Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
20.04.2018
Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"
На уроке учащиеся познакомятся с земной жизнью Иисуса Христа, используя иконы, фотографии святых мест Иерусалима, картины известных художников, стихи великих поэтов и духовную музыку.Урок Тема:Жизнь Иисуса Христа Опорные слова: Евангелие, Мессия, Голгофа, Вознесение, благодать, фарисеи. Цель урока: Познакомить с земной жизнью Иисуса Христа, используя иконы, фотографии святых мест Иерусалима, картины известных художников, стихи великих поэтов и духовную музыку. Задачи урока: 1.Раскрыть смысл добровольной жертвы Спасителя. 2. Пробудить в душах детей сострадание Иисусу Христу. 3. Осознать значение крылатых выражений: «Нести свой крест», «Дорога на Голгофу», «Минует чаша сия».конспект
конспект.docx
Урок Тема:Жизнь Иисуса Христа  Опорные слова: Евангелие, Мессия, Голгофа, Вознесение, благодать, фарисеи.  Цель урока: Познакомить с земной жизнью Иисуса Христа, используя иконы, фотографии  святых мест Иерусалима, картины известных художников, стихи великих поэтов и духовную  музыку.  Задачи урока: 1.Раскрыть смысл добровольной жертвы Спасителя. 2. Пробудить в душах детей сострадание Иисусу Христу. 3. Осознать значение крылатых выражений: «Нести свой крест», «Дорога на Голгофу», «Минует чаша сия».  Оборудование для детей: учебник, тетрадь, кроссворд, полоски бумаги.  Оборудование для учителя: учебник, «Закон Божий» ­ руководство для семьи и школы,  иконы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Тайная вечеря», «Распятие»,  «Воскресение Христово», «Преображение Христово», «Вознесение Христово».  Техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация  «Жизнь Иисуса Христа», запись духовной музыки(«Херувимская»).  Предварительная работа: Совместно с родителями изобразить в рисунке один из эпизодов  жизни Иисуса Христа. Подготовить выставку рисунков. Выучить с детьми стихи.  План урока:  1. 2. 3. 4. 5. 6. Организационный момент (стихотворение, название темы урока).  Повторение пройденного материала (тест «Да – нет»).  Подготовка к усвоению нового материала (ответ на вопрос: для чего Христос родился на земле?).  Объяснение нового материала (рассказ учителя и стихи детей о рождестве,  отрочестве, зрелости и смерти Спасителя на кресте с использованием презентации).  Закрепление изученного материала (значение добровольной жертвы Иисуса  Христа).  Рефлексия (отгадывание кроссворда). 7. Итог урока (домашнее задание, подведение итогов конкурса рисунков, чтение  рассказа­были «Сказание о чуде»).  Ход урока:  ОРГ.МОМЕНТ Наш век на земле быстротечен, И тесен назначенный круг, А Бог неизменен и вечен – Поэта неведомый друг. А.Ахматова Сегодня мы поговорим о жизни Иисуса Христа. Кто такой Бог? Послушайте стихотворение: «Самый любящий и добрый хоть бывает очень строг, самый сильный, справедливый – кто это? Конечно Бог. Всё Он видит, всё Он слышит, всё Он знает о тебе, и не скроешь ничего ты – Он повсюду и везде». Написала это стихотворение Е.Екимова. Повторение пройденного материала Сейчас мы повторим пройденный материал. Проведём тестирование. Я раздам полоски  бумаги, а вы значками (+)(­­) подтвердите или опровергнете изречение. ­ Православные храмы на Руси появились с принятием христианства; + ­ материальная культура выше духовной; __ ­ крещение Руси было в 988 году; + ­ чтобы спасти человечество от грехов, Бог послал на землю своего сына Иисуса Христа; + ­ Русь крестила великая княгиня Ольга; __ ­ православие в переводе с греческого означает «правильное, истинное суждение»;+ ­ христиане верят, что Иисус примером своей жизни и смерти показал, что через любовь,  послушание и веру в Бога люди могут спастись и обрести вечную жизнь + Подготовка к усвоению нового материала Сегодня вы узнаете подробно о жизни Иисуса Христа Запись темы в тетрадь. ­ Ребята, как вы думаете, для чего Христос родился на земле?  (спасти всех людей из плена греха и открыть умершим душам дорогу в рай)  Вот так средь суеты, гордыни, слёз, в мир беззаконий, зла и преступленья был явлен человечеству Христос, как будущая жертва искупленья. Н Волохова ­ Что посылает Бог людям? (благодать)  Работа с тетрадями (Записываем опорное слово – благодать) А что это такое нам расскажет ………… В благодати помощь Божья, Чтоб нам справиться с врагом, Ленью, злобой, страхом, ложью И любым другим грехом. Е.Г.Санин ­ Как вы думаете, ребята, почему Бог так заботится о людях? (Он создатель людей)  Мы создания Творца, Бога нашего Отца. Всё, что видишь ты вокруг, дело добрых Его рук: это небо и земля, солнце, звёзды и моря, лес, в который ходишь ты, травы, ягоды, цветы. Е.Екимова  Объяснение нового материала  Рассказ учителя(презентация). (1слайд «Жизнь Иисуса Христа») Зарождение жизни Иисуса Христа (Сына Божия) началось с благой вести Архангела  Гавриила. (2слайд «Благовещение» картина Дж.Тиссо 1894г.) Кто такой ангел, нам расскажет …. Ангел – посланник неба, друг незримый, Хранит творение Отца От колыбели до могилы, И нет любви его конца. К.Романов Ангел был послан Деве Марии, чтобы сообщить о том, что она родит сыночка, но не  простого, а Спасителя всем людям. Святое семейство из Назарета прибыло в Вифлеем на  свою родину. Марии пришёл срок родить. (3слайд «Прибытие Святого семейства в Вифлеем» картина Л.О.Мерсона) Дома в городе были переполнены приехавшими со всех сторон людьми, а ночлег ещё не был  найден. Иосиф (обручён был с Марией) переживает и взывает: О, бедные мои седины!  Мария бедная моя! Ложится вечер на равнины, но неприкаянна семья… Сгустились тени, воздух стынет! Но что я, слабый человек?.. Нет, не забудет Бог о Сыне, и нам укажет наш ночлег! А вот пастушечья пещера, пускай нам даст приют вертеп! Меня не обманула вера, и здесь мы свой преломим хлеб. Н.Волохова В этой пещере и родился Спаситель миру (4слайд фото «Серебряная Вифлеемская звезда в гроте на месте, где родился Младенец  Христос») Это то место, где произошло Рождество Христово. Здесь множество свечей и 15 серебряных лампад («светильничков»). Ночь тиха. По тверди зыбкой Звёзды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. А.Фет ­ Какого числа православные христиане отмечают Рождество Христово?  (седьмого января)  ­ А как вы празднуете Рождество? (ходим по домам и славим Христа стихами и песнями, а  нам подают денежку и угощают сладостями)  О Рождестве Христовом нам прочитает стихотворение …… О чём поёт тебе снежная вьюга? О далёких и тёплых краях, О рождении Младенца – Бога, О волхвах и пастухах. О прекрасной Деве Марии О яркой – яркой звезде, Об Ангелах, славящих Бога, Даровавшего спасенье Земле. О.Першина Злой Ирод­царь, узнав, что родился долгожданный Младенец из страха потерять свою  власть, видя в Нём соперника, решил погубить Его. Но Бог берёг своего сыночка. ОН послал  Ангела, который во сне Иосифу сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в  Египет и будь там, доколе не скажу тебе». (5слайд гравюра с оригинала А.Эльсхаймера «Бегство в Египет») Ирод убил сорок тысяч младенцев в Вифлееме, надеясь,что среди них окажется Спаситель. Дорога в Египет семейству Святому, Вставайте, спасаться пора! Из тех, кто сегодня останется дома, Не все доживут до утра. Н.Волохова Младенец возрастал. Он вместе с родителями много трудился. Иосиф обучил Его  плотницкому делу. Находясь постоянно в трудах, Он укреплялся духом. ­ Кто мне скажет, как называется возраст человека, следующий за детством? (отрочество) Однажды Святое семейство на Пасху (ветхозаветную) ходило в Иерусалим, а Иисус, будучи  необыкновенным отроком, задержался, чтобы учить людей Слову Божию. Родители  потеряли Его и вернулись с пол ­ пути назад, ища Его. (6слайд картина У.