Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.07.2017
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Тип урока: изучение нового материала. Цель: - сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре Задачи: Обучающие: • уметь показывать зону тундры на карте; • знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры; • рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека; • формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества Развивающие: • формирование наглядно - образного и логического мышления; • развитие умения читать карту, выявлять связи в природе; • развитие познавательного интереса к окружающему миру; • расширение кругозора учащихся; • развитие навыков анализа и синтеза • развивать понимание о взаимной приспособленности живых, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. Воспитательные: • создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту; • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. Оборудование к уроку: учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с презентацией, учебник, карта природных зон; ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы
конспект урока по теме тундра.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2  им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска» Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра» УМК «Гармония» Подготовила:  учитель начальных классов  Божко Анна Анатольевна Семикаракорск   2016 Тема: «Ранимая тундра» Место в системе уроков:  Раздел 3. Путешествие по природным зонам России Природная зона. Суровая Арктика. Ранимая тундра Россия ­ страна лесов Россия ­ страна лесов. Что дает лес человеку. Степные просторы. Жаркие пустыни Горные районы Природные зоны России. Обобщающий урок.  Тип урока: изучение  нового материала. Цель: ­ сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре Задачи:     Обучающие: уметь показывать  зону тундры на карте; знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры; рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;     формировать у учащихся универсальные учебные  действия:                  личностные: самоопределение, смыслообразование, морально –  этическая ориентация;                 познавательные: работа с информацией, работа с учебными  моделями,      выполнение логических операций;                регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и  коррекция, инициативность и самостоятельность;               коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества Развивающие:  формирование наглядно ­ образного и логического мышления;  развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;     развитие познавательного интереса к окружающему миру; расширение кругозора учащихся; развитие навыков анализа и синтеза  развивать понимание  о взаимной  приспособленности живых, их зависимость  от неживых компонентов и влияние на них.  Воспитательные:  создать условия для воспитания таких качеств как:  познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;   воспитывать уважительное и бережное отношение к природе. Оборудование к уроку:  учитель:   компьютер,   мультимедиапроектор,   диск   с   презентацией,   учебник,   карта природных зон; ученик:  учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы                                                          План урока: Этап урока Приемы и методы № I Организация учебного  процесса Проверка домашнего  II задания Время (мин.) 1 3 5 27 Словесный метод Наглядный метод Актуализация знаний.   Введение в тему урока.  Словесный метод: беседа, постановка  задач     Постановка целей и задач. Изучение нового материала Наглядный метод: показ  III    IV иллюстративного материала, работа с  книгой, ситуация выбора.   Практический  метод: работа под руководством  педагога, работа с раздаточным  материалом, графическая систематизация  материала (кластеры).  Словесные методы: беседа, разъяснение,  рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично­ поисковый метод: участие детей в  коллективном поиске, решение  поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский (Творческий) метод:  самостоятельная деятельность учащихся.  Объяснительно­иллюстративный  метод: восприятие и усвоение готовой  информации, использование ИКТ.    Наглядный метод: показ действий Словесный  метод Словесный метод: словесная оценка Словесный метод Ход урока: 2 3 2 2 Физ. минутка Рефлексия Оценка деятельности  учащихся на уроке Итог урока. Запись д. з. V VI VI I Организация учебного процесса:  ­ Закройте глазки, вспомните что­нибудь приятное для вас, улыбнитесь. Откройте  глаза, посмотрите, как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Пусть  будет также светло в течение всего урока. Я приглашаю вас к сотрудничеству,  призываю вас быть активными  на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и  успеха.       II Проверка домашнего задания: Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:  Карточка Задание:   подчеркни   нужное   слово   в   скобках,   подходящее   к   тексту:   Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.  Фронтальная  работа  с  сигнальными  «светофорами»:  (красный  цвет  – не  согласен; зеленый цвет – согласен) ­ Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (­) ­ Территория Арктики не имеет коренного населения.  (­) ­ В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.  (+) ­ В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.   (­) ­ В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.  (+) ­ Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».  (­) ­ Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.   (+) III Актуализация знаний учащихся. Введение в тему  урока: Слайд 1: Игра "Что лишнее? Кто лишний?”  1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень  (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в  Международную Красную книгу, а тюлень – нет) 2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова (тупик обитает в Арктике, остальные ­  в лесу) 3 . белый медведь, тюлень, морж, олень (олень  живет в тундре, остальные – в Арктике) 4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь (белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)  5. остров Врангеля, Северный Ледовитый океан, Восточно­Сибирское море, Черное  море (Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)  6.  Сайда, кайра, гага, чайка (сайда – рыба, остальные – птицы) Слайд 2:  ­ Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока: 1).  В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный                           (т)   2). В слове тупик  назовите гласную букву первого слога                    (у) 3). В слове олень назовите вторую согласную  букву.                            (н) 4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д) 5). В словах Черное море назовите общую согласную букву                                    (р) 6). В слове сайда назовите гласную букву                                                (а) ­ Назовите тему урока.  Минутка фантазии ­ Что представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние,  полярная ночь, много снега, вечная мерзлота) ­ Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем  занимается население тундры) Сообщаю цели урока. IV Работа над новым материалом:  ­ Где находится природная зона тундра? Попробуйте предположить. Исследовательское задание: ­ Используя географическую карту, определите расположение зоны тундры. ­ Расположена южнее Арктики. Она занимает тысячи километров с запада на восток.  От узкой полоски ­ северного побережья Кольского полуострова до громадного  пространства в Сибири. Самостоятельная работа: ­ Какие климатические условия типичны для тундры? Чтобы ответить на данный  вопрос, предлагаю сначала просмотреть небольшой видеофильм (слайд 4), потом   самостоятельно ознакомиться с текстом на стр. 117 учебника, используя прием  «Инсерт» (пометки на полях) Слайд 3:  ­ Какую ценную информацию вы получили для себя? (ответы детей) Работа в рабочих листах: ­ Составим карточки погодных условий зимнего и летнего дня тундры (на доске из  набора)       Зима                                                 Лето ­В тундре бывает только два времени года ­ зима и лето. В течение основной части  года почва региона заморожена.  Для зоны тундры  характерны: полярный день и  полярная ночь, долгая зима и короткое лето. Тепло приносит Гольфстрим ­ северо­ атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана:  тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой,  поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течение суток. ­ Соедините стрелками причины и следствия природных явлений: Слайд 4: Солнце в тундре освещает                          Летом здесь теплее Землю косыми лучами Слой вечной мерзлоты                                Летом образуются болотца и озерки не пропускает воду Солнце в тундре поднимается                   Даже летом почва прогревается слабо Выше, чем в Арктике ­ Сделайте выводы: почему суровый климат? (косые солнечные лучи) ­ Почему в тундре много болот и озер? (из­за вечной мерзлоты вода не просачивается и не испаряется из­за холодного лета) ­   Слово   «тундра»   пришло   к   нам   из   финского   языка,   что   обозначает   «безлесая равнина». Слайд 5:  ­ Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные условия тундры Составление кластера                                            равнина Природные условия тундры:                              вечная мерзлота                                                                                  суровая зима                                                                             прохладное короткое лето (на доске выбор карточек: горы, равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима,  суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето) ­ Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей) ­ Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в  тундре? Как растения и  животные приспосабливаются к суровым условиям тундры?  Посмотрим видеофильм: «Растения и животные тундры» Вопросы после просмотра: ­  Как растения приспособились к суровым условиям климата? (Растения обычно  низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по  земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом  получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем  слое почвы) ­ Как приспособился животный мир тундры? (Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов.  Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры  малотребовательны к пище.) Слайд 6: ­ Много в тундре леммингов – небольших зверьков, похожих на пушистых хомячков,  встречаются полярные куропатки, заяц­беляк. Все они питаются растительной пищей. Интересные факты: лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и  наполняет её съестными припасами. Очень интересно лемминги проводят свой день.  Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры. Слайд 7:   ­ За ними охотятся песцы,  полярные совы, волки, горностаи. Полярные волки – непременные спутники оленьих стад,  а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы и полярные совы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов  очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая  растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также  находят корм на обнаженных от снега местах. В северных странах олень ­ животное  настолько популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья  упряжка везет сани Деда Мороза. Рассказ подготовленных детей о животных тундры. Слайд 8: Песец Песец,   или   полярная   сова,   ­   характерный   обитатель   тундры,   отличается   от   всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью, что облегчает ходьбу по гладкому льду и насту. Густой пушистый мех делает его малозаметным зимой на общем фоне тундры. Летом белая   окраска   меха   меняется   на   темно­серую   или   бурую.   В   нору,   вырытую собственными   силами,   прячется   только   перед   непогодой   или   когда   чувствует опасность. Обычно отдыхает под какой­либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются: белых куропаток, уток, гусей. Питается   и   падалью   крупных   животных.   У   морских   побережий   песцы   лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Часто друг с другом песцы ведут кровавые ссоры. (рассказ учителя) ­ Существуют две основные разновидности песцов – белый и голубой. Если голубой  песец живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает  заснеженные земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков  на хвосте) служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет. Песцы не живут стаями, это одиночные животные. Нору роют в сухом иле. Песец  относится к семейству волчьих. Он очень непривередлив в еде и с легкостью  разнообразит рацион. Обычно питается леммингами и другими мелкими грызунами,  птичьими яйцами, не гнушается трупами животных и рыбой, которую волны  выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом за медведем, подбирая за ним  объедки. Слайд 9: Северный олень Олень  –  самый крупный зверь тундры, который встречается в диком состоянии в России только на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова. Длина его от головы до хвоста около 1,5 метров. Голова и у самки, и у самца вооружена длинными ветвистыми рогами, которые служат для защиты при нападении волков, а также зрение и острый слух помогают им защищаться от врагов в тундре. Густая шерсть покрывает все тело, а также морду и ноги между копытами, что вместе с жировым подкожным покровом помогает переносить даже самые сильные морозы. Зимой шерсть серовато­белого цвета, длина её около шести сантиметров. Весной эта шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные копыта позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом. У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 метров, легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Кроме ягеля олени питаются и другими растениями, круглый год находясь на подножном корму. С наступлением лета, олени страдают от гнуса, комаров и оводов, которые облепляют их веки, набиваются им в ноздри. Они страдают от бесконечных укусов. Поэтому   пастухи   заранее   весной   перекочевывают   со   своими   стадами   к   берегам Северного Ледовитого океана, где сильные холодные ветра отгоняют насекомых. Там олени пасутся все лето. Северный   олень   –   очень   полезное   домашнее   животное,   которое   дает   все необходимое: мясо и одежду, которую шьют из кожи и меха. На оленях ездят верхом, запрягают в легкие сани – нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.  Слайд 10: ­ Весной в тундру прилетают огромные стаи птиц. Гнездятся здесь водоплавающие птицы: белые лебеди, серые гуси, многочисленные утки, гагары. Прилетают также журавли,   рогатые   жаворонки,   пуночки   –   полярные   воробьи.   Птицам   есть   чем питаться: много сладких ягод, комары и мошка размножаются на болотцах в больших количествах. Моря, реки и озера богаты рыбой. В полярный день птицы бодрствуют целые сутки, чтобы успеть выкормить потомство и дать ему окрепнуть до осенней кочевки. Осенью птицы улетают в южные края. ­ Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это ­  розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее  оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается  обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая  птица и охраняется законом. ­ Гагары способны летать со скоростью до 120 километров в час. ­ Замечательная  птица тундры  – пуночка  или снежный подорожник, или  «снежный воробей».  Дело в том, что в тех местах Крайнего Севера, в особенности в тундровых  поселках, где наши знакомые воробьи уже не встречаются, их место часто  занимают пуночки, которые по своей обычности и численности часто не  уступают им. Население в этих местах считает, что пуночки на крыльях  приносят весну, так как с их массовым появлением начинается долгожданное  потепление.  Слайд 11: ­ Коренные население тундры представляют коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси. ­ Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?  ­ Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры. Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф. Интересно отметить, что в области  тундры  находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран. С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали   быть   непреодолимыми.  И   люди   устремились   в   эти   края.   Построили посёлки,   города,  проложили   дороги,   протянули   линии   электропередачи.   Как   это отразилось на природе тундры?  ­ Почему тундру называют ранимой? ­ При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. А это приведет к уменьшению численности животных. Проблемы:             ­ Отходы промышленных предприятий загрязняют воздух, воду, почву. ­ Местность загрязняется нефтью во время её добычи. ­   Замусоривание   (в   тундре   мусор   нельзя   закопать   в   землю,   вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).   