Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
28.03.2018
Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)
На данном уроке дети узнают, что у каждого человека, даже у ребенка, есть свои права. но не каждый их соблюдает и, поэтому в нашем мире очень много зла. Также ученики рассматривают иллюстрации из сказок, в которых тоже происходит нарушение определенных прав. Учащиеся знакомятся с основными правами человека, и в конце урока заранее подготовленные дети выступают со своими плакатами, песнями, стихотворениями за определенное право ребенка.
Окр.мир - Права человека.doc
Урок окружающего мира по теме "Права человека в обществе". 4­й класс Цели и задачи урока. 1. Овладение картиной мира: объяснять, что такое права человека. 2. Чувственно – эмоциональное отношение к миру: o Замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права  человека и права ребёнка. o Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления  видимых нарушений. Ход урока I. Организационный момент. Собирает нас звонок  На замечательный урок!  Подравнялись, тихо встали,  Глазки на меня подняли!  Садитесь! II. Проверка домашнего задания по теме: «Как жить в мире людей». ­ Сегодня вам предстоит поговорить об очень хорошем и важном  человеческом качестве, как совесть. ­ А давайте вспомним, что такое совесть. (Совестью называют  способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, а  где зло) ­ А если совесть не подскажет вам, где вы совершаете плохой поступок,  а где хороший, кто вам подскажет? (Мораль) ­ Что такое мораль? (Правила, по которым строятся отношения в  обществе, называются моралью) ­Чем совесть отличается от морали?  ( Правила морали ­ это те правила поведения, которые приняли  люди. Совесть ­ это, когда человек сам чувствует, что ­ хорошо, а что –  плохо). ­Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где –  правила поведения? [Слайды 2, 3, 4, 5] 1. 2. 3. Дразнить заикающегося человека (мораль) Перебегать улицу на красный свет (правила поведения) Разбить стекло в школе (правила поведения) Не уступить в автобусе место старушке (мораль) 4. III. Проблемная ситуация. [Слайд 6] ­ Какое правило нарушают эти персонажи? (правило морали) ­ Как они должны поступить? ­  Но   эти  молодые  люди   забыли   не  только   правило   морали,  они  ещё нарушают и права человека, живущего этажом ниже. Как вы думаете, какие права нарушены? (предположения детей) На отдых II. Постановка проблемы. Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами находимся в гостях у Ани  и Илюши и стали свидетелями такой сцены. Инсценировка – Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!  – угрожающе предупредила Анюта Илюшу. – Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился  Илюша. – Хочу – играю,– хочу – нет. – Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой –  хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой  тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так. – Разве я не могу поиграть с Илюшей? – удивилась Анюта. – Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право  отказаться. – А у меня что же, нет никаких прав? Учитель: Имеет ли право Анюта попросить Илюшу поиграть с ней? – Имеет ли право Анюта заставить Илюшу делать то, что ему не  хочется? – Какое вы заметили противоречие? Ученики: И мальчик, и девочка защищают свои права. Учитель: Какой вопрос возникает? Ученики: Какие права человека есть в обществе? Проблема урока записывается на доску. (Листы) III. Версии детей, актуализация знаний. Учитель: Какие права человека вам уже известны? Все названные учениками права человека вывешены на карточках. Учитель: В каком государственном документе эти права записаны? Дети: В Конституции РФ.  Слайд 1. Учитель: Вспомните, в истории нашего государства были ли времена,  когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? (Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.) Учитель: Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? Дети: Наверное, нет. Учитель: Как вы думаете, в современной России у людей равные права? Дети: Наверное, да. Учитель: Давайте занесём ваши ответы в таблицу “Знаем – не знаем”: IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Знаем Не знаем Узнали У граждан есть права и  Какие права    обязанности, они записаны в  Конституции. В истории были времена,  человека есть в  современном обществе? когда люди имели разные неравные права Равные ли права у  и обязанности. современных людей? 1. Права человека. Работа по рисунку – заставке на с.40. Учитель: Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в  масках?  Ученики: Право на свободу. Учитель: А как вы понимаете это право? Ученики и учитель в процессе беседы выясняют, что каждый  человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например,  бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они  нарушили право на свободу. Следовательно, права должны быть равными.  