Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. участника Горева Ксения Алексеевна
Тема урока: «Рыбы-обитатели водоёма»
Класс 2 «В»
Цель урока: Называют особенности приспособления рыб к водной среде обитания
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Задачи урока |
Планируемые результаты |
Дидактические |
|
Знать определение понятия «водоём» Знать виды водоёмов и их отличительные характеристики |
ПР1-даёт определение понятию «водоём» ПР2-называет отличительные признаки водоёма |
Соотносить изображения рыб с их характеристикой через выполнение практического задания |
ПР3-называет признаки приспособление рыбы в водоёме ПР4-различает рыб от других животных подводного мира |
Развивающие |
|
Планировать и осуществлять работу на основе задания
Осуществлять проверку правильности выполнения заданий
Формулировать цель |
Р1 – планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Р2-удерживает учебную задачу; Р3-осуществляет самопроверку и взаимопроверку при проверке выполненных задний; Р4 - определяет и формулирует цель деятельности |
Извлекать информацию из разных источников информации Выполнять логические операции |
П1- извлекает информацию из текста учебника, схемы; П2-сравнивает, обобщает полученную информацию, делает выводы |
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками |
К1 - вступает в диалог, поддерживает его; К2 - обсуждает спорные вопросы совместной деятельности, приходит к общему решению |
Коррекционно-развивающие |
|
Выполнять логические операции |
П3- производит простые логические действия (классификации, умозаключении); К3- объясняет свой выбор; К4-отвечает на вопросы учителя |
Воспитательные |
|
Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Л1-соблюдает правила и нормы поведения на уроке |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
Организационный этап |
Уважительно относится к учителю и одноклассникам Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками |
Словесный (беседа)
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный настрой на дальнейшую деятельность. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Ф |
Презентация |
- |
К1,К2 |
Л1 |
Актуализация знаний |
Знать определение понятия «водоём» Знать виды водоёмов и их отличительные характеристики Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Словесный (беседа,опрос), метод поощрения и наказания (приём похвала)
|
Проводит опрос по прошлой теме через вопросы и беседу. Делает выводы о результатах проделанной работы. |
Выполняют задание предложенное учителем на карточках индивидуально. Выполняют взаимопроверку. Оценивают товарища по парте. Отвечает на вопросы учителя по теме прошлого Делают общий вывод из выполненной работы. |
Ф |
- |
ПР1, ПР2 |
К1, К2 |
Л1 |
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. |
Формулировать цель
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Частично-поисковый метод (стихотворение) Словесный (беседа, опрос) Наглядный (демонстрация) |
Через загадки и музыкальное сопровождение подводит детей к теме урока. Ставить с ними цель и задачи на урок. Проводит физминутку для глаз. |
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя. Озвучивают тему. Ставят цель и задачи по её выполнению. Выполняют физминутку для глаз. |
Ф |
Презентация, колонки. |
- |
Р4,К1,К2 |
Л1 |
Первичное усвоение новых знаний |
Планировать и осуществлять работу на основе задания
Извлекать информацию из разных источников информации
Выполнять логические операции
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Словесный (беседа, Объяснение, инструктаж), Практический (работа по схеме, выполнение задания в группах) Наглядный (иллюстрация, демонстрация) Частично-поисковый метод Приём оценивания «жестовая оценка», по критериям |
-Рассказывает о рыбах Задаёт вопросы для полного понимания детьми темы урока. Знакомит со схемой строения рыб в учебнике на стр. 91. Вводит алгоритм описания рыбы Делают общий вывод. Предлагает поработать в группах и выполнить задание по алгоритму Даёт установку на выполнение задания. Составляют критерии оценивания работы групп вместе с учениками. Ребёнок ТНР под руководством учителя выполняет задание отдельно на карточке. Выполняет вместе с детьми проверку задания. Вместе с детьми устраняет ошибки допущенные при выполнении занятия. Оценивают работу групп Делают вывод. Проводит физминутку |
Слушают рассказ учителя. Анализируют схему в учебнике. Составляют алгоритм вместе с учителем Делают вывод. Выполняют задание в группах Слушают установку на задание учителем. Предлагают критерии оценивания работы группы. Один ученик выступает от группы с рассказом остальные жестами показывают своё отношение к ответу отвечающего. Проговаривают трудности при выполнении задания. Устраняют ошибки. Оценивают Делают вывод.
Проводит физминту |
Ф,Г,И |
Учебник окружающий мир 3 класс Дидактический материал (карточки с заданием для групповой работы, и ребёнка ТНР), презентация |
ПР3 |
Р1,Р2,Р3,П1,П2,К1,К2,П3,К3,К4 |
Л1 |
Первичная проверка понимания. |
Соотносить изображения рыб с их характеристикой через выполнение практического задания Планировать и осуществлять работу на основе задания Осуществлять проверку правильности выполнения заданий
Выполнять логические операции
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Словесный (беседа, объяснение, инструктаж) Практический (выполнение упражнения) Наглядный(демонстрация, иллюстрация) «жестовая оценка» метод поощрения и наказания (приём похвала) |
Предлагает выполнить задание в группах на соотнесение фотографии рыбы с её характеристикой.