Х.Ханта «Отрок Иисус в храме» 1860г.) Когда они Его нашли, то высказали недовольство Его поведением. Он ответил родителям:  «Это же дом Отца Моего». Но покорно послушался и последовал за своими родителями.  Мария все слова Его берегла и хранила в своём сердце. На Святой земле часто наблюдается Божественная закономерность, где сливаются в одном  и том же месте события Ветхого и Нового завета. Именно в том самом месте, где еврейский  народ, подходя к городу Иерихону, прошёл по дну реки, а воды расступились, в Новом  завете осуществилось Крещение Иисуса Христа его родственником Иоанном Крестителем. (7слайд фото реки Иордан) После Крещения Иисус идёт в пустыню. Там Он сорок дней ничего не ел и был, искушаем  дьяволом, который всячески уговаривал Христа отказаться от главной цели Спасителя. (8 слайд картина И.Н.Крамского «Христос в пустыне»1872г.) Дьявол отвлекал Его: «Преврати камни в хлеб, ведь столько людей голодает». Христос  отвечал: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божьим». Нечистый  говорил: «Поклонись мне и я подарю тебе весь мир». Спаситель возразил: «Господу Богу  поклоняйся и Ему одному служи». Сатана не успокаивался: «Бросься вниз, ведь сказано на  руках возьмут тебя и ничего с тобой не случиться». Иисус ответил: «Не искушай Господа  Бога твоего». На слайде вы видите камень, на котором сидел в пустыне Христос. С 30 лет начинается служение Иисуса людям .(9слайд картина А.А.Иванова «Явление Христа народу») Иоанн Креститель, увидев Христа, сказал народу: «Вот Спаситель, который возьмёт грех  мира на себя». ­ Скажите, пожалуйста, каким видом деятельности занимались ученики Иисуса Христа? (они ловили рыбу) (10 слайд фреска Италия Джусто де Менабуои «Призвание Андрея и Петра» фото ­ точная  копия рыбацкой лодки времён Иисуса Христа) Своих учеников Спаситель избрал близ города Капернаум. Сначала они совершали ошибки.  Например, не пускали к Иисусу детей. Но Он движением руки привесть детей им приказал И, негодуя, им сказал, что в Царство Божье в целом свете Войдут лишь те, кто был как дети! Страстей, не зная за собой, Чист кротким сердцем и душой. А.Лавров Христос начинает свою проповедь. Он ходит по городам и селениям, проповедуя Евангелие,  излагая своё учение в притчах. Главная заповедь Его учения – возлюби Бога всем сердцем и Царство Божие откроется внутри тебя. Закрепление изученного материала  Проверка восприятия. ­Что такое Евангелие? (это четыре священные книги, авторами которых были: Матфей, Марк, Лука и Иоанн) ­Кто такой Мессия? (Помазанник, Иисус Христос или Спаситель)  Первое чудо сотворил Христос в Канне Галилейской. Он претворил воду в необычно вкусный напиток для свадьбы по просьбе своей Матери .(11слайд икона Дуччо ди Буонинсенья «Брак в Канне» 1311г.) Ещё одно чудо – воскрешение дочери Иаира. Народ, присутствовавший при этом, смеялся, не веря в чудо. Христос удалил всех, оставив рядом родителей и учеников. (12слайд картина И.Е.Репина «Воскрешение дочери Иаира») Очередное чудо, ошеломившее весь народ – изгнание нечистого духа из одержимого. Бесы  попросили Христа разрешить им войти в свиней. Иисус согласился. И всё стадо бросилось с  крутизны в воду и потонуло. (13слайд картина Дж.Тиссо «Изгнание бесов из одержимого») Посмотрите на следующий слайд. .(14слайд цветная литография Д.