Конспект урока по ОПК "Христианская семья"
Оценка 4.8

Конспект урока по ОПК "Христианская семья"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл—11 кл +1
31.03.2017
Конспект урока по ОПК "Христианская семья"
Комбинированный урок по ОПК в реализации с ФГОС. Урок получения новых знаний. На уроке дети работают в группе, индивидуально, выполняют различные задания. Знакомятся с новыми понятиями, находят различия между христианской и светской семьей. Делают вывод, какую же семью называют христианской. В конце урока проводится рефлексия.
семья.docx

Тема урока

Христианская семья

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

Цель Создать условия для формирования представлений о христианской семье

Задачи урока:

Образовательная:  познакомить с таинством  венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре, дать представление о христианском понимании семьи, ввести понятия в активный словарный запас учащихся

Развивающая: развивать навыки ответственного поведения в семье, содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к своим родителям, уважительного отношение друг к другу

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, электронное приложение к учебному курсу

Дидактическое обеспечение

Учебное пособие «Основы православной культуры», рабочие тетради у учащихся, толковый словарь, «Ящик пожеланий»

Планируемые результаты урока

  • личностные
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственной норме
  • воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания
  • развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умение несоздавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  • предметные
  • формирование системы знаний о христианскойсемье, венчании
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

формирование регулятивных УУД :

-целеполагание;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

формирование познавательных УУД :

-работа с текстом, поиск нужной информации, переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы, использование словаря

формирование коммуникативных УУД :

-овладение умением работать в паре, группе; умение договариваться, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, уважение к мнению другого человека.

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

 

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Дорогие ребята, я вам предлагаю посмотреть на свои руки, ладошки, пальчики. Они сейчас снова будут трудиться – писать, «бегать» по строчкам книг, помогать нам, делать новые открытия. Я хочу с вами вспомнить, еще знакомую из детского сада, зарядку для пальчиков. Помогайте мне, кто вспомнит :

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии;

Выполняют пальчиковую гимнастику

Регулятивные УУД Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Ребята, а какое, по вашему мнению, главное слово в этом стихотворении? Почему?

Семья.

Потому что она для любого человека, в любом возрасте очень нужна и важна. Это одно целое, а не каждый в отдельности.

Руководство выдвижением гипотез

Наверное, вы все догадались о чем мы будем говорить на уроке. Но нам так многое известно о своей семье и о семьях наших одноклассников зачем мы снова обращаемся к этой теме ?

Тема урока СЕМЬЯ.

  Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.                                                                                                                                      

- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?

 - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

- Давайте построим свой дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.

- А сейчас посмотрим  как раскрывается понятие семья в различных источниках.                                                                                                        - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

Учитель: Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.

 

А вы знаете, как появилось слово семья

- Когда – о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

- Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

- Кто платья сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, Я» - тихо молвила Ева. – «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

- Вот так на земле появилась семья!

А ещё говорят, что слово «Семья» связано со словом семя, как семечко даёт росточек, новую жизнь, так и в семье рождаются детки. Новые жизни.

Учитель: Ребята, значит у семьи давние корни.

Учитель. А на чем и ради чего семья основана?

Учитель. Семья основана на радости и ради нее.

Знаем мы многое, да видимо не все. Выдвижение гипотез

Регулятивные УУД Самоконтроль, осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Формирование мыслительных операций : анализ, синтез, сравнение, обобщение

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Создание проблемной ситуации с помощью вопросов.

Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы если знаете ответ – хлопайте в ладоши, если не знаете – молчите.

Как зовут ваших родителей : ФИО ?

Как зовут ваших дедушек и бабушек ?

Сколько человек в вашей семье ?

Любимые семейные занятия ?

Носят ли родители обручальные кольца ?

Венчались ли ваши родители ?

Можно ли вашу семью назвать христианской ?

Почему вы замолчали в конце блиц-опроса ? Может вам встретились непонятнее слова?

Какую цель вы хотите поставить на уроке ?

Принятие проблемной ситуации. Дети знают ответы на пять вопросов, но затрудняются ответить на последние два.

Нам непонятно слово венчание и понятие христианская семья

Цель : разобраться в этих понятиях и получить ответы на последние два вопроса.

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Руководство поисковой деятельностью учащихся.

Я вам предлагаю открыть учебники на стр.86-87. Давайте проверим точно ли мы определили тему урока?

Возьмите в руки карандаши и поработайте с текстом на стр. 86 (Маркировка текста детьми : + знал, - не знал, ? непонятное слово)

Уточняют тему урока : Христианская семья.

Работают с текстом учебника

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации;

Личностные УУД Интерес

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Встретились ли вам незнакомые слова ?

Где можно найти информацию о них ?

Прошу вас объединиться в пары и поработать со словарем.

Незнакомые слова : ковчег, венец, мученики.

- Прочитать в словаре.

- Посмотреть в интернете.

- Прочитать в книгах.

-Спросить у родителей.

