Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"
Оценка 4.7

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
4 кл
09.04.2018
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"
Публикация является частью публикации:
Праздники и календари.docx
Технологическая карта урока Предмет: Основы мировых религиозных культур (4 класс)        Тема урока Праздники и календари  Тип урока Урок открытия нового знания Место урока по теме Первый урок по теме «Праздники и календари» (№ 23) Формы, приемы, методы Форма урока: урок – исследование           Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство Формы организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная,  дифференцированная, групповая Методы и приемы: деятельностный, частично­поисковый, словесный, наглядный, проблемный, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение Методы и формы контроля: наблюдение, самоконтроль, самооценка, рефлексия Основные термины, понятия: календарь, праздник, Песах, мацу, Шавуот,  Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Курбан ­  байрам, Ураза – байрам, Малдив   Цель урока Задачи урока   с   основными   особенностями   праздников   разных   религий Познакомиться   (иудаизма, христианства, ислама, буддизма);  развивать   основы   коммуникативных   учебных   универсальных   действий   через работу в группах Обучающие:  расширение  представлений о многообразии праздников в религиях мира;  ознакомление с основными особенностями  праздников, их роли  в разных  религиях России (иудаизм, православие, ислам, буддизм);       значение   доброты,   отзывчивости,   скромности,   толерантности   в   жизни каждого человека.  Развивающие: развитие способностей обучающихся к общению  на основе взаимного  уважения и диалога;                развитие  умения  осуществлять поиск необходимой информации в  учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий; формирование   умения проводить сравнение, обобщение, устанавливать причинно­следственные  связи.  Воспитательные:             воспитание у детей  культурного поведения, взаимоуважения и бережного отношения к традициям народов России;  развитие учебно­познавательного интереса  и ценностного отношения  к новому учебному материалу;  формирование  умения договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности. Планируемые образовательные результаты Предметные:  Понятия «календарь», «праздник».  Научатся выделять главные особенности праздников в разных культурах России.  Научатся называть не менее трех праздников народов разных религий (иудаизм, православие, ислам, буддизм). Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, выстраивать последовательность необходимых операций, контролировать   Познавательные:  находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализируют изучаемые объекты  с выделением  существенных и несущественных признаков.  результаты своей деятельности.  Коммуникативные:  воспринимают   другое   мнение   и   позицию,   формулируют   свою   точку   зрения,  вступают   в   учебное   сотрудничество   с одноклассниками;   участвуют     в   диалоге,   в   общей   беседе,   выполняя   правила   речевого   поведения;   составляют   небольшие   устные   монологические   рассказы, «удерживая» логику повествования; осуществляют взаимоконтроль; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. Метапредметные: Личностные:    отзывчивости.   формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения  к традициям  разных религий;  воспитание бережного отношения к культуре разных религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной Компетенции/УУД Учебно­познавательная, информационная, коммуникативная, личностно­смысловая Педагогические технологии Технология игровых методов Оборудование Проектор, ПК, слайдовая презентация «Праздники и календари», дидактический   раздаточный материал (карточки),   тетрадь   для   записей,   учебное   пособие для   общеобразовательных   учреждений   «Основы мировых   религиозных   культур»,   А.Л.Беглова,   4­5 кл., Москва, «Просвещение», 2012 г. Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика ХОД УРОКА Компетенции/ аспекты Оценивание/форм ы контроля Планируемые результаты Эмоциональный настрой.  Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. компетенции/УУ Д Личностно­ смысловая:     я пришел   на   урок, чтобы… Развитие   мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения Не  оценивается Волевое саморегулирование; действие смыслообразования;  планирование     учебного сотрудничества   с   учителем и сверстниками I. Организационное начало урока   Цель: проверка готовности класса и оборудования;  включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Учитель приветствует детей,  проверяет готовность к уроку. ­   Улыбнитесь   друг   другу,   ведь улыбка   украшает   человека, дарит всем настроение радости. Только   это   настроение   нам понадобится сегодня для нашей работы.   Думаю,   что   поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение: Подарите каждому  По кусочку солнышка,  Пусть добром  наполнятся  Души их до донышка.  ­   Мне   очень   хочется,   чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе не только   до   конца   урока,   но   и гораздо дольше.  Мотивирует к деятельности, предлагает разделиться на группы с одинаковым цветом. Образуются четыре группы. «Желтые», «Красные», «Зеленые», «Белые» (используется способ случайной группы) Дети подходят к столу учителя и берут карточки (цвет не видят, карточки перевернуты) Переворачивают карточки, узнают цвет, объединяются в группы (желтый, красный, зеленый, белый) Проявление интереса к материалу изучения Учебно­ познавательная   – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация Критерии оценивания: вопрос­ответ конкретный,   точный (взаимооценка   –   свои учащиеся баллы   фиксируют в оценочных листах)   Умение   структурировать знания,   контроль   и оценка   процесса   и результатов деятельности;   контроль, коррекция, прогнозирование достигнутых результатов; аргументирование  своего мнения  ­   Я   думаю,   что   сегодняшний урок   принесёт   нам   радость общения   друг   с   другом.   