Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
1 кл
01.06.2017
Экологическая программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа ВД Экология.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лесно-Конобеевская средняя школа»
Согласовано Утверждено
Протокол методического Директор МОУ
«Л-Конобеевская СШ»
совета №___от___________
Приказ
№____от____________
Рабочая программа
внеурочного курса
«Экология»
1класс
на 2016 – 17 учебный год
Составила учитель
1
Колупае
квалификационной категории
ва Мария Михайловна Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Экологическая программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей
ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными
растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы),
и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой
материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития
человечества.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об
окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития
интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей
младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. В основу программы положена
методологическая идея Ф.Юнге (18321905) – немецкого педагога, который предложил
изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад,
пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим
сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к
энциклопедической, так как содержание её организовано вокруг знаний о живых системах
разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы
стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением
биоцентрического подхода в экологическом образовании. Цель курса реализовать в
единстве региональный компонент и развитие “глобального кругозора”.
В основе построения программы лежит принцип научности, который отражает основные
положения бэконовской философии науки, распространённой в сфере дидактики
Я.А.Каменским с его основной идеей – отбором из науки самого главного, необходимого
для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Именно эти
положения и находят отражение в программе.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию
органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении
причинноследственных идей упорядоченно и естественно.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма,
который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на
этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли
основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая
природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни,
выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный
принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на
уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое
жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь,
природа) – идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее
следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а
затем к различным сферам практики.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и
методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения
и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Такими основными методами в образовательном процессе по реализации программы будут:
методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций. Данная
программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об
окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития
интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей
младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной
культуры.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу изучения программы дети должны уметь:
классифицировать природные тела на живые и неживые;
выделять связи живого организма со средой обитания;
устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
осознавать значение воды для человека;
объяснять значение рыб в океане;
сравнивать морской водоём с пресным;
обосновывать обитание птиц в наземновоздушной среде;
выделять связи птиц с жизнью человека;
соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
изготавливать простейшие кормушки;
соотносить внешний вид птицы с названием;
обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
объяснять значение хищников в лесу;
объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
определять значение грызунов в природе и для человека;
находить приспособления к жизни на Севере;
сравнивать северных и южных животных;
пояснять значение растений в жизни человека;
находить связь условий жизни растений с его внешним видом. 1 класс – 33 часа
1 – 2. Что такое экология. Задачи курса.
2 ч.
Оформление кабинета. «Уроки доброты».
Уважение к жизни. Равновесие в природе.
3 – 4. Неживая природа.
2 ч.
Природа и ее явления. Кроссворды, загадки.
5. Экскурсия в природу. Беседа «О деревьях».
1 ч.
Стихи на тему «Лес – наше богатство».
6. Беседа «Дары леса». Стихи.
1 ч.
Кроссворд «Дары леса».
7. Лесная аптека.
1 ч.
Лекарственные растения.
8. Стихи на тему «Вечно шуметь лесам».
1 ч.
9 – 10. Животные наших лесов.
2 ч.
Игра «Зов джунглей».
11 – 12. Животные мира.
2 ч.
Игра «Зов джунглей».
13 – 14. Растения наших лесов.
2 ч.
Игра «Поле чудес».
15. Экзотические животные.
1 ч.
Просмотр видеофильма. 16 – 17.Правила поведения в природе.
2 ч.
Стенд в классе.
18. По грибы без лукошка.
1 ч.
19- Кроссворд «Насекомые».
20- Посмотрите в глаза стрекозе. Бабочки.
3 ч.
21. Златоглазка. Из жизни божьей коровки.
22- На ранней зорьке.
23- Кроссворд «Птицы»
3 ч.
24.
25- Мир животных.
26- Леса и их обитатели.
3 ч.
27. Загадки о животных. Веселый зоопарк.
28- Экскурсия на реку «Вода – наше богатство».
3 ч.
29- Кроссворды «Вода в природе», «Животные пресных
водоемов»
30. Беседа о рыбах. Кроссворд «Речные загадки».
31- Золотые ключи весны (о цветах).
32. Кроссворд «Первоцветы». Загадки о цветах.
2 ч.
Растения под охраной. Чтобы цвели цветы.
33. «Берегите лес». Утренник.
1 ч.
34. Итоги нашей работы.
1 ч.
