Конспект урока по окружающему уроку в 4 классе "Права человека в обществе"
Оценка 5

Конспект урока по окружающему уроку в 4 классе "Права человека в обществе"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.03.2017
Конспект урока по окружающему уроку в 4 классе "Права человека в обществе"
Презентация к уроку
окр. мир 4 класс.docx

Конспект урока

Окружающий мир

В 4 «б» классе МБОУ – лицей

Золотарёвой Виктории Андреевны

Урок: окружающий мир.

Тема урока: «Права человека в обществе».

Место урока в разделе: «Человек и общество».

Цель урока: довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, подводящий диалог, беседа, задания.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные виды учебной деятельности: характеризовать, работать с информацией, находить.

Планируемые результаты:

Предметные:

ü Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество).

ü Использование различной литературы с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.

Чтение: работа с информацией.

Личностные:

ü Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ü Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

ü Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ü Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметные:

·        Регулятивные УУД:

ü Принимать и сохранять учебную задачу.

ü Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

ü Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

ü Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ü Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

ü В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

ü Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

ü Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

·        Познавательные УУД:

ü Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

ü Строить речевое высказывание в устной форме.

ü Развивать умение извлекать информацию из иллюстрации, текста.

ü Ориентироваться на развороте учебника.

ü Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

·        Коммуникативные УУД:

ü Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ü Формулировать собственное мнение и позицию.

ü Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ü Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

ü Развивать умения слушать и понимать других.

ü Умение работать в группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2 А. А. Вахрушев «Школа 2100», рабочая тетрадь «Человек и человечество» 4 класс Н. В. Харитонова, Е. В. Слизова, Е. И. Стойка «Школа 2100». 

 

 

 

Ход урока:

Задачи

Этап урока

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Настроить учащихся к предстоящей деятельности.

1. Организационно – мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Андреевна.

- Давайте наш урок начнем с улыбки: улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и  добра.

- Присаживайтесь на свои места.

 

- Здравствуйте!

 

 

Присели на свои места.

Личностные: Мотивационная основа учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

2. Актуализировать знания по темам: «Как жить в мире людей?» и «Моё общество».

2. Актуализация знаний.

 

- На прошлых уроках вы говорили о том, как жить в мире людей. Скажите, пожалуйста, откуда человек узнает, что хорошо, а что плохо?

 

 

 

 

- О чем говорится в правилах морали?

 

 

 

 

 

- Да, таких правил много, но самое главное: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Что это за правило?

 

- Давайте сравним с эталоном, правильно ли вы предположили.(слайд 1)

 

- О каждом поступке можно сказать: хороший он или плохой. Что нам может подсказать в этом случае?

 

 

- Как называется часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой?

- Совесть, мораль и (право) помогают управлять поступками людей в обществе.

 

- Ребята, скажите, а какие права человека вам уже известны? (слайд 2)

 

 

- В каком государственном документе эти права прописаны? (слайд 3)

 

- Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше?

 

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе?

 

- Как вы думаете, в современной России у людей равные права?

 

- Давайте посмотрим в таблицу, что «Мы знаем», а что «Не знаем»? То, что мы не знаем, нам сегодня на уроке предстоит узнать.(слайд 4)

 

 

- Существуют правила поведения людей в обществе. Эти правила называются моралью.

 

- Нельзя лгать, грубить, завидовать, надо уважать других людей, помогать слабым.

 

- Это золотое правило нравственности.

 

 

 

- Совесть (решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла).

 

- Право.

 

 

 

 

- Право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.

 

- В Конституции РФ.

 

Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.

 

- Наверно, нет.

 

 

- Наверно, да.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

 

 

3.

3. постановка темы и цели урока

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

- Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

 

- А теперь сформулируйте цель урока. (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

- Давайте составим план работы, а поможет нам составить план учебник на с. 40-42___(совместно с детьми составляет план урока – слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте учебник на с. 40. Посмотрите внимательно на картинку.

- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?

 

 

- А как вы понимаете это право?

(Учитель совместно с учениками в процессе беседы выясняют, что каждый человек не может делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке, связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Следовательно, права должны быть равными. Согласно «золотому правилу нравственности» нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Иными словами, пользуясь правами сам, надо также соблюдать права других людей.)

 

- Сейчас вы поработаете в парах: в учебнике, на с. 40 – 42 нужно прочитать текст. После прочтения, вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие права человека есть в современном обществе?» О этих правах вы расскажете друг другу в парах. А затем мы проверим.(вопрос на слайде 8)

- Прочитали? А теперь, пожалуйста, кто желает ответить?

- Давайте проверим, правильно ли мы ответили на наш вопрос, посмотрите на слайд. (слайд 9)

-У всех людей есть права. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по- вашему?

(ответы детей внимательно выслушиваются)

- Проверим ваши предположения.

Есть такой необычный документ-он расскажет вам о ваших правах – правах ребёнка.

-Может кто- то знает, как он  называется? (слайд10-11)

-Называется он- «Конвенция о правах ребёнка», которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые.

Давайте рассмотрим, какие же права имеет ребёнок (слайды).