Осуществляет проверку. Просит оценить работу группы. |
Выполняют задание в группах. Соотносят. У каждого участника группы либо фотография, либо характеристика. Проверяют свои работы. Один из группы отвечает. Остальные сверяются. |
Ф,Г |
Дидактический материал ( фото и текст) |
ПР3, ПР4 |
Р1,Р2,Р3,П2,К1,К2, П3,К3,К4 |
Л1 |
Первичное закрепление |
Планировать и осуществлять работу на основе задания Осуществлять проверку правильности выполнения заданий
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками Выполнять логические операции Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Словесный(беседа, объяснение) Практический (выполнение теста) Наглядный (демонстрация) приём оценивания «волшебная линеечка» |
Предлагаю выполнить тест на карточке №1 Ребёнок ТНР продолжает работу по карточке. Выполняет взаимопроверку вместе с детьми по эталону, просит оценить детей работу одноклассника по волшебной линеечке. Подводит итог. Исправляет ошибка допущенные детьми при выполнении задания. Беседует. Ищет пути решения возникшей проблемы. |
Выполняют задание индивидуально. Проверяют работу товарища по эталону предложенному учителем. Оценивают себя по волшебной линеечке. Беседуют с учителем. Ищут пути решения для разрешения проблемы возникшей при выполнении задания. Подводят итог. Делают вывод. |
Ф, И, П |
Презентация, дидактический материал ( карточки с индивидуальной работой) |
ПР3 |
Р1,Р2,К1,К2, П3,К3,К4 |
Л1 |
Рефлексия ( подведение итогов урока) |
Применять коммуникативные навыки в совместной деятельности с одноклассниками
Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
Словесный (беседа, опрос) Наглядный(демонстрация) рефлексия «Дерево желаний» |
Помогает учащимся сформулировать выводы по изученному материалу. Подводит итог. Просит учащихся оценить свою деятельность. |
Формулируют выводы по изученному материалу. Оценивают свою деятельность |
Ф |
дидактический материал (яблочки) |
- |
К1,К2 |
Л1 |
Приложение 2
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
-Здравствуйте! Меня зовут Ксения Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! -Садитесь. Хочу начать урок следующими словами: (слайд 1) “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” (Ж.Ж.Руссо). -Как вы понимаете данное высказывание? Верно. Чтобы чего-то достичь, мы должны очень постараться и идти только вперёд, к своей цели, не сворачивая и не сходя с неё. А теперь улыбнитесь друг другу. И передайте друг другу искорку добра. Молодцы! -Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, ручка, простой карандаш. -Поднимите руку те, у кого не имеется какого-то предмета, который нам понадобится для урока? -Прошу одноклассников поделиться предметами. -А теперь покажите, что вы готовы к уроку -Теперь я вижу, что все готовы. Начинаем наше занятие. |
-Приветствуют учителя.
-Если я буду стараться учиться, выполнять задания, получать хорошие оценки, то я многого добьюсь, я стану успешным.
-Улыбаются друг другу.
-Проверяют свою готовность к уроку. Помогают товарищу, если нет какого-либо предмета.
-Принимают позу ученика.
|
Актуализация знаний |
-Ребята, подскажите, о чём вы говорили на прошлом уроке окружающего мира? - Что такое водоем? - Какие водоемы бывают? Давайте проверим правы вы или нет? (слайд 2, схема) Молодцы! Что ещё вы знаете о водоёмах? Какое значение имеют водоёмы в жизни его обитателей? |
-Мы говорили о водоёмах, какие бывают водоёмы, что такое болото и река. -Водоём-это место, где скапливается и хранится вода. -океан, море, водохранилище, озеро, болото.
-Водоём для них является домом. |
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. |
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие- путешествие. Мы вместе с вами отправимся в удивительный мир и совершим таинственное путешествие. А вот куда мы отправимся вам предстоит догадаться. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза (включается музыкальный фрагмент) -Давайте представим, что вы плывете в море. Вы слышите шум воды, она ласково касается вашего тела. Вы нырнули и открыли глаза под водой. Перед вами яркий, красочный мир… А теперь, откройте глаза. -Кто хочет поделиться своими представлениями? -А сейчас ребята я вам предлагаю отгадать загадки
1. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)
2.От зубастых щук таясь Стороной проплыл……(Карась) 3.Хищная рыба, В речке живёт. Рыбам другим, Житья не даёт (Щука) -Молодцы! Как ловко вы справились с моими загадками.
-Ребята, а по каким признакам вы определили этих животных? -А чаще всего, где эти животные обитают? -Эти жители обитают в мире под водой, верно? Верно. Эти животные обитают в водоёмах.
-Ребят, как вы думаете, так в какой удивительный мир мы сегодня с вами отправимся путешествовать? Так как звучит тема нашего путешествия? -Правильно. Тема нашего урока «Рыбы-обитатели водоёма» (слайд 3) Какие цели вы поставите себе на урок?
