Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа
4 кл
27.06.2017
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"
Разработка может быть использована как на уроке ОРКСЭ "Стыд и совесть" так и во внеклассных мероприятиях. В ней раскрываются основные понятия стыда и совести, заставляют подумать детей над этими философскими значениями. Затрагивая душевные качества ребенка формируется правильное отношение к жизни.
СОВЕСТЬа.docx
Ход классного часа Эпиграф: « Плохой ли, хорошей рождается птица, Ей суждено летать. Человеку же так не годится. Человеку мало родиться: Им еще надо стать». Автор: Э. Асадов Ребята, на прошлых занятиях мы изучали с вами ... право. А что может привести к уголовному наказанию? (поступок, действия) А как вы думаете что останавливает нас от правонарушений? (наша совесть и стыд.) Сегодня мы с вами уточним для себя эти понятия. Заполните для себя карту Вопрос Что такое стыд? Что такое совесть? Нужны ли человеку стыд и совесть? Чего нужно стыдиться? Что значит поступать по совести? Как тренировать совесть? Хочу узнать Знаю Узнал Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? /Рассматриваем некоторые поступки детей, даем оценку /Не просто правильно оценить. У нас есть хороший помощник - наша совесть. Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра. Вспомним золотое правило. На доске на плакате написаны слова: « И так во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Матфей (7. 12) 1. Вопрос-тест. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искорки небесного огня, что зовутся совестью. Дэюордж Вашингтон (совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …) Классный руководитель: Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее? Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться. Примерные ответы детей: – Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть. – Лучше минута позора перед классом, чем родители. – Если вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть – Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей! – Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова – позор. – Только не родителей! – А мне всё равно! 2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце» Классный руководитель: Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ) «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой. 3. Интерактивная беседа. Классный руководитель. – Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? – Как вы думаете, когда у него появились муки совести? – Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? – Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? – Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет) – Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.) 4. Словарная работа. «Стыд» и «совесть» Классный руководитель. Что же такое совесть, стыд? Каково значение этих слов? Я даю слово (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов. Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка. Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения фразиологизмы : люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что- то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными. Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Ё Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда». Ученик 1. Ученик 2. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Работа с пословицами Читают пословицы, записанные на доске: 1. Как ни мудри, а совести не перемудришь. 2. Совесть без зубов загрызет. 3. От человека утаишь, от совести не утаишь 4. Жизнь дана на добрые дела. 5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. 6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься. 7. Правда как оса - лезет в глаза. 5. Игра «Чего нужно стыдиться?» . Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: А вы ,поднимаете руки, если считает, что этого нужно стыдиться) • физические недостатки; • некрасивые поступки; • поношенная, но аккуратная одежда; • старомодная одежда; • неряшливый вид; • не престижная работа родителей; • твое «простое» происхождение; • невежество, необразованность, безграмотность; • вульгарная внешность; • грубое, бездушное отношение к людям; Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогала вам различать добро и зло. 6. Ситуации выбора. «Голос совести». Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая. Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите? Дети высказываются по поводу ситуации Б) Ситуация вторая. Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? Дети высказываются по поводу ситуации. В) Ситуация третья. Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол . Классный руководитель просит виновника признаться . Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? Дети высказываются по поводу ситуации 7. Упражнения совести. А) «Минута раскаяния» Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния». Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке. Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках. Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. Б) «Минута прощения». Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя. Классный руководитель. Советую вам провести такое упражнение дома. 9. Подведение итогов (рефлексия). Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках? Примерные ответы детей: – Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным. – Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить. – Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"

Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд и совесть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017