КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)
Оценка 5

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
11.11.2018
КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)
На уроке поставлена проблема. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу темы урока и целеполаганию. В разных этапах урока учитель обращается к отрывкам из произведений известных поэтов и писателей о богатстве леса, что способствует обогащению речи учащихся. Происходит смена видов деятельности: самостоятельная работа, в парах, с карточками-памятками.Тема урока "Значение леса. Проблемы леса" остается одной из актуальных по сей день. По типу урока это урок открытия новых знаний.
Конспект урока Значение леса.doc
КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру в 4­ом классе по программе «Перспективная начальная школа» ТЕМА: «Значение леса. Проблемы леса» ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний Цели:   1. Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить   знания   учащихся   о   мероприятиях   по   охране   леса   и   о   правилах поведения в природе (в частности, в лесу). 2. Развивать познавательный интерес и речь обучающихся.  3. Продолжать   формировать   организационную   деятельность   в   учебном сотрудничестве – умение договариваться.      4. Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в   частности,   воспитывать   чувство   ответственности   за   сохранность   природы родного края, способствовать формированию навыков   нравственного поведе­ ния в природе. Основные понятия:   ­ значение леса для природы;                                      ­ значение леса в жизни человека;                                      ­ охрана леса. Оборудование   урока:  ПК   учителя,   мультимедиапроектор,   экран;   учебники, карточки   для   индивидуального   опроса   и   ключ   к   карточкам;   иллюстрации   с изображением   хвойного,   тетради   для самостоятельной   работы,   учебники   по   окружающему   миру,   плакаты,   картинки   с изображением птиц и животных леса.   лиственного   лесов;   смешанного, Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой. Рефлексивный круг. Самоопределение к деятельности – 3 минуты. Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом,  учащиеся повторяют их хором вслух:                                                         Мы – умные! Мы ­ дружные! Мы ­ внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! Учащиеся рассаживаются по местам. Урок начинается с сообщения бюро прогноза погоды.  (З. Алексей.)       Сегодня, 19 декабря: Синоптики сообщают 1. Температура воздуха днем и ночью: – 6 ­9, вечером: ­ 8, 7 2. Ветер западный ­ юго­западный, сила ветра днем 7 м/с, вечером и ночью – 5 м/с. 3. Облачно. 4. Осадки в виде снега.  ­   Ребята,   каким   вы   хотите   видеть   наш   урок?  (Интересным,   познавательным, открыть для себя что­то новое, работать в группах,). А чтобы урок получился таким, вы должны работать активно, дружно. 2.  Актуализация знаний—2 минуты.  Учитель: ­ Послушайте и скажите, о чем я сейчас прочитаю.  «Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы   на   снегу,   на   песке,   на   грязи.   Медвежьи   задиры,   заячьи   погрызы,   лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже   солнечные   зайчики   и   эхо!   Это   дрова,   смола,   доски.   Орехи,   ягоды,   грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков)   ­Это написано о лесе. Учитель:  ­ Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь» (Н.Сладков) 3.   Повторение пройденного – 7 минут.   Учитель: ­ Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе  «ЛЕС». ­ Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом  словаре? Слово предоставляется языковедам 1. Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно за­ росшее деревьями, кустарниками, травами. 2. Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.  – Какое из этих объяснений подходит для нашего урока? Дети: Первое. ­ Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше.     (К. Ксения. и Г. Лилия.): (Двум парам детей даю кроссворды) ­ Какие виды лесов вы знаете?  Из   иллюстраций,   расположенных   на   доске,   выберите   каждый   вид   леса   и объясните свой выбор. (Хвойные: ели, пихты, сосны, лиственницы; лиственные: березы, осины, рябины, липы, дубы, клены; смешанные: ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).  (Дети дают определение каждого, выбирают нужную иллюстрацию на доске). Учитель:   ­ А теперь проверим, хорошо ли вы знаете, кто в лесу живет и что в лесу растет. В разных местах класса расположены картинки с изображением животных и растений. Выберите только те, на которых изображены жители леса.  (Дети выходят по очереди, забирают картинку, называя изображение на ней, прикрепляют на доску).  ­ Какие оказались лишними. Почему? (За   время   фронтальной   работы   четверо   обучающихся,   объединенных   в   пары, разгадывают кроссворд «Растения леса»).  Учитель: ­ Проверим кроссворд.  Какие ключевые слова у вас получились?  (Растения леса) Учитель:  ­ А теперь послушаем сообщения  знатоков природы из рубрики «Это  интересно». 1. Ветвь дуба символизирует на Руси могущество.    2. Клен называют барометром.     3. У ольхи листья опадают зелеными.   4. Ягоды на рябине могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем  слаще они будут.    5. У осины сверху листья дерева зеленые, снизу – серебристо­серые. От малейшего  ветерка они дрожат, поэтому сложилось устойчивое выражение «дрожит как  осиновый лист».  6. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». Вы догадались, кто это? (Сова) Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.      4. Постановка проблемы. Самовывод темы урока. Целеполагание. —2  минуты. Учитель: ­ Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?  – А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое­нибудь значение лес для нашей Ульяновской  области? Какое? (Заслушиваются высказывания учеников).                          Слайд № 2. Учитель: ­ Подумайте и скажите, какую  проблему мы будем решать сегодня на уроке? ­ Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем?  (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей)  ­ Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока? (Учитель показывает слайд № 3 презентации) 5.  Открытие новых знаний—17 минут. Учитель: ­ Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны. (Слайд № 3) Работать над новой темой мы будем  по группам.  1 группа «Лесничие»:  По учебнику с. 106­113) в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса  в жизни других сообществ:   лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;  лесные птицы защищают леса и луга от насекомых­вредителей;  лес защищает почву от ветра и потоков воды;  лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;  лес   является   основным   производителем   кислорода   и   потребителем углекислого газа. раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:  Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;  Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;  Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;  В лесу люди собирают лекарственные растения;  Лес   дает   древесину   для   строительства,   изготовления   мебели,   музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;  Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;  Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;  В тайге все еще развит промысел пушных зверей. 2 группа «Экологи»:   ( (По учебнику с. 92­94) освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных   пространствах.   А   это   сказывается   на   жизни   всей   природы.   Без   лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.   Люди   заботятся   и   о   животных—друзьях   леса.   Они   огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.  Физминутка – 1 минута. Выступление представителей 1­ой группы.  1 группа  лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;  уменьшает   загрязнение   воздуха:   гектар   елового   леса   улавливает   32   тонны частиц пыли, соснового – 36 тонн;  уменьшает   скорость   ветра,   приглушает   чрезмерный   шум.  Полоса   леса   или кустарников глушит звук силой в 20 – 50 дцб (децибел);  лесные птицы защищают леса и луга от насекомых­вредителей;  лес защищает почву от ветра и потоков воды;  выравнивает температурные различия;  лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;  лес   является   основным   производителем   кислорода   и   потребителем углекислого газа; он производит более 10 тонн кислорода;  деревья   выделяют   в   воздух   особые   летучие   вещества,   убивающие болезнетворных микробов, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их выздоровлению. СЛАЙД № 4.  Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;  Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;  Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;  В лесу люди собирают лекарственные растения;  Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении,   для   изготовления   мебели,   музыкальных   инструментов, письменных принадлежностей; из древесины сосны делают спички;  При   химической   обработке   дерева   из   неё   можно   получить   бумагу   и искусственную   шерсть,   резину,   лаки,   лекарства   –   всего   около   20000 разнообразных изделий и продуктов.  Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;  Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;  В тайге все еще развит промысел пушных зверей. СЛАЙДЫ № 5, 6.  «Почему   говорят:   лес   —   наше   богатство?»      