Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
2. Познакомить с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.
3. Развивать мыслительную деятельность, слуховое восприятие, чувство ответственности за свои поступки.
Основные понятия урока: Стыд, вина, извинение.конспект
-Классный час.docx
Конспект урокапо учебному предмету
"Основы религиозных культур и светской этики"для 4
класса (общеобразовательный профиль) Урок по ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Тема: Стыд, вина, извинение.
- Прочитай как ты сформулировала «золотое правило»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному
поведению.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к
окружающим.
2. Познакомить с нравственными понятиями: стыд, вина,
извинение.
3. Развивать мыслительную деятельность, слуховое восприятие,
чувство ответственности за свои поступки.
Основные понятия урока: Стыд, вина, извинение.
Оборудование: репродукция картины А.Ф.Решетникова «Опять
двойка»; толковый словарь, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
II. Актуализация знаний.
нравственности –
(Слайд 1) - А как ты думаешь, что чувствует человек, который
совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть,
тяжесть на душе)
(Слайд 2) О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и
извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято
извиняться и как правильно это нужно делать.
IV. Работа над новым материалом
Продолжи фразу «Стыд - это …»
Посмотри, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? (Слайд 3)
А теперь обратимся к словарю за уточнением формулировки понятия.
http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/79482