Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
26.03.2019
Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс
Конспект урока по теме «Трудные времена на Русской земле"направлен на знакомства с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским и ролью в истории Руси; битвами – Невская и Ледовое побоище; продолжает развивать внимание, наблюдательность и формировать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.
Урок окружающего мира по теме.docx
Урок окружающего мира по теме «Трудные времена на Русской земле». 4­й класс Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей монголо­татарского  нашествия; с исторической личностью Александром Невским и ролью в истории Руси;  битвами – Невская и Ледовое побоище; продолжат развивать внимание, наблюдательность  и формировать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории. Оборудование: ­ компьютер; ­ экран; ­ презентация. ­учебник Ход урока I. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю  Руси. А что такое Русь? (Это название нашей страны в древности) II. Повторение ­ Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых уроках. (Слайд 2) ­ Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев) ­ Кто был главой Руси? (Великий князь киевский) ­ Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир) ­ Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт  торговли? (Новгород) ­ Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд 3) ­ Почему алфавит в Древней Руси назвали азбукой? (Слайд 4) (По названию первых букв  произошло название “азбука”. Она называлась “глаголицей”. “Глагол” в переводе со  старославянского языка означает “слово”, “речь”) Предлагаю вам разгадать кроссворд (слайды 5­19). 1. Создатель «Повести временных лет»? – НЕСТОР 2. Кто вел записи важнейших событий? – МОНАХИ 3. Одно из фантастических существ, которое почиталось древними славянами. –  ЛЕШИЙ 4. Как  на Руси называли укрепленный центр города? – КРЕМЛЬ 5. Как назывались заостренные палочки для письма? – ПИСАЛА 6. Что служило материалом для первых книг на Руси? – БЕРЕСТА 7. Как называлось собрание всех горожан? – ВЕЧЕ 8. От какого имени произошло название славянской азбуки? – КИРИЛЛ 9. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? – КОЧЕВНИКИ 10. Что брали для сооружения частокола? – БРЕВНА 11. Писчий материал из телячьей кожи? – ПЕРГАМЕНТ 12. Запись важнейших событий. – ЛЕТОПИСЬ 13. Как называли добрых молодцев, служивших на заставах? – БОГАТЫРИ 14. Кто были советниками и помощниками князя? – БОЯРЕ – Теперь в клетках по горизонтали вы можете прочитать тему урока («Нашествие  Батыя») (слайд 17). Сегодня мы начнем знакомиться с героическими страницами истории  Отечества и тема нашего урока Трудные времена на Русской земле «Нашествие Батыя». III. Актуализация знаний ­ Прочтите эпиграф к нашему уроку. (Слайд 20) “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская  земля!” Александр Невский ­ Это слова известного правителя и воина. Подумайте, что хотел сказать Александр  Невский. (Ответы детей) IV. Самоопределение деятельности ­ А теперь составьте вопросы и назовите цель нашего урока. (Слайд 21)   отстаивала Как независимость Русь свою? эти Какую России роль истории сыграли в события? ­ Правильно цель урока – ответить на вопросы: (Слайд 22)  Как Русь отстаивала свою независимость?  Какую роль сыграли эти события в истории России? V. Работа по теме урока ­ К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. (Слайд 23)  Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо­татарское  войско (слайд 25). Сначала выясним, кто такие монголо­татары. Это кочевые  (переезжающие с места на место) монгольские племена Они занимались разведением скота:  лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили  с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока (слайды 26). При переездах  юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым  народом. Они могли не есть по два­три дня и легко переносили холод. Даже между собой  они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно  постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях (слайд 24).  Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. ПО  словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая  жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много  времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух­трех лет  начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были  прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда  было при них  – Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их (слайды 29­ 30). (Русские войны одеты в кольчуги, состоящие из металлических колец. Из оружия у них:  копье и булава. Монгольский воин нарисован на коне, у него много различного оружия:  сабля, лук и стрелы, копье; Монгольский воин имеет лучшее снаряжение).  