Тема урока
Христианская семья
Тип урока
комбинированный
Цель, задачи
Цель Создать условия для формирования представлений о христианской семье
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с таинством венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре, дать представление о христианском понимании семьи, ввести понятия в активный словарный запас учащихся
Развивающая: развивать навыки ответственного поведения в семье, содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к своим родителям, уважительного отношение друг к другу
Необходимое оборудование
Компьютер, проектор, экран, электронное приложение к учебному курсу
Дидактическое обеспечение
Учебное пособие «Основы православной культуры», рабочие тетради у учащихся, толковый словарь, «Ящик пожеланий»
Планируемые результаты урока
формирование регулятивных УУД :
-целеполагание;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
формирование познавательных УУД :
-работа с текстом, поиск нужной информации, переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы, использование словаря
формирование коммуникативных УУД :
-овладение умением работать в паре, группе; умение договариваться, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, уважение к мнению другого человека.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Дорогие ребята, я вам предлагаю посмотреть на свои руки, ладошки, пальчики. Они сейчас снова будут трудиться – писать, «бегать» по строчкам книг, помогать нам, делать новые открытия. Я хочу с вами вспомнить, еще знакомую из детского сада, зарядку для пальчиков. Помогайте мне, кто вспомнит :
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии;
Выполняют пальчиковую гимнастику
Регулятивные УУД Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Ребята, а какое, по вашему мнению, главное слово в этом стихотворении? Почему?
Семья.
Потому что она для любого человека, в любом возрасте очень нужна и важна. Это одно целое, а не каждый в отдельности.
Руководство выдвижением гипотез
Наверное, вы все догадались о чем мы будем говорить на уроке. Но нам так многое известно о своей семье и о семьях наших одноклассников зачем мы снова обращаемся к этой теме ?
Тема урока СЕМЬЯ.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
- Давайте построим свой дом под названием «Семья».
Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.
- А сейчас посмотрим как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.
Учитель: Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.
А вы знаете, как появилось слово семья?
- Когда – о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Сейчас я тебе семь вопросов задам,
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я»
- Кто платья сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, Я» - тихо молвила Ева. – «Я, Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
- Вот так на земле появилась семья!
А ещё говорят, что слово «Семья» связано со словом семя, как семечко даёт росточек, новую жизнь, так и в семье рождаются детки. Новые жизни.
Учитель: Ребята, значит у семьи давние корни.
Учитель. А на чем и ради чего семья основана?
Учитель. Семья основана на радости и ради нее.
Знаем мы многое, да видимо не все. Выдвижение гипотез
Регулятивные УУД Самоконтроль, осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других
Познавательные УУД
Формирование мыслительных операций : анализ, синтез, сравнение, обобщение
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Создание проблемной ситуации с помощью вопросов.
Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы если знаете ответ – хлопайте в ладоши, если не знаете – молчите.
Как зовут ваших родителей : ФИО ?
Как зовут ваших дедушек и бабушек ?
Сколько человек в вашей семье ?
Любимые семейные занятия ?
Носят ли родители обручальные кольца ?
Венчались ли ваши родители ?
Можно ли вашу семью назвать христианской ?
Почему вы замолчали в конце блиц-опроса ? Может вам встретились непонятнее слова?
Какую цель вы хотите поставить на уроке ?
Принятие проблемной ситуации. Дети знают ответы на пять вопросов, но затрудняются ответить на последние два.
Нам непонятно слово венчание и понятие христианская семья
Цель : разобраться в этих понятиях и получить ответы на последние два вопроса.
Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Руководство поисковой деятельностью учащихся.
Я вам предлагаю открыть учебники на стр.86-87. Давайте проверим точно ли мы определили тему урока?
Возьмите в руки карандаши и поработайте с текстом на стр. 86 (Маркировка текста детьми : + знал, - не знал, ? непонятное слово)
Уточняют тему урока : Христианская семья.