- В ст. 1  прописано то, что: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.(слайд 12)

- В ст. 2 говорится о том, что: Ребёнок имеет право на защиту от всех форм наказания.(слайд 13)

- В ст. 7: Ребёнок имеет право на имя, на гражданство, право знать своих родителей. (слайд 14)

- А также в ст. 7 прописано то, что: Ребёнок имеет право на любовь и защиту. Любить своих  детей  и заботиться о  соблюдении  прав  ребенка  прежде  всего  обязаны  родители.(слайд 15)

- В ст. 9: Каждый ребёнок имеет право не разлучаться со своими родителями. (слайд 16)

- В ст. 13: Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, в устной, письменной или печатной форме. (слайд 17)

- В ст. 16: Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь и на неприкосновенность жилища. (слайд 18)

- В ст. 27: Ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для развития личности ребёнка. (слайд 19)

- В ст. 26 – 27: Ребёнок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование, направленное на развитие личности, талантов, умственных способностей, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, воспитание уважения к родителям, национальной культуре.(слайд 20)

 - В ст. 31: Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Это значит имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.(слайд 21)

- А теперь откройте учебник на с. 42 – 43, прочитайте текст и ответьте правы ли вы были?

 

- Ребята, ответьте мне на вопрос, равные ли права у современных людей? (слайд 22)

 

- Давайте проверим ваш ответ. В учебнике на с. 43 в рамочке прописана основная мысль урока, прочитайте ее.

- Прочитали? Так всё – таки, равные права у современных людей? (слайд 23)Правильно.

 

- Согласно Конституции РФ, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав?

 

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

 

 

- А теперь, когда мы с вами рассмотрели права и узнали, что такое обязанности мы можем название нашей колонки в таблице «Не знаем» поменять на «Мы узнали».(слайд 24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Права человека в обществе.

 

 

 

- Сегодня мы выясним, какие права имеет человек в современном обществе.

 

Составляют план работы урока совместно с учителем.

 

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план), умение слушать и понимать других.

 

 

 

 

 

- (Возможно не сразу: право на свободу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают готовый текст в учебнике.

 

 

 

 

 

- Правильно.

 

 

Ученики высказывают свои предположения, проверку их предположений осуществляем по тексту в учебнике.

 

 

 

 

Ученики слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- да.

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обязанности.

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и понимать других, умение оформлять мысли в устной форме, умение извлекать информацию из текста, иллюстраций.

 

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

Регулятивные УУД:

 

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

 

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Познавательные УУД:

Ориентироваться на развороте учебника.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, в ходе нашей работы, какое умение мы с вами формировали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, а какое умение мы с вами формировали?

4. Отследить уровень усвоения нового материала.

4. Применение знаний.

- Ребята, а сейчас мы с вами осуществим небольшое путешествие по сказкам, для этого вам нужно поделиться на 5 групп. Перед тем как начать работу, давайте с вами вспомним алгоритм работы в группе. (слайд 25)

- А теперь каждая группа получит своё задание. Вам нужно будет понять о каком праве в отрывках сказок идёт речь. После того как вы выполните свои задания, мы их проверим по эталону.(слайд 26)

 

Группа №1: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили,
И пустили в Окиян -
Так велел де царь Салтан.

(Право на жизнь – слайд 27)

 

Группа №2: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»:

Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав ее живую,

Под сосной оставить там,

На съедение волкам.

(Право на защиту – слайд 28)

 

Группа №3:С. Михалков «Три поросёнка»:

- Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!

- Дом поросенка – это его крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

(Право на прикосновенность жилища – слайд 29)

 

Группа №4: Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»:

- Рубите ей голову! – крикнула Королева.

- Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!

(Право на защиту, право на личную неприкосновенность – слайд 30)

 

Группа №5: Шарль Перро «Спящая красавица»:

Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

- Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет.

(Ребёнок не отвечает за провинность родителей, чтобы они не совершили – слайд 31)

 

- Выполнили? Начнём с 1 группы (и т. д.). А теперь давайте проверим ваши ответы. Посмотрите на слайд.

 

 

- Ребята, оцените себя по алгоритму самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся на группы, получают задания, приступают к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики сравнивают свои ответы с эталоном, вынесенном на слайде.

 

 

 

- Умение работать в группах, умение высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие умения мы с вами формировали?

 

5. Завершить работу и подвести итог.

 

5. Подведение итога урока.

 

- Чтобы подвести итог нашего урока, мы выполним небольшой тест по вариантам.

 

Поделимся впечатлением о нашем уроке:

- Что, на ваш взгляд удалось?

- Что, на ваш взгляд не удалось?  Почему?

- Что учесть на будущее?

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

6. Закрепить пройденный материал дома.

6. Домашнее задание.

 

Параграф 9, с. 40 – 43.

 

С. 43 вопросы.

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 


 

Конспект урока Окружающий мир

Конспект урока Окружающий мир

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2

Моё общество». 2. Актуализация знаний

Моё общество». 2. Актуализация знаний

Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? –

Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше? –

Давайте составим план работы, а поможет нам составить план учебник на с

Давайте составим план работы, а поможет нам составить план учебник на с

Сейчас вы поработаете в парах: в учебнике, на с

Сейчас вы поработаете в парах: в учебнике, на с

В ст. 7: Ребёнок имеет право на имя, на гражданство, право знать своих родителей

В ст. 7: Ребёнок имеет право на имя, на гражданство, право знать своих родителей

А теперь откройте учебник на с

А теперь откройте учебник на с

Права человека в обществе. -

Права человека в обществе. -

Сейчас же отопри дверь, - прорычал

Сейчас же отопри дверь, - прорычал

Дети делятся на группы, получают задания, приступают к выполнению задания

Дети делятся на группы, получают задания, приступают к выполнению задания

Конспект урока по окружающему уроку в 4 классе "Права человека в обществе"

Конспект урока по окружающему уроку в 4 классе "Права человека в обществе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017