Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
4 кл
16.01.2017
Этот урок по ОРКСЭ предназначен для 4 класса или как внеклассное мероприятие. В процессе выполнения задания дети знакомятся с традициями гостеприимства русского народа. На уроке ребята узнают о том, что такое гостеприимство, с его корнями, как на Руси встречали гостей; создают коллажи, составляют пословицы
разработка урока рус.гостеприимство.docx
Тема: Традиции гостеприимства русского народа (урок по ОРКСЭ) 4 класс
Цель: знакомство с традициями приема гостей
Задачи:
познакомить с традициями гостеприимства русского народа
формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы
воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа,
патриотизм, толерантность;
развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих
одноклассников.
Тип урока: изучение нового материала.
Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир? kbnthfnehf
Методы: наглядный, практический, частичнопоисковый, ИКТ
Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска; карточкизадания, фонотека (физминутка)
ХОД УРОКА
I.
II.
Организационная часть.
Приветствие. Готовность к уроку.
Самоопределение к деятельности
1.Рассказ учителя
Давнымдавно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем
повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом.
Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и
продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты,
обратились к нему с вопросом: – Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты
распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую
часть?
∙ Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы
учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть
всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше
жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш
из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет
свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как
говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом
входят свет и радость общения…
∙ Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?
III. Работа по теме урока
1)Сообщение темы
Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей)
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются,
делятся друг с другом радостью и горем.
Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции
гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с обычаями приёма гостей
русского народа, с правилами гостеприимства по этикету.
Как можно подругому назвать прием гостей…(гостеприимство).
Как вы понимаете слово "гостеприимство"?
Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя.
2) Словарная работа.
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” тот, кто
посещает, навещает когонибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести
время. От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на
доске карточки
Гостить – жить у когонибудь в качестве гостя.
Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину.
Гостеприимство – радушие к гостям
Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии.
У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов столько традиций и
обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего
народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.
Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот с традициями гостеприимства
русского народа мы сегодня и познакомимся.
3) Работа по теме урока
Русское гостеприимство
Гостеприимство всегда было характерной чертой
русского человека. Оценивалось оно, прежде всего,
хлебосольством. Гостя в старину полагалось
напоить и накормить досыта.
Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и
поить гостя. Хозяева становились на колени и
слезно молили съесть и выпить «еще хоть чутьчуть». Объяснялось это тем, что селения
и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на
первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего
человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя
– не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на
стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.
4) Практическая часть
Задание 1. (Приложение №1)
Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве
башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги
отметить правила гостеприимства русского народа и представить краткую
информацию.(каждая группа зачитывает)
Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком)
Гостеприимство это, целое искусство умение сделать так, чтобы гости остались
довольными. В народе говорят: "Гость доволен хозяин рад".
Задание 2.
Работа в группах.
Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все
сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно
правильно.
Как же это сделать? С чего начать?
Составьте структуру приема гостей
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание появляются постепенно
на доске).
1 этап "Приглашение" (работа в группах)
Вопрос: С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости?
Каждая группа говорит вариант приглашения.
Приходите ко мне завтра…
Я приглашаю вас к себе на…
Я буду очень рад, если вы придете ко мне…
Вопрос: Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей) « В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при
встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место
проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей,
необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на
подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера,
подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей
принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за
неделю».
Вопрос: Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы
учеников).
2 этап "Встреча
земным поклоном. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно
кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд
". Гостя при встрече у русского народа обязательно встречали
«целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка
направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и
рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу»,
возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных
лавках, так как считалось что гость находится под покровительством святых.
3 этап "Угощение"
Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному
гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то
время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки
стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых
важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко
заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома
относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились
с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это
называлось жаркое), а затем в конце обеда супы («ушное»). Отдохнув после супов, на
десерт кушали различные сладкие заедки. И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.
составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»
составить меню «Русская кухня» из определенных продуктов.
Выписать только блюда русской кухни:
Бешбармак, сибирские пельмени, плов, окрошка, холодец, борщ, уха, манты,
курник, чакчак.
Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает
кружочками
4 этап "Развлечение"Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)
Я предлагаю сейчас отдохнуть.
С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).
5 этап "Прощание с гостем"
Ребята, еще одна традиция гостеприимства это умение правильно попрощаться. Вам
нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с
гостями.
Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога».
Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена
это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как
скатерть.
Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания?
Например:
Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами.
Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали.
Слова благодарности или прощания.
5) Закрепление темы урока
1) Работа по слайдам
Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте
оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.(сказки « Лиса и журавль», «Муха цокотуха», «Каша из топора», «Винни – пух в гостях у
Кролика»)
2)Работа с пословицами
Обобщение.
Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской
широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую
ногу.
6) Рефлексия
Я узнал….
Мне показалось важным…..
Я понял(а) что…..
7.) Домашнее задание
– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в
тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи
кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от
сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Традиции гостеприимства русского народа" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.