Работают с текстом учебника
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации;
Личностные УУД Интерес
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Встретились ли вам незнакомые слова ?
Где можно найти информацию о них ?
Прошу вас объединиться в пары и поработать со словарем.
Незнакомые слова : ковчег, венец, мученики.
- Прочитать в словаре.
- Посмотреть в интернете.
- Прочитать в книгах.
-Спросить у родителей.
Коммуникативные УУД Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные УУД
Умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Познавательные УУД
умение находить и выделять необходимую информацию , умение выдвигать предположения и обосновывать их.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Подбор заданий по применению новых знаний, применение на практике
Давайте рассмотрим иллюстрации на стр 86 . Что изображено на них?
Посмотрите на венчающихся, что вы можете о них сказать, что посоветовать.
Выполнение заданий по применению новых знаний, применение их на практике.
На верхней - венцы для венчания, они похожи на короны, красивые, богато украшенные.
На нижней – венчание в храме.
Красивая молодая пара, но нужно было накинуть на плечи невесте платок или накидку.
6. Чтоб семья была крепкой, Бог соединяет своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. Это таинство проходит в церкви. Как оно называется?
Вступление в брак в православии называется венчание. Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец».
Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
-Что означает венец над молодоженами?
Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация, интерес
Познавательные УУД:
Анализ, синтез
Регулятивные УУД
Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями
Учитель. - Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник - День семьи, любви и верности. Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.
Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. (Приложение №2 презентация)
Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей. Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Предлагаю вам составить кластер на тему христианская семья: какие основные понятия в нее входят?
Можно объединиться в небольшие группы по 4 человека, а можно поработать самостоятельно. (При проверке дети встают, если у них тоже есть такое понятие в кластере, тем самым испытывают ситуацию успеха.)
Венчание
Бог
Мученики
Венец
Христианская семья
Церковь
Кольца
Радость и горе
Верность
Систематизируют информацию
Познавательные УУД
- анализ
- синтез;
- сравнение,
- классификация объектов по выделенным признакам;
-переработка и преобразование информации из одной формы в другую
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;
семья
Задание: Перед вами ромашки, как символ любви в православии. Каждую ромашку надо заполнить лепесточками, которые будут по своим понятиям подходить к «христианской семье», «современной семье».
Ложь любовь эгоизм уважение
Хамство Семейные традиции измена
Совесть бесстыдство верность боль радость прощение совесть дети
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Личностные УУД -Эмоционально-личностная оценка
9. Закрепление (Работа в группах, тройках, или парах.)
Самостоятельно прочитайте притчу о хорошей семье и запишите своё мнение.
(У детей лежат листочки бумаги.)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и удивился...
Учитель. Ребята , а что написали бы вы?
Ответы обучающихся.
Учитель. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь, прощение, терпение.
Учитель.
-Какие семейные ценности можно выделить в притче?
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
-Опишите главу рода, какой он?
- Опишите владыку.
-Почему семья в притче названа непростой?
- Легко ли жить в такой большой семье?
-Что объединяло семью из притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Учитель. -А сейчас создайте свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите туда, чтобы семья была счастливой, решите сами. В центре ромашки обозначьте свое настроение смайликом.
Звучит Гимн семье. Дети создают свою ромашку.
- Наше занятие подходит к концу, оцените свою работу на уроке.
- Кто доволен сегодня своей работой и готов поделиться знаниями, возьмите сердечки и прикрепите их на ромашку - цветок любви и верности?
А кто не совсем доволен - поселите сердца рядом с ромашкой, ведь вы тоже старались достичь цели.
(уч-ся оценивают свою работу сердечками)
Дают оценку собственной деятельности на уроке.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Мне хочется закончить урок словами
Твоя опора
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
И. Яворовская
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!
11. Домашнее задание.
По выбору:
- найти отрывки из стихотворений, раскрывающие семейные ценности;
- подобрать мудрые высказывания о семье;
- нарисовать герб своей семьи.
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.