Литература:
1). В. П. Герасимов «Животный мир нашей Родины»
2). Д. Дмитриев «Леса и их обитатели» 3). А. Барков «На ранней зорьке»
4).В. Бианки «Сова»
5). В. Мурзин «Синий махаон»
6). Ю. Аракчеев «Веселое лето»
7). Е. М. Минскин «Игры и развлечения в группе продленного
дня»
8). журналы «Начальная школа»№6 – 79, №6 – 80, №6 - 81, №6
– 82,
№10 – 82, №6 – 83, №4 – 83, №6 – 84, №6 – 85, №6 – 90, №7 –
93,
№2 – 95, №5 – 95, №10 – 94, №5 – 94.
9).Наборы открыток «Лекарственные растения», «Грибы»,
Растения под охраной», «Москский зоопарк», «Птицы наших
лесов».
2 класс – 34 час
1 ч.
Природа в опасности.
1.
2. Природе нужна твоя помощь.
1 ч.
3 – 4. Воздух должен быть чистым.
2 ч.
Экскурсия в сосновый бор.
5- Вода и ее обитатели.
6- Игра «Звездный час».
4 ч.
7- Берегите воду.
8. Экскурсия на реку.
9. Охрана полезных ископаемых.
1 ч. 10. Берегите почву.
1 ч .
11. Доброе слово о хищниках.
1 ч.
12- Редкие растения и животные Рязанского края.
13- Первоцветы. Охрана растений.
4 ч.
14- Экскурсия в лес.
15. Игра «Звездный час на тему «Лес и его обитатели».
16- Что такое экология.
2 ч.
17. Экологическая катастрофа.
18- Народные приметы, природная окраска каждого
месяца по вре- 4 ч.
19- менам года: зима, весна, лето, осень.
20-
21.
22- Экологические беседы.
23- Экологические ситуации.
3 ч.
24. Экологические задачи.
25- Задания экологического содержания.
2 ч.
26. Экологические сказки. «Путешествие Лучика».
27- Птицы на улицах городов.
3 ч.
28- 29. Голуби. Галки. Ворона.
30- Грибы – это грибы.
31- Игры. Тесты. Стихи.
3 ч.
32. Рассказы и сказки.
33- Первые уроки экологической этики. Большой и
старый дуб. 2 ч.
34. Зачем в реке ракушки. Случай с жуком-грибником.
История с головастиком. Свой мусор – всегда с собой. Литература:
1).А. Плешаков «Природоведение» 3 кл.
2).Н. Лебедев «Занимательные вопросы по природоведению»
3).Набор открыток «Растения под охраной»
4).Фотоальбом «Заповедная Мещера»
5).журналы «Начальная школа»:
№6 – 84, №9 – 93, №2 – 95, №5 – 95, №1 – 98, №8 – 99, №10 – 99,
№12 – 99, №4 – 00, №5 – 00, №6 – 00, №7 – 00.
3 класс – 34 часа
1 - 2. Планета заболела.
2 ч.
Признаки грозной беды. Лечить планету
сообща.
3. Боль природы.
1 ч. 4-5-6. Человек и лес, степь, пустыня, море.
3 ч.
7. Природное равновесие.
1 ч.
8-9. Надо ли охранять поверхность, подземные
богатства и 2 ч.
почву.
10-11-12. Нужны ли лесу грибы, растения, животные,
микробы. 3 ч.
Экскурсия в лес.
13. Лес и его обитатели. Игра «Звездный час».
1 ч.
14. Луга и человек.
1 ч.
15-16. Значение водоемов и их охрана.
2 ч.
Экскурсия на реку.
17. Если вмешается человек.
1 ч.
18. Надо ли охранять болота?
1 ч.
19. Лесные новости. Игра «Что, где, когда?»
1 ч.
20. О незаметных защитниках урожая.
1 ч.
Их надо беречь.
21. Муравьи.
1 ч.
22. Экологические сказки: «Приключения Маши и
Вити», 1 ч.
«Колобок». 23-26. Календарь природы по временам года: весна,
лето, осень, 4 ч.
зима.
27-29. Заповедники нашей страны.
3 ч.
30. Судьба природы – наша судьба.
1 ч.
31. Планета загадок.
1 ч.
32. Что такое Красная книга?
1 ч.
33 – 34. Заключительный утренник «Береги свою
планету». 2 ч.
Литература:
1).А. Плешаков «Природоведение» 4 кл.
2).Детская энциклопедия «Я познаю мир»
3).журналы «Начальная школа»:
№11 – 91, №5 – 95, №3, 6, 9, 11-12 – 98, №5 – 00, №6 – 00.
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Рабочая программа внеурочного курса «Экология» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.