-Какие задачи вы поставите перед собой, чтобы достичь этих целей, какие шаги вы для этого сделаете? (слайд 4) (слова помощники: узнать, применить, закрепить)
-Запомните свои цели и держите у себя в голове, к ним мы вернёмся в конце урока. Физминутка для глаз |
-Закрывают глаза. Слушают музыку. Представляют.
-Делятся своими представлениями.
-Отгадывают загадки.
-Сом
-Карась
-Щука
-в морях, реках и т.д.
-Да.
-в водоёмы, где обитают рыбы.
-Тема нашего урока «Рыбы-обитатели водоёма»
-Я хочу узнать строение рыбы, какие рыбы обитают в водоёмах, чем питаются. -Я хочу применить свои знания, выполняя задание. -Я хочу закрепить полученные знания при выполнении итогового задания на оценку |
Первичное усвоение новых знаний |
А теперь давайте откроем учебник на странице 91. Как вы видите на схеме тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы. У многих рыб в коже по бокам вдоль тела расположены чувствительные клетки, позволяющие рыбе ощущать колебания воды. Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит. Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне. - Ребята, а как называются маленькие рыбки? - Как они появляются на свет? Правильно. У большинства рыб потомство появляется из икринок, но есть и живородящие рыбы. Икринки очень малы. Состоят они из зародыша и запаса питательных веществ, которыми питается малек внутри икринки. Этого запаса хватает до тех пор, пока малек не подрастет. Ребята, а у вас есть дома аквариум? Как вы ухаживаете за своими рыбками? Чем их кормите? Физминутка (хомка) Ребята, а теперь я вам предлагают составить алгоритм изучения рыба. Проведём так сказать исследование. Что первым делом мы должны рассказать о рыбе? 1. Внешний вид рыбы: форма и цвет тела, его части, чем покрыто тело рыбы. 2. Движения рыбы: что ей помогает двигаться в воде. 3. Питание: чем рыба питается, как отыскивает корм Предлагаю вам поработать в группах и задействовать в данной работе наш алгоритм. В каждой группе по 6 человек. -Но для того, чтобы нам начать работу, давайте повторим правила работы в группах. Роли в группе. У каждой группы будет своя рыба и по алгоритму вы должны подготовить рассказ и рассказать о ней всему классу. Оценивать каждую группу мы будем по критериям. По каким критериям мы будем оценивать? (слайд 5 у каждой группы будет распечатан) 1.Рассказ составлен по алгоритму 2. Работа всей группы 3. Чёткая и громкая речь выступающего. На данную работу вам отводится 10 минут
Выступление каждой группы 4 группы. Ребёнок ЗПР будет работать по своей карточке отдельно. Какой мы можем сделать вывод из нашей большой работы? Чем же рыбы отличаются от других животных? |
-малёк -ответы детей
-Составляют алгоритм вместе с учителем
Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группе.
-Выставляют критерии оценивания вместе с учителем
-Выполняют работу в группах.
|
Первичная проверка понимания. |
А теперь я предлагаю в группах и выполнить вот такое интересное задание. И мы с вами проверим, как вы внимательно слушали своих товарищей. 1. У троих из участников вашей группы фотография рыбы 2. У других троих участников её характеристика Вам нужно соотнести фотографию рыбы с её характеристикой. На данную работу вам 2 минуты Проверка. Один ученик отвечает остальные сверяют. |
Выполняют задание на соотнесение.
Выполняют проверку. Оценивают работу группы. |
Первичное закрепление |
Изображение рыбы нужно подписать над стрелочками, что это за часть тела. И ответить на тест (4 вопроса с вариантами ответов). 1.Это органы движения, помогающие рыбе передвигаться в водоёме А) чешуя Б) плавники В) жабры 2.Основа тела рыбы. А) спинной плавник Б) жаберная крышка В) скелет 3. Строение рыбы. Выбери правильный ответ А) скелет, жабры, жаберная крышка, плавники, чешуя Б) скелет, жабры, жаберная крышка, плавники, волосы В) ноги, жабры, жаберная крышка, плавники, чешуя 4.О какой рыбе говорится в данном стихотворении? Любит в тине он копаться А) Язь Б) Сом В) Карась У ребёнка с ЗПР 7.1 будет своя карточка (продолжает карточку) Проводит с классом взаимопроверку по эталону (слайд 7) Просит оценить по волшебной линеечке. Вывод. Исправление ошибок. |
-Выполняют задание на карточках индивидуально.
-Выполняют взаимопроверку по эталону учителя. Оценивают друг друга по волшебной линеечке. Делают вывод.
|
Рефлексия (подведение итогов урока) |
-Возвращение к целям (слайд 4). Ребята, давайте подведем итоги, какую тему изучали? какие цели мы с вами ставили? Достигли мы этих целей? (отмечает галочками выполнение задач) -С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? -Что узнали нового? - Где будем применять полученные знания? -Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по вот такой интересной рефлексии: Дерево желаний (зелёный, жёлтый, красный) |
-Подводят итоги Урока. Отвечают на вопросы учителя
Выполняют рефлексию |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.