Коммуникативные УУД Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Личностные УУД

Умение осознавать ответственность  за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные УУД

умение находить и выделять необходимую информацию , умение выдвигать предположения и обосновывать их.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Подбор заданий по применению новых знаний, применение на практике

Давайте рассмотрим иллюстрации на стр 86 . Что изображено на них?

Посмотрите на венчающихся, что вы можете о них сказать, что посоветовать.

Выполнение заданий по применению новых знаний, применение их на практике.

На верхней - венцы для венчания, они похожи на короны, красивые, богато украшенные.

На нижней – венчание в храме.

Красивая молодая пара, но нужно было накинуть на плечи невесте платок или накидку.

6. Чтоб семья была крепкой, Бог соединяет  своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. Это таинство проходит в церкви. Как оно называется?

Вступление в брак в православии называется венчание. Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец».

 

Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

 

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?

 -Что означает венец над молодоженами?

Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу.

 

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация, интерес

Познавательные УУД:

Анализ, синтез

Регулятивные УУД

Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями

Учитель. - Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник - День семьи, любви и верности. Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.

Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. (Приложение №2 презентация)

Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей. Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагаю вам составить кластер на тему христианская семья: какие основные понятия в нее входят?

Можно объединиться в небольшие группы по 4 человека, а можно поработать самостоятельно. (При проверке дети встают, если у них тоже есть такое понятие в кластере, тем самым испытывают ситуацию успеха.)

Венчание

Бог

Мученики

Венец

Христианская семья

Церковь

Кольца

Радость и горе

Верность

 

Систематизируют информацию

Познавательные УУД

- анализ

- синтез;

- сравнение,

- классификация объектов по выделенным признакам;

-переработка и преобразование информации из одной формы в другую

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

семья

Задание: Перед вами ромашки, как символ любви в православии. Каждую ромашку надо заполнить лепесточками, которые будут по своим понятиям подходить к «христианской семье», «современной семье».

 

Ложь     любовь    эгоизм  уважение

Хамство Семейные традиции            измена

Совесть         бесстыдство  верность   боль    радость   прощение    совесть   дети

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Личностные УУД -Эмоционально-личностная оценка

9. Закрепление (Работа в группах, тройках, или парах.)

Самостоятельно прочитайте притчу о хорошей семье и запишите своё мнение.

(У детей лежат листочки бумаги.)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и удивился...

Учитель. Ребята , а что написали бы вы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Три слова были начертаны на бумаге:

 Любовь, прощение, терпение.

Учитель.

-Какие семейные ценности можно выделить в притче?

-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.

-Опишите главу рода, какой он?

- Опишите владыку.

-Почему семья в притче названа непростой?

- Легко ли жить в такой большой семье?

-Что объединяло семью из притчи?

-Хотелось бы вам жить в такой семье?

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель. -А сейчас создайте  свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите  туда, чтобы семья была счастливой, решите сами. В центре ромашки обозначьте свое настроение смайликом.

Звучит Гимн семье. Дети создают свою ромашку.

- Наше занятие подходит к концу, оцените свою работу на уроке.

- Кто доволен сегодня своей работой и готов поделиться знаниями, возьмите сердечки и прикрепите их на ромашку - цветок любви и верности?

А кто не совсем доволен - поселите сердца рядом с ромашкой, ведь вы тоже старались достичь цели.

(уч-ся оценивают свою работу сердечками)

Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Мне хочется закончить урок словами

Твоя опора
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

И. Яворовская

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

11. Домашнее задание.

По выбору:

- найти отрывки из стихотворений, раскрывающие семейные ценности;

- подобрать мудрые высказывания о семье;

- нарисовать герб своей семьи.

Урока время истекло 
Я вам, ребята, благодарна 
За то, что встретили тепло 
И поработали ударно.


Тема урока Христианская семья

Тема урока Христианская семья

УУД : - работа с текстом, поиск нужной информации, переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы, использование словаря формирование коммуникативных

УУД : - работа с текстом, поиск нужной информации, переработка и преобразование информации из одной формы в другую, умение делать выводы, использование словаря формирование коммуникативных

Выполняют пальчиковую гимнастику

Выполняют пальчиковую гимнастику

Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Носят ли родители обручальные кольца ?

Носят ли родители обручальные кольца ?

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

На нижней – венчание в храме.

На нижней – венчание в храме.

Учитель. - Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник -

Учитель. - Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник -

Познавательные УУД - анализ - синтез; - сравнение, - классификация объектов по выделенным признакам; -переработка и преобразование информации из одной формы в другую

Познавательные УУД - анализ - синтез; - сравнение, - классификация объектов по выделенным признакам; -переработка и преобразование информации из одной формы в другую

Дошел слух об этой семье до самого владыки

Дошел слух об этой семье до самого владыки

Кто доволен сегодня своей работой и готов поделиться знаниями, возьмите сердечки и прикрепите их на ромашку - цветок любви и верности?

Кто доволен сегодня своей работой и готов поделиться знаниями, возьмите сердечки и прикрепите их на ромашку - цветок любви и верности?

Урока время истекло Я вам, ребята, благодарна

Урока время истекло Я вам, ребята, благодарна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017