Робертс «Гора Фавор»  1839г.) Это гора Фавор, где произошло Преображение Иисуса Христа. Сейчас там находятся два  храма: во имя «Преображения Господня» и церковь во имя святых пророков Моисея и Ильи,  которые присутствовали при этом событии. Храмы украшены чудной растительностью. (15слайд фреска Джотто «Воскресение Лазаря»1308г.) На этом слайде мы видим икону «Воскрешение Лазаря». Лазарь лежал во гробе четыре дня и Господь воскресил его. Это единственный человек, который узнал ужас сошествия в ад  (другого места пребывания для умерших душ тогда ещё не было) и вернулся в мир. Здесь же  мы видим вход в гробницу Лазаря. В наше время вход замурован. Крестные страдания Христа начинаются со входа в Иерусалим. Народ приветствовал  Спасителя, а фарисеи готовили убийство (16слайд икона «Вход Господня в Иерусалим»). Кто такие фарисеи? Об этом нам расскажет ….. Кто такие фарисеи? Те, кто нос дерут пред всеми, Их дела как будто верны, Но пред Богом они скверны. Так хотят, чтоб их хвалили, И о них лишь говорили, И везде их замечали, И с почтеньем величали. Е.А.Екимова  Последняя беседа с учениками перед Крестными мучениями называется Тайная вечеря. (17слайд картина Н.Н.Ге «Тайная вечеря» 1883г.) Здесь Христос завещает всегда причащаться своей крови и тела, чтоб наследовать жизнь  вечную. Спаситель, причащая учеников, знал, что один Его предаст. Иуда был вор и в него  вошёл нечистый дух, который и заставил немедленно предать Христа фарисеям. В Гефсиманском саду Иисус просил Отца Небесного «Да минует Меня чаша сия». ­ Как вы, ребята, понимаете, ставшим крылатым, это выражение? (просил избавить Его от  страшной казни на кресте) Хотя Христос был готов к этой казни. Он говорил: «Впрочем, не так как я хочу, но как Ты, да  будет воля, Твоя». (18слайд картина Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду».) Христа арестовали, били, плевали в лицо, надели на голову терновый венец, который в кровь исцарапал голову, но Он терпел под ударами палачей. Ему самому пришлось нести тяжёлый  крест к месту казни. – ­ Как вы понимаете крылатое выражение «Нести свой крест»? (достойно переносить все  тяготы земной жизни, не нарушая, заповедей Божиих) Место Распятия Христа называется Голгофа. Запомните – это одно из опорных слов нашего  урока. (19слайд картина Тинторетто «Путь на Голгофу») Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла Так никто взглянуть и не посмел. А.Ахматова 1940г. ­ Как, ребята, вы понимаете крылатое выражение «Дорога на Голгофу»? (Переносить в  жизни какие­то трудности и искушения, сравнивая их с Христовой Голгофой)  Только Бог мог сказать такие слова: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят!» (20 слайд картина Дуччоди Буонинсенья «Распятие» 1311г._ Здесь мы наблюдаем ещё одно чудо: именно в месте Распятия оказалась могила Адама –  первого человека. Грехи Адама в прямом смысле были омыты и освящены кровью Спасителя. Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Меня оставил?» А Матери: «О, не рыдай о Мне…» А. Ахматова 1940г Тело Христа было положено в новую, ближайшую пещеру (гроб). Вход в неё закрывал  тяжёлый камень. И была поставлена стража, чтоб не украли тело и не объявили: «Христос  воскрес!» (21 слайд картина А.Чизери «Положение во гроб») (22слайд фото на полу придела обозначено место, где росло чудесное дерево Креста) На следующем слайде мы видим место произрастания чудного дерева, из которого был  сделан крест Христов. Дерево имело три разных ветви: сосны, кедра и кипариса. По виду  оно было корявым, поэтому священник Каиафа решил, что на нём Иисус будет мучиться  сильнее, а казнь будет более унизительной. На третий день после распятия – Христос воскрес. Стража в панике разбежалась. После  воскресения Он сорок дней являлся своим ученикам и тем, кто в Него уверовал. Посмотрите на слайд (23слайд картина А.А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине  после воскресения») Здесь мы видим Марию Магдалину. Позже она стала святой, которой в наше время возносят  молитвы тысячи православных христиан. (24 слайд картина Караваджо «Неверие Фомы»1600г.) Однажды Христос явился своим ученикам, но среди них не было апостола Фомы. Фома  увидел Христа позже и сказал: «Пока не дотронусь до Его раны, не поверю, что Он  воскрес». На что Христос ответил: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». (25 слайд икона «Воскресение. Сошествие во ад» г. Ярославль 1680г). На следующем слайде мы видим икону «Сошествие во ад», где Спаситель забирает из ада  души праведников и возносит их в райские обители. С тех пор каждый седьмой день недели напоминает нам об этом великом, значимом дне. Воскресенье ­ день великий в этот день Христос воскрес, И на утреннюю службу приглашает благовест. Вот и ты весь день воскресный только Богу посвяти, В храм сходи, друзей проведай, всем как солнышко свети. Е.