Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.07.2017
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: - сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре
Задачи:
Обучающие:
• уметь показывать зону тундры на карте;
• знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры;
• рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
• формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Развивающие:
• формирование наглядно - образного и логического мышления;
• развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
• развитие познавательного интереса к окружающему миру;
• расширение кругозора учащихся;
• развитие навыков анализа и синтеза
• развивать понимание о взаимной приспособленности живых, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Воспитательные:
• создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;
• воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку:
учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с презентацией, учебник, карта природных зон;
ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы
конспект урока по теме тундра.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Ранимая тундра»
УМК «Гармония»
Подготовила:
учитель начальных классов
Божко Анна Анатольевна
Семикаракорск
2016 Тема: «Ранимая тундра»
Место в системе уроков:
Раздел 3. Путешествие по природным зонам России
Природная зона. Суровая Арктика.
Ранимая тундра
Россия страна лесов
Россия страна лесов. Что дает лес человеку.
Степные просторы.
Жаркие пустыни
Горные районы
Природные зоны России. Обобщающий урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и
животных, занятиях людей в тундре
Задачи:
Обучающие:
уметь показывать зону тундры на карте;
знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры;
рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально –
этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными
моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и
коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Развивающие:
формирование наглядно образного и логического мышления;
развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
расширение кругозора учащихся;
развитие навыков анализа и синтеза
развивать понимание о взаимной приспособленности живых, их зависимость
от неживых компонентов и влияние на них.
Воспитательные: создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и
наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;
воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку:
учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с презентацией, учебник, карта
природных зон;
ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный
материал, рабочие листы
План урока:
Этап урока
Приемы и методы
№
I
Организация учебного
процесса
Проверка домашнего
II
задания
Время
(мин.)
1
3
5
27
Словесный метод
Наглядный метод
Актуализация знаний.
Введение в тему урока.
Словесный метод: беседа, постановка
задач
Постановка целей и задач.
Изучение нового материала Наглядный метод: показ
III
IV
иллюстративного материала, работа с
книгой, ситуация выбора. Практический
метод: работа под руководством
педагога, работа с раздаточным
материалом, графическая систематизация
материала (кластеры).
Словесные методы: беседа, разъяснение,
рассуждение, дискуссия, словесная оценка
и коррекция, анализ текста. Частично
поисковый метод: участие детей в
коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.
Исследовательский (Творческий) метод:
самостоятельная деятельность учащихся.
Объяснительноиллюстративный
метод: восприятие и усвоение готовой
информации, использование ИКТ.
Наглядный метод: показ действий
Словесный метод
Словесный метод: словесная оценка
Словесный метод
Ход урока:
2
3
2
2
Физ. минутка
Рефлексия
Оценка деятельности
учащихся на уроке
Итог урока. Запись д. з.
V
VI
VI
I Организация учебного процесса:
Закройте глазки, вспомните чтонибудь приятное для вас, улыбнитесь. Откройте
глаза, посмотрите, как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Пусть
будет также светло в течение всего урока. Я приглашаю вас к сотрудничеству,
призываю вас быть активными на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и
успеха.
II Проверка домашнего задания:
Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет
на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике
(полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной
ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений
(полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над
горизонтом.
Фронтальная работа с сигнальными «светофорами»: (красный цвет – не согласен;
зеленый цвет – согласен) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. ()
Территория Арктики не имеет коренного населения. ()
В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)
В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. ()
В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)
Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». ()
Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
III Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока:
Слайд 1:
Игра "Что лишнее? Кто лишний?”
1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень
(Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в
Международную Красную книгу, а тюлень – нет)
2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова
(тупик обитает в Арктике, остальные в лесу)
3 . белый медведь, тюлень, морж, олень
(олень живет в тундре, остальные – в Арктике)
4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)
5. остров Врангеля, Северный Ледовитый океан, ВосточноСибирское море, Черное
море
(Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)
6. Сайда, кайра, гага, чайка
(сайда – рыба, остальные – птицы) Слайд 2:
Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:
1). В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный
(т)
2). В слове тупик назовите гласную букву первого слога (у)
3). В слове олень назовите вторую согласную букву. (н)
4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога
(д)
5). В словах Черное море назовите общую согласную букву (р)
6). В слове сайда назовите гласную букву (а)
Назовите тему урока.
Минутка фантазии
Что представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние,
полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)
Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем
занимается население тундры)
Сообщаю цели урока.
IV Работа над новым материалом:
Где находится природная зона тундра? Попробуйте предположить.
Исследовательское задание:
Используя географическую карту, определите расположение зоны тундры. Расположена южнее Арктики. Она занимает тысячи километров с запада на восток.
От узкой полоски северного побережья Кольского полуострова до громадного
пространства в Сибири.
Самостоятельная работа:
Какие климатические условия типичны для тундры? Чтобы ответить на данный
вопрос, предлагаю сначала просмотреть небольшой видеофильм (слайд 4), потом
самостоятельно ознакомиться с текстом на стр. 117 учебника, используя прием
«Инсерт» (пометки на полях)
Слайд 3:
Какую ценную информацию вы получили для себя?