Я желаю,   чтобы   за   время   работы вы   поднялись   на   ступеньку выше.  Успеха и удачи вам! ­   Давайте,   ребята,   вспомним правила работы в группе. II. Актуализация опорных знаний  Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» Готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий Через беседу учитель создает условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.    Учащиеся под руководством  учителя отвечают на вопросы,  опираясь на материал прошлого   урока.  Учебно­ познавательная ­ Что такое паломничество? ­ Что является главным    Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности объектом паломничества для  христиан? Назовите главные  реликвии христианства. ­ Где находятся святыни  мусульман? Как они  называются? ­ Что и почему пользуется  первостепенным почитанием в  иудаизме? ­ С какими событиями в истории связаны главные центры их  паломничества?  ­ Какие святыни вам  запомнились?  . . ­ Отгадайте,  о чем идет речь? Под Новый год он к нам пришел Таким румяным толстяком, Но каждый день терял он вес, И, наконец, совсем исчез Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, А в каждом гнезде по четыре синицы. Демонстрируют знания, умения  по пройденной теме. Оценивают  свою работу и работу одноклассников  на листочке  (приложение № 1) Учащиеся слушают и отгадывают загадку.  Формулируют свои  предположения. Прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками) оценивание знаний одноклассников Осуществление пошагового контроля по результату Где все это хранится? Работают со словарем. ­ Как вы понимаете слово  «Календарь»?   ­ Найдите значение слова в  словаре. Учащиеся рассматривают один из месяцев календаря на слайде.  Обратите   внимание   на   запись чисел   в   календаре,   какую особенность вы заметили? Отмечают, что числа записаны  разным цветом. III. Формулирование темы и цели  Цель:  обеспечение Учитель   через   поставленные вопросы   подводит     учащихся   к формулированию   темы   и   целей урока. ­ обозначены красным цветом? ­ Какие праздники вы знаете?  ­ Для чего нужны  праздники?   Почему   некоторые   дни понимания учащимися цели учебно­ познавательной деятельности, подведение к формированию темы и постановке Объясняют причину  обозначения красного цвета  некоторых чисел в календаре Учебно­ познавательная, коммуникативная   уточняет Педагог тематические   рамки   инициирует урока, учащихся к дальнейшей деятельности   задач урока. Становление плана работы Учитель  обобщает высказывания  детей. ­ У народов разных религий  существуют свои праздники. ­ Назовите тему урока. ­ Отталкиваясь от темы,  сформулируйте цели урока. Называют тему и цель  урока Самостоятельное выделение, формулирование познавательной   цели; планирование   учебного с сотрудничества учителем и сверстниками, формулирование собственного   мнения; целиполагание Учитель обобщает высказывания  детей и обращает внимание на  слайд Учитель   организует   словарную работу,   предлагает   обсудить   в группе (прием ассоциации). ­   С   какими   словами   у   вас ассоциируется слово «праздник»? IV. «Открытие» новых  знаний     Цель: создать  условия для  усвоения новых   знаний об  особенностях  главных  праздниках разных  религий.  Знакомство   с  особенностями  главных  праздников разных религий  (христианства,  иудаизма, ислама,  буддизма)  ­ Подберите на каждую букву  слово, которое имеет отношение  к празднику.          (приложение № 2) ­ Найдите толкование этого слова  в словаре. Ученики предлагают  ассоциации со   словом,  «праздник», подбирают слова  на каждую букву этого слова,  находят определение данного  понятия в словаре. Учебно­ познавательная,  информационная,  коммуникативная. Участие   в   диалоге, интерактивной беседе. Варианты  детей.     Планирование   учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и   сборе   информации; управлять умение   партнером; выражать свои мысли; поиск   и   выделение необходимой информации;   построение речевого высказывания в устной форме; определение последовательности целей с учетом конечного результата Формулируют свои  предложения. Работают со  словарем   Каждая     группа   путем жеребьёвки   выбирает   текст, над   которым   будет   работать (праздники христианства, ислама, иудаизма, буддизма). Учащиеся   работают   по группам, заполняют таблицу. Осмысленно   читают   текст   и составляют  небольшой устный рассказ, монологический «удерживая» логику повествования.     Учитель обобщает высказывания  детей и обращает внимание на  слайд. ­   Многие   из   этих   праздников родились   ещё   в   древности   — несколько   столетий   или   даже тысячу   лет   назад.   Всё   вокруг: одежда,   природа   меняется,   а национальные праздники продолжают жить.   Учитель организует  самостоятельную работу с текстом учебника (урок № 23­ 24, стр. 62 –  67), предлагает заполнить таблицу. (приложение № 3)    Нарисуйте на полях кружок,  отвечающий вашим умениям  работать с текстом.        ­ смогу       ­ смогу, но сомневаюсь        ­ не смогу  Учебно­ познавательная,  коммуникативная Осуществляют самооценку V. Физминутка «ШАР»    Цель: снятие  утомления. В процессе самостоятельной  работы для снятия утомления  учитель предлагает  выполнить  упражнения.  Ребята,   а   как   вы   думаете,   что воспитывают религиозные праздники?   ­Посмотрите   на   этот   шар.   Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком.  Каждый человек любит какие слова? Вот сейчас мы будем   передавать   этот   шар   друг другу   очень   бережно   и   говорить добрые слова. Учитель передаёт шар – сострадание… Учитель   организует   выступление каждой     предлагая озвучить   результаты   работы   над текстом. группы, Учитель  обобщает ответы  учащихся и предлагает сравнить с  выводами,  предложенными  в  таблице. VI. Закрепление знаний    Цель: провести  анализ и дать  оценку успешности достижения цели и наметить  перспективу  последующей  работы. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного; организация Коммуникативная, личностно­ смысловая – развитие Не оценивается Умение применять  правила охраны своего  здоровья доброжелательности, эмоционально­ нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение Учащиеся предают друг другу  шар и говорят добрые слова. От каждой группы  представитель озвучивает  результаты работы в группах.  Учебно­ познавательная,  информационная,  коммуникативная Учащиеся сравнивают,  анализируют, дополняют свои  ответы.  Соотносят слайды с названием  праздников Представление работ.  Сравнение с  модельным ответом.  Самооценивание  по  заданным критериям.  Работа с оценочными  листами Умение   структурировать знания,   выбор   наиболее эффективных   способов решения задания; умение осознанно и произвольно строить высказывания; контроль,   коррекция, выделение   и   осознание того,   что уже усвоено   и что   еще   подлежит усвоению, осознание качества   и   уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и   корректив   в   план   и самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создание ситуации успеха для каждого; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления Учитель   после   выступления каждой   группы   дополняет высказывания   детей   интересными фактами   о   праздниках   из   жизни народов   разных   религиозных культур.             (приложение № 4)   Тяжело вам было работать с  текстом? Нарисуйте на полях кружок,  отвечающий вашим умениям  работать с текстом.        ­ смог       ­ смог, но не совсем        ­ не смог  Осуществляют самооценку. Организация  самопроверки  обучающимися своих  решений по эталону способ действия в случае расхождения   эталона, реального действия и его продукта;   управление   поведением контроль, партнера, коррекция, оценка действий партнера; оценивание   достигнутых результаты   общей   и собственной деятельности;      VII.  Итог урока.  Самооценка  Цель: подведение  учащихся к итогу  урока.  Учитель   подводит   итог   в   форме беседы. ­   Какие   открытия   сделали   на уроке? Самопроверка  умения применять  новое знание в  типовых условиях. ­   Почему   праздники   являются важным   событием   в   жизни человека разных религий? ­Что показалось вам самым  интересным на уроке? Учащиеся приходят к выводу о  том,  что праздники имеют  важное значение в жизни людей  разных религий. Учебно­ познавательная,  коммуникативная . Самооценка (по  шкале) Оценка  педагогом Учащиеся отвечают на вопросы  учителя, дают анализ своей  деятельности, по желанию  продолжая фразу:   Выделение   и   осознание учащимся   того   что   уже усвоено   и   что   еще подлежит усвоению, осознание   качества   и уровня усвоения; формирование личного  отношения к теме урока; включение нового знания  в систему знаний,  повторение и ­ Мне на уроке удалось … . ­ Мне бы хотелось похвалить …  ­ Самым интересным было … . закрепление ранее  изученного ­ Какие задания были более  интересными? ­ Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете,   смогли   ли   мы реализовать их?  VIII. Домашнее задание  Цель: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.   Учитель предлагает выполнить  задание, обязательное  для всех:  прочитать текст учебника урок 23­ 24, стр.62­67 и ответить на  вопросы.  По желанию: составить рассказ о  том, какие религиозные  праздники принято отмечать  в вашей семье  Мотивация детей на чтение и творческую работу (по желанию учащихся). Учебно­ познавательная,  коммуникативная Работа по учебнику и  творческая работа Включение нового знания в систему знаний,  повторение и  закрепление ранее  изученного Учащиеся анализируют свою работу и оценивают деятельность друг друга. XI . Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 – 3  мин.) Цель: мобилизация учащихся на  рефлексию своей  деятельности. Учитель предлагает  каждому  ученику выбрать только одного из  ребят, кому хочется сказать  спасибо за сотрудничество и  пояснить, в чем именно это  сотрудничество проявилось.  (Учителя из числа выбираемых  следует исключить.  Благодарственное слово педагога  является завершающим). При этом он выбирает тех, кому досталось  наименьшее количество  комплиментов, стараясь найти  убедительные слова  Учебно­ познавательная Не оценивается Умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать свои мысли; рефлексия способов и  условий действия, их  контроль и оценка;  критичность; установление учащимся  значения результатов  своей деятельности для  удовлетворения своих  потребностей,  мотивов,  жизненных интересов признательности и этому  участнику событий).  ­ Благодарю вас за стремление  общаться на нашем уроке, за ваши  улыбки и доброжелательное  отношение  друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к  получению новых знаний должно  быть бесконечным.  Успехов вам, ребята! На данном этапе фиксируется  новое содержание, изученное на  уроке, и организуются  рефлексия учебной  деятельности.

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Праздники и календари»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018