А.Екимова Через сорок дней после Воскресения Иисус благословил учеников нести людям в разные  страны проповедь новой веры.  Самостоятельное чтение отрывка в учебнике стр.42­43 Дети читают о том, что, когда Христос благословлял учеников, Он стал отдаляться от них и  возноситься на Небо. На этом закончилась земная миссия Христа. А Вознесение празднуется православными как один из главных праздников ­ Как вы понимаете слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою  за други своя»? (Христос отдал свою жизнь ради спасения всего человечества. И каждый из  нас может пожертвовать собой, но друга спасти. Это и есть исполнение одной из заповедей  «Возлюби ближнего своего как самого себя».) Родившись на земле, прожив человеческую жизнь и отдав её за спасение человечества,  Христос навсегда остался с нами! Он – Живой Бог, и каждый может прийти к Нему в своем  сердце. Богом нам дана душа ­ это маленький наш храм. Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там? В храмике своей души все порядок наведём, Только с чистою душой в храм небесный мы войдём. А о том, что такое Царство Небесное нам прочитает стихотворение ….: Во Царствии Небесном все в радости живут, Там вечное блаженство и ангелы поют. Чудесная обитель, где мир любви, покой, И каждый её житель у Господа святой. Кто Бога сильно любит, на помощь всем идёт Тот душу не погубит, в Небесный рай войдёт.  Рефлексия. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю вам отгадать викторину В заключение урока     послушайте рассказ – быль «Сказание о чуде». От Рождества Христова в 1463году, при благочестивом князе Киевском Симеоне и при  блаженном архимандрите Николае в Лавре произошло чудо. В те времена в пещерах  заведовал хозяйством некто из братии ­ иеромонах Дионисий. На Великий День – Светлое  Христово Воскресение – он вошёл в пещеру преподобного Антония, чтобы помолиться перед  святыми мощами. Помолившись, Дионисий обратился к почивающим угодникам Божиим: ­  Святые отцы и братия! Сегодня Великий День! Христос Воскресе! И тотчас, как гром,  раздался в ответ голос, прозвучавший от всех мощей: ­ Воистину Воскресе! ­ Как можно объяснить такое чудо? (у Бога все живые, у Бога нет мёртвых) Запишите домашнее задание: Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы были сосредоточены, активны, дружно  отвечали на вопросы, были предельно внимательны. Я благодарю вас за работу на уроке. Литература: 1. 2. 3. 4. 5. Г.Юдин «Хождения на Святую Землю»: Москва «Белый город» ­2007г.  С.Ф.Иванова «Введение во храм слова»: Москва «Отчий дом» ­2006г.  Н.Волохова «Сценарии для детей»: Москва «Даниловский благовестник» ­2003г.  Журнал «Православный мир» ­ №7 2006г.  Е.А.Екимова «Православная азбука в стихах»: Минск, Свято – Елизаветенский  монастырь – 2010г. 6. 7. 8. 9. 10. Л.Лавров «Зёрнышки»: Рязань «Зёрна» ­ 2012г.  Л.Л.Шевченко «Православная культура»: Москва «Центр поддержки культурно –  исторических традиций Отечества» ­ 2004г.  О.Першина «Серебристый колокольчик Рождества»: Москва «Приход храма Святаго  Духа сошествия» ­ 2010г.  К.Ронанов «Мой ангел»: Москва «Горлица» ­ 2009г.  Т.А.Костюкова и др. «Основы православной культуры»: Москва «Дрова» ­ 2012г.  11

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме " Жизнь Иисуса Христа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018