Работа в парах слайд 27 Чтение текста стр.59­60 слайды Кто напал на Русь в XIII? (Монголо­татары) Кто возглавил поход на Русь? (Батый) Какой первый город был на их пути? (Рязань) Сколько дней оборонялись жители Рязани? (Пять)  Работа по учебнику – По карте на странице 61 найдите его. Выполнения задания стр 60№1 (Поздней осенью 1237г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное  войско. (Слайд 15) На его пути лежало Рязанское княжество. (Слайд 16) У Рязанцев не  было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич  обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям за помощью, но те  отказали ему. 5 дней держалась Рязань, на шестой ­ пала. Взяли монголы город и убили  всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Владимир. (Слайд 17) Завоеватели  разрушили и сожгли прекрасные русские города. (Слайд 18) Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. (Слайд 19) На  обратном пути в южные степи Батыева рать провела 7 недель под небольшим городом  Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. 4000 вражеских воинов  легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни  развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. Монголы прозвали Козельск  "злым городом". В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. (Слайд 20) Войско монголов было так  огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался  скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен.  (Слайд 21) После этого закончилось завоевание Руси. (Слайд 22) Батый повернул назад и в низовьях  Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. (Слайд 23)  Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. (Слайд 24) Теперь  Руси пришлось выплачивать дань Орде. ­ От какого слова образовалось слово “дань”? (дать, дар) (Слайд 25) ­ Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Сначала это  были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у  того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками.  Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение  княжеством. ­ Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники,  лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло  дать достойный отпор полчищам Батыя? (Ответы детей) ­ Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того,  чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество. ­ Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько  потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока ­ Но нападением монголов испытания не закончились. Угроза для Руси возникла на северо­ западе. ­ Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? (Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым) ­ Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей­крестоносцев. (Слайд  38) ­ Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) (Слайд 39) ­ Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена  нашествием монголо­татар) ­ Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был  изображён крест) ­ Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный  новгородский князь Александр с дружиной. (Слайд 40) Тогда ему было всего 19 лет.  Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.  (Слайд 41) ­ Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову. (Слайд 42) А князь Александр за  победу получил прозвание Невского. ­ А два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей­крестоносцев на льду Чудского озера. (Слайд 44) Ей дали название – Ледовое побоище. ­ Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд45) ­ Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он  преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть) (Слайд 45) ­ Действительно, в ходе сражения немецкие рыцари оказались в западне и отступили к  озеру.  Местами подтаявший лед, не выдержав тяжести доспехов врагов, начал трещать и  ломаться. Рыцари камнем пошли ко дну. Те, кто остался в живых спасались бегством. ­ Вскоре после сражения крестоносцы отправили послов в Новгород просить мира.  Александр согласился на мир, но предупредил: “Кто с мечом к нам придет, тот от меча  и погибнет!”Вспомните эпиграф к нашему уроку, какие выводы можете сделать  сейчас? ­ Александр Невский – великий человекАлександру Невскому поставлены памятник в  разных городах нашей страны. Чтение учебника стр.62­63 VII. Закрепление изученного материала 1. Кто напал на Русь в XIII? (Монголо­татары) 2. Кто возглавил поход на Русь? (Батый) 3. Какой первый город был на их пути? (Рязань) 4. Сколько дней оборонялись жители Рязани? (Пять) 5. Какой город оказал Батыю самое серьезное сопротивление? (Козельск) 6. Какой город был разграблен и разрушен в 1240 году? (Киев) 7. Как стало называться государство монголо­татар? (Золотая Орда) 8. Как называются жилища монголо­татар из жердей и войлока? (Юрта). 9. Какой город был центром Золотой Орды? (Сарай) 10. VIII. Подведение итогов урока 11. Какие испытания обрушились на русь в XIIIвеке 12. Д/З стр 59­63

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру«Трудные времена на Русской земле». 4-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019