тундры   современными ­   Разрушение   растительного   покрова   транспортными   средствами   (след   от   вездехода   или   трактора   не зарастает несколько лет). ­ Из­за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими. ­   Оленьи   пастбища   вытаптываются,   потому   что   оленей   не   всегда вовремя   перегоняют   на   другие   места,   на   восстановление   пастбища нужно 15 лет!  Работа в парах: ­ Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения экологической катастрофы. Как спасти природу тундры? (Запретить   браконьерство,   взять   под   охрану   оленьи   пастбища,   не использовать   тяжёлую   технику,   бережно   относится   к   природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.) V Закрепление изученного:  Слайд 12: 1). Восстановите цепи питания: Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова) Ягель – …(олень) – волк Растения – заяц­беляк ­  … (волк) 2). Работа в рабочих листах: ­ Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры.  Если задание выполните верно, прочитаете зашифрованное слово, как оценку вашей  работы. (зашифровано слово молодец) п е е л б д я ь м в м и к г р о ш а л ь 1. Мелкий грызун. 2. Непременный спутник оленьих стад. 3. Самое крупное животное тундры. 4. Северная малина. 5. Белая водоплавающая птица. 6. Олений мох. 7. Полярная лисица. Физминутка:  игра «Согласен – не согласен» ­ Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны –  потопайте.  ­ Зона тундры находится севернее Арктики. (топают) ­ За лето почва тундры успевает оттаять на глубину не более метра.  (хлопают) ­ Безлесье – главный отличительный признак тундры.   (хлопают) ­ Из крупных животных в тундре обитает белый медведь.   (топают) ­ Большие пространства в тундре занимает лишайник ягель.  (хлопают) VI Рефлексия деятельности:  Слайд 13: ­ Закончите  предложение:       Я не знал, что … Я хочу рассказать родителям … Теперь я буду … Теперь я не буду …  Я понял, что … Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде  учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке. Упражнение «Сели, встали, встали выше» ­ Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на  стуле, можно встать, можно подняться на носочки. И все поймут, что чем лучше, тем  выше вы должны  находиться.  ­ Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?  ­ Покажите, насколько вы устали? ­ Какое у вас сейчас настроение? VII Вариативное домашнее задание: 1.Придумайте свой знак охраны тундры.  Изобразите его. 2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку. 3.Задание для всех – уч. – стр. 117 ­ 123 Список литературы, интернет­ресурсы 1. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» , 4 класс  часть1­ М.:  Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010 2. «Окружающий мир» 4 класс, поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой,  В. Д. Шилина, I часть, Волгоград 3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.:  Издательство «Первое сентября», 2001 4. http://video.mail.ru/mail/val1607/38/52.html­ растения и животные тундры 5. Яндекс­картинки:  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный олень  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лемминги http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный волк  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=заяц­беляк  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=песец http://images.yandex.ru/#!/yandsearch? text=горностай http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ягель в тундре– http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=растения тундры  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=растения в тундре   http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=полярная сова  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=полярная куропатка  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=белые лебеди в тундре  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=журавли в тундре  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=серые гуси в тундре http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=рогатые жаворонки в тундре фото http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пуночки в тундре http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=коренные жители тундры  http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=розовая чайка Ф. И. ____________________________ Рабочий лист 1. Составь карточку погодных условий зимнего и летнего дня тундры:                Зима                                     Лето 2. Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и  животных тундры.   л б м в м и к г р л о д ш а ь п е е я ь 1. Мелкий грызун. 2. Непременный спутник оленьих стад. 3. Самое крупное животное тундры. 4. Северная малина. 5. Белая водоплавающая птица. 6. Олений мох. 7. Полярная лисица. Карточка Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:  Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи.   Зимой   в   Арктике   (полярный   день,   полярная   ночь),   а   летом   – (полярная   ночь,   полярный   день).   Полярной   ночью   в   Арктике   можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом. Карточка Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:  Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи.   Зимой   в   Арктике   (полярный   день,   полярная   ночь),   а   летом   – (полярная   ночь,   полярный   день).   Полярной   ночью   в   Арктике   можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Ранимая тундра», УМК «Гармония»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе  «Ранимая тундра», УМК «Гармония»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017