Согласно “золотому правилу нравственности” нужно относиться к  другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными  словами, пользуясь своими правами, надо также соблюдать права других  людей. Учитель: Хотелось бы вам попасть в такую ситуацию? (Нет) Поэтому надо соблюдать права тех людей, которые тебя окружают. Учитель: Найдите и прочитайте на с. 41­42 учебника, какие личные  права есть у каждого человека. Ученики читают фрагмент текста “Ты имеешь право”. Как только вам попадается название какого – либо права человека, вы прикрепляете карточку на доску. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске можно слова “какие”, “есть” и вопросительный знак стереть. Приложение 1. Учитель: Ребята, сказочные герои часто нарушают права. Давайте  рассмотрим иллюстрации к сказкам, как опытные правоведы, укажем какие  права нарушены. (Слайды.) Учитель: Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный  отдых способствует сохранению здоровья. V. Физкультминутка. VI. Продолжение работы. Учитель: Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает  человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом  общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете,  распространяются ли все перечисленные на уроке права на ребёнка? Должны  ли быть у ребёнка особые права? (Слайд) Ученики высказывают свои предположения. Учитель: Откройте учебник на с. 43 ознакомьтесь с особыми правами  ребёнка. 4.Эпизоды из сказок. ­ Сейчас мы поработаем и определим, какие права сказочных героев  были нарушены. Слайды 10­15 ­Назовите сказки, фрагменты которых перед вами. ( «Дюймовочка»,  «Гуси­лебеди», «Колобок», «Лиса и петух», «Маша и медведь»,  «Приключения Буратино»). ­ Какая общая беда приключилась с героями этой сказки? ­ Какое право нарушили гуси­лебеди? ­ Какое право нарушила лиса? ­ Какое право демонстрируют эти сказки? ­ Какой вывод мы можем сделать? (Несмотря на то, что у всех людей  равные права, но люди их иногда нарушают) Слайд 16(цветок) ­К сожалению, в нашей жизни часто встречаются нарушения наших прав, и поэтому за их соблюдение надо бороться и уметь защитить их. Учитель: Сейчас, я предлагаю вам проверить ваши знания по правам  ребёнка. Игра “Разрешается – запрещается”. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребёнка строго…(запрещается). Слушать мнение ребёнка… (разрешается) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить (разрешается) Этот трудиться ребёнок, Мало у него силёнок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа …(запрещается) Рисовать и петь, учиться. Если заболел – лечиться…(разрешается) Этот слабый горбит спину,  Перед сильным преклоняется Быть рабом у господина строго (запрещается) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить…(разрешается). Учитель: Мы с вами сказали, что права человека записаны в  Конституции, а что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? Ученики: Обязанности. Учитель: Как вы понимаете, что такое обязанности? Могут ли права  существовать без обязанностей? (При ответе можно использовать  воображаемые ситуации.) Учитель: Чтобы вы знали и не забывали свои обязанности, мы даём вам  памятку, которая называется “Мои обязанности”. Учитель: Равные ли права у современных людей? Ученики: У современных людей равные права. Учитель: Сравните свой выбор с авторским (с.43). В таблице в колонке “Узнали” учащиеся записывают фразу: “У современных людей равные права”. VII. Выражение решения проблемы. Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Ученики: Какие права есть у каждого человека? Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики: В современном обществе каждому человеку принадлежат  равные права, и никто не имеет права их нарушать. 6.Коллажи групп. ­Дома, некоторые из вас подготовили выступление в защиту прав  ребенка. (Каждая группа использует в своём выступлении плакаты, которые  дети сделали заранее) Выступления групп: 1 группа Мы выступаем за соблюдение права ребёнка на любовь, заботу. Мы  выступаем против тех родителей, которые не заботятся о своих детях,  жестоко наказывают и унижают своих детей. 2 группа Мы выступаем за право на достойную жизнь. Мы сделали коллаж, где  отразили право человека на бесплатное образование, право на медицинское  обслуживание. 3 группа Мы выступаем за право человека на труд и отдых. Мы выступаем  против безработицы, пусть каждый за свой труд получает достойную  зарплату. Каждый человек имеет право на отдых, и мы дети тоже. Исполняют фрагмент песни «Над нами солнце светит» 4 группа А мы выступаем за право на защиту чести и достоинства. Помните золотое правило общения: «Поступай с другими так, как  хочешь, чтоб поступали с тобой». На доброе слово Не надо скупиться, Сказать это слово – Что дать напиться. Со словом обидным нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. VIII. Итог урока. Учитель: Как вы видите, в современном обществе у человека с  рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого  есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку  условия для жизни и развития его личности. Какое главное правило мы не  должны забывать? Ученики: Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же! IX. Рефлексия. Учитель: оцените урок. X. Домашнее задание. Учитель: Стр.40­43, вопросы

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Права человека в обществе" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018