(ответы детей)
Работа в рабочих листах:
Составим карточки погодных условий зимнего и летнего дня тундры (на доске из
набора) Зима Лето
В тундре бывает только два времени года зима и лето. В течение основной части
года почва региона заморожена. Для зоны тундры характерны: полярный день и
полярная ночь, долгая зима и короткое лето. Тепло приносит Гольфстрим северо
атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана:
тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой,
поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течение суток.
Соедините стрелками причины и следствия природных явлений:
Слайд 4:
Солнце в тундре освещает Летом здесь теплее Землю косыми лучами
Слой вечной мерзлоты Летом образуются болотца и озерки
не пропускает воду
Солнце в тундре поднимается Даже летом почва прогревается слабо
Выше, чем в Арктике
Сделайте выводы: почему суровый климат? (косые солнечные лучи)
Почему в тундре много болот и озер? (изза вечной мерзлоты вода не просачивается
и не испаряется изза холодного лета)
Слово «тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая
равнина».
Слайд 5:
Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные
условия тундры
Составление кластера равнина
Природные условия тундры: вечная мерзлота
суровая зима
прохладное короткое лето
(на доске выбор карточек: горы, равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима,
суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)
Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.
Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает
«безлесье»? (Ответы детей) Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в
тундре? Как растения и животные приспосабливаются к суровым условиям тундры?
Посмотрим видеофильм: «Растения и животные тундры»
Вопросы после просмотра:
Как растения приспособились к суровым условиям климата? (Растения обычно
низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по
земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом
получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем
слое почвы)
Как приспособился животный мир тундры?
(Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов.
Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры
малотребовательны к пище.)
Слайд 6:
Много в тундре леммингов – небольших зверьков, похожих на пушистых хомячков,
встречаются полярные куропатки, заяцбеляк. Все они питаются растительной пищей.
Интересные факты: лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и
наполняет её съестными припасами. Очень интересно лемминги проводят свой день.
Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.
Слайд 7:
За ними охотятся песцы, полярные совы, волки, горностаи. Полярные волки –
непременные спутники оленьих стад, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на
оленей, а песцы и полярные совы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов
очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая
растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также
находят корм на обнаженных от снега местах. В северных странах олень животное
настолько популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья
упряжка везет сани Деда Мороза. Рассказ подготовленных детей о животных тундры.
Слайд 8:
Песец
Песец, или полярная сова, характерный обитатель тундры, отличается от всех
остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых
покрыты шерстью, что облегчает ходьбу по гладкому льду и насту.
Густой пушистый мех делает его малозаметным зимой на общем фоне тундры. Летом
белая окраска меха меняется на темносерую или бурую. В нору, вырытую
собственными силами, прячется только перед непогодой или когда чувствует
опасность. Обычно отдыхает под какойлибо кочкой или кустарником. В пище песец
неразборчив и ест животных, которые попадаются: белых куропаток, уток, гусей.
Питается и падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся
рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Часто друг с другом песцы ведут
кровавые ссоры.
(рассказ учителя)
Существуют две основные разновидности песцов – белый и голубой. Если голубой
песец живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает
заснеженные земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков
на хвосте) служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет.
Песцы не живут стаями, это одиночные животные. Нору роют в сухом иле. Песец
относится к семейству волчьих. Он очень непривередлив в еде и с легкостью
разнообразит рацион. Обычно питается леммингами и другими мелкими грызунами,
птичьими яйцами, не гнушается трупами животных и рыбой, которую волны
выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом за медведем, подбирая за ним
объедки.
Слайд 9:
Северный олень Олень – самый крупный зверь тундры, который встречается в диком состоянии в
России только на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова. Длина
его от головы до хвоста около 1,5 метров. Голова и у самки, и у самца вооружена
длинными ветвистыми рогами, которые служат для защиты при нападении волков, а
также зрение и острый слух помогают им защищаться от врагов в тундре. Густая
шерсть покрывает все тело, а также морду и ноги между копытами, что вместе с
жировым подкожным покровом помогает переносить даже самые сильные морозы.
Зимой шерсть сероватобелого цвета, длина её около шести сантиметров. Весной эта
шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень
широкие и раздвоенные копыта позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе
по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом.
У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500
метров, легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Кроме ягеля
олени питаются и другими растениями, круглый год находясь на подножном корму.
С наступлением лета, олени страдают от гнуса, комаров и оводов, которые
облепляют их веки, набиваются им в ноздри. Они страдают от бесконечных укусов.
Поэтому пастухи заранее весной перекочевывают со своими стадами к берегам
Северного Ледовитого океана, где сильные холодные ветра отгоняют насекомых. Там
олени пасутся все лето.
Северный олень – очень полезное домашнее животное, которое дает все
необходимое: мясо и одежду, которую шьют из кожи и меха. На оленях ездят верхом,
запрягают в легкие сани – нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и
летом.
Слайд 10:
Весной в тундру прилетают огромные стаи птиц. Гнездятся здесь водоплавающие
птицы: белые лебеди, серые гуси, многочисленные утки, гагары. Прилетают также
журавли, рогатые жаворонки, пуночки – полярные воробьи. Птицам есть чем
питаться: много сладких ягод, комары и мошка размножаются на болотцах в больших
количествах. Моря, реки и озера богаты рыбой. В полярный день птицы бодрствуют
целые сутки, чтобы успеть выкормить потомство и дать ему окрепнуть до осенней
кочевки. Осенью птицы улетают в южные края. Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это
розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее
оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается
обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая
птица и охраняется законом.
Гагары способны летать со скоростью до 120 километров в час.
Замечательная птица тундры – пуночка или снежный подорожник, или
«снежный воробей».
Дело в том, что в тех местах Крайнего Севера, в особенности в тундровых
поселках, где наши знакомые воробьи уже не встречаются, их место часто
занимают пуночки, которые по своей обычности и численности часто не
уступают им. Население в этих местах считает, что пуночки на крыльях
приносят весну, так как с их массовым появлением начинается долгожданное
потепление.
Слайд 11:
Коренные население тундры представляют коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи,
ханты, манси.
Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?
Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры.
Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф.
Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных
ресурсов, таких как нефть и уран.
С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки.
Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья
перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили
посёлки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это
отразилось на природе тундры?
Почему тундру называют ранимой?
При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. А это
приведет к уменьшению численности животных. Проблемы:
Отходы промышленных предприятий загрязняют воздух, воду, почву.
Местность загрязняется нефтью во время её добычи.
Замусоривание (в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная
мерзлота выталкивает его на поверхность).
тундры современными
Разрушение растительного покрова
транспортными средствами (след от вездехода или трактора не
зарастает несколько лет).
Изза бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.
Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда
вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища
нужно 15 лет!
Работа в парах:
Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения
экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?
(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не
использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным
богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.)
V Закрепление изученного:
Слайд 12:
1). Восстановите цепи питания:
Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова)
Ягель – …(олень) – волк
Растения – заяцбеляк … (волк)
2). Работа в рабочих листах: Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры.
Если задание выполните верно, прочитаете зашифрованное слово, как оценку вашей
работы. (зашифровано слово молодец)
п
е
е
л
б
д
я
ь
м в
м
и
к
г
р
о
ш
а
л
ь
1. Мелкий грызун.
2. Непременный спутник оленьих стад.
3. Самое крупное животное тундры.
4. Северная малина.
5. Белая водоплавающая птица.
6. Олений мох.
7. Полярная лисица.
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны –
потопайте.
Зона тундры находится севернее Арктики. (топают)
За лето почва тундры успевает оттаять на глубину не более метра. (хлопают)
Безлесье – главный отличительный признак тундры. (хлопают)
Из крупных животных в тундре обитает белый медведь. (топают)
Большие пространства в тундре занимает лишайник ягель. (хлопают)
VI Рефлексия деятельности:
Слайд 13: Закончите предложение:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что …
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с
которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде
учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят
«СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на
стуле, можно встать, можно подняться на носочки. И все поймут, что чем лучше, тем
выше вы должны находиться.
Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
Покажите, насколько вы устали?
Какое у вас сейчас настроение?
VII Вариативное домашнее задание:
1.Придумайте свой знак охраны тундры. Изобразите его.
2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.
3.Задание для всех – уч. – стр. 117 123 Список литературы, интернетресурсы
1. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» , 4 класс часть1 М.:
Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010
2. «Окружающий мир» 4 класс, поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой,
В. Д. Шилина, I часть, Волгоград
3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.:
Издательство «Первое сентября», 2001
4. http://video.mail.ru/mail/val1607/38/52.html растения и животные тундры
5. Яндекскартинки:
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный олень
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лемминги
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный волк
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=заяцбеляк
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=песец http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?
text=горностай http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ягель в тундре–
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=растения тундры
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=растения в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=полярная сова
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=полярная куропатка
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=белые лебеди в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=журавли в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=серые гуси в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=рогатые жаворонки в тундре фото
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пуночки в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=коренные жители тундры
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=розовая чайка Ф. И. ____________________________
Рабочий лист
1. Составь карточку погодных условий зимнего и летнего дня тундры:
Зима Лето
2. Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и
животных тундры.
л
б
м в
м
и
к
г
р
л о д
ш
а
ь
п
е
е
я
ь
1. Мелкий грызун.
2. Непременный спутник оленьих стад.
3. Самое крупное животное тундры.
4. Северная малина.
5. Белая водоплавающая птица.
6. Олений мох.
7. Полярная лисица.
Карточка Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце
направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые)
лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом –
(полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно
наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное
сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над
горизонтом.
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце
направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые)
лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом –
(полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно
наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное
сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над
горизонтом.
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.