жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на  каких он охотится. Учитель: а, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? Ответы детей: он замерзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет  охотиться – он заметен на белом снегу. Учитель: а зебра? А слон?... Ответы детей: нет. Учитель: дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно  расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно  соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. (Перед детьми  лежат пазлы животные, нужно их собрать). Учитель: молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но  зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала.  Нужно каждое бревнышко расколдовать. Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и  расколдуем бревнышки. 1.Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2) 2.Щука – это птица? (Нет). 3.Большая рыба с усами? (Сом). 4.Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка). 5. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль). 6.Жилище муравьев? (Муравейник). 7.Лохматые любители меда? (Медведи). 8.Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру). 9.Мелкие летающие «кровососы» (Комары). 10.Объясните название «Красная книга»? Учитель: Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно  ответили на все вопросы.  Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг  себя повернись. А теперь мы оказались в  «Царстве растений».  ­А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к  пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от  крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от  животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света). ­Где живут растения? Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах. (Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть  буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям  необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и  сухо). Учитель: Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство­государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и  непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему? Ответы детей: потому что не будет кислорода и мы не сможем дышать. Учитель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов,  полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным  дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли. ­А что нужно растениям для нормального роста и развития? Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет. Учитель: Но не только это, а что же ещё? Ответы детей: ещё нужна плодородная земля­почва. Учитель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то есть богата питательными  веществами­там растут здоровые растения, а на бедной, скудной­чахлые, слабые! Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать,  рыхлить, окучивать, удалять сорняки ), и пока не собран урожай люди ухаживают за  посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые  живут только при участии человека, называются Культурными растениями. Показ картинок: Учитель: «Где растёт это растение?» Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе. Физкультминутка ­А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает  человек? (дискуссия детей) ­Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и  называют их Дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка­природа». Ветер  разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву­прорастают, растут и  становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с  бабочками, шелковистой травой.  Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло? Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах,  полях, лесу). ­Кто знает, как эти ягоды называются? Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника. Учитель: а кто же их посадил? Ответы детей: выросли сами Учитель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие). ­А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод. Дикорастущие растения живут по своим законам ­ им совсем не нужна помощь человека.  Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами. ­А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы: Ответы детей: свет, влага, плодородная почва. Ответы детей: нет. Учитель: можем ли мы помочь таким растениям? Как? Ответы детей: пересадить в плодородную почву. 3)Игра «Дикорастущие и культурные растения» ­Назову дикорастущее растение­молчок, культурное­хлопок. Заключительная часть. Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения.  Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных  растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где  оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и  культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют,  подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2­4 детей спросить, почему положили  именно сюда).  Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве? Учитель: Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится  беспорядок. Пришёл к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу.  Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги,  сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в  лесу. Стихотворение «Про всех на свете» Все – все, все на свете, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепых Нужны все на свете! Нужны все подряд – кто делает мед И кто делает плохие дела У кошки без мышки, у мышки без кошки, Не лучшие делишки! И, если мы с кем – то не очень дружны, Мы все – таки очень друг другу нужны. А если нам кто – ни будь лишним покажется, То, это конечно, ошибкой окажется! Все – все, все на свете, на свете нужны. И это все дети запомнить должны. Б. Заходер Рассказ «Девочки в лесу» Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву  отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки  уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной  песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля  собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу  яичную скорлупу и положила в сумку. ­ Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в  лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила  подруге:______________________________ (По В.А. Сухомлинскому) Вопрос детям: Что по­вашему, ответила Лида и почему? Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес» В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок  Паша да дочка Даша. Как­то раз отправилась мама­медведица прогуляться с малышами по лесу.  Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло. Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой  грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами. Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани,  и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля. Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть,  как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка. Что Паша сделал неправильно? Медведица Ангелина остановила сына: – Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во­первых, орешник – живой, и ему  больно, как бывает больно тебе. А во­вторых, осенью на ветке орешника  созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные  мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи! – Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его! Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок? – Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за  каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его  медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет  мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь  дядюшку­шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком. – Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов  прогонять, пусть себе мед собирают! – Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в  траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет? Можно ли рвать в лесу цветы? – Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром  потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро  завянут. – Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно  сидела на стебельке. – Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька. – Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама. – Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре. – Давай! – обрадовалась Даша. Можно ли ловить бабочек? Почему? Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли. – Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки  цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят. – Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий  муравейник, построенный из высохших сосновых иголок. – Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша.  Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но  Ангелина остановила его: – Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие  муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто­то сломал ваш дом? – спросила медвежат  мама. – Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша. – Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина. Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука­короеда. – Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они  уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих  растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама. Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о  лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем  относиться. – Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам  дает! Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины  уроки запомнились. Вопросы  Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?  Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и  полевые цветы?  Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?  Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?  Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала  медвежатам медведица?

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Экология» для 1 класса «Будь природе другом!»

Конспект урока по окружающему миру  на тему  «Экология»  для 1 класса «Будь природе другом!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018