Учитель:  ­  Есть   у   Самуила   Яковлевича   Маршака  стихи,   которые  начинаются   словами:  «Что мы сажаем, сажая   леса?»  Сейчас   мы   попробуем   ответить   на   этот   вопрос   от   лица представителей разных профессий. Выступление представителей ­2ой группы.  2 группа        Людям требуется много древесины. Они   вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.          Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.          Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.            Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники,   подкармливают   зимой   лесных   обитателей.   Весной   в   лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.  СЛАЙДЫ № 7,8,9,11. Учитель: ­ А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков?   Обсуждаем   ответ   на   данный   вопрос  в   группах,  а   поможет   вам текст учебника  Заслушиваются ответы детей. Учитель: ­  Ребята, а что наносит вред лесу?   О вреде пожара рассказывает И. Наташа ­ Почему пожар в лесу — страшное бедствие?     (Слайд № 12) ­  Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой беды? Учитель:  ­ Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити! Стихотворение читают подготовленные ученики: 1.  А природа опять То предельно проста, То одета в цветастые перья… Удивляет меня не её красота, Удивляет её терпенье. А когда сквозь асфальт Лепестков пятерня Продирается после полночи, Я не радуюсь силе земли, Для меня это прежде всего – Крик о помощи!                                 (Р.Рождественский) 2. Если в лес пришел гулять,                       Свежим воздухом дышать,  Бегай, прыгай и играй,  Только, чур, не забывай,  Что в лесу нельзя шуметь,  Даже очень громко петь.  Испугаются зверюшки,  Убегут с лесной опушки.  Здесь не нужно всех ловить,  Топать, хлопать, палкой бить.                          Ты в лесу всего лишь гость,  Здесь хозяин — дуб и лось.  Их покой побереги,  Ведь они нам не враги! Учитель:  ­ Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и  постараемся следовать им:  (на доске плакат, у каждой группы памятки) 1. Никогда не наноси вред природе.  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.  4. Не губи деревья.  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.  8. Не мусори на месте своего отдыха.  9. В меру используй дары природы.  10.Не шуми, не пугай животных ­ братьев наших меньших.  (Слайды № 9, 11) Учитель:  ­ Ребята, послушайте призыв ко всем людям планеты, давайте всегда бу­ дем помнить о нем. Читает ученик: Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь! Можешь ты помочь живому Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться, Белкам жить, а рекам течь. Ты на свете самый главный, Значит, должен всех беречь!  5.  Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой—6 минут. Учитель:   ­ Ребята,   а теперь проверим, что вы запомнили по новой теме. На партах у вас лежат карточки «Значение леса для человека и влияние человека на лес». Подпишите сверху фамилию. ­ Ребята, поставьте на полях знак «+», если вы считаете, что самостоятельная работа не   представляет   для   вас   трудности,   вы   уверены,   что   справитесь;   знак   «?»,   если сомневаетесь в своих силах; знак «­», если думаете, что работа для вас сложна и вы можете не справиться с ней.  Кто выполнит задание, сигнализируйте, я дам вам ключ для самопроверки вашей работы. Учитель:   ­ А теперь рядом со знаком, поставленным перед началом работы, поставьте тот знак, который вы заслуживаете в конце работы. У кого знаки совпали?   У  кого  знак  изменился  на «+»? У  кого  остались  сомнения?  У  кого остался «­»? На следующем уроке мы еще закрепим эту тему. 6.  Итог урока (рефлексия) ­ 2 минуты. Учитель:  ­ Ребята, давайте подведем итог. Каково значение леса в природе? Дети кратко рассказывают о том, к каким выводам они пришли в итоге: ­  Лес – «легкие нашей планеты». – Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха. – Лес – источник древесины. – Лес – место для отдыха человека. – Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений. – Лес – дом для растений, животных и грибов! Выставляются оценки с комментированием за проделанную в течение урока работу. 7.  Домашнее задание—1 минута.          ­ Подготовить с помощью дополнительной литературы небольшие интересные сообщения   о   том,   какую   посильную   помощь   могут   оказать   школьники,   чтобы сохранить   леса   для   себя   и   своих   потомков.   Сообщение   должно   содержать малоизвестные одноклассникам сведения.         ­ Составить памятку «Как вести себя в лесу» (по группам).         ­ Нарисовать экологические знаки (по желанию).

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)

КОНСПЕКТ  УРОКА по окружающему миру на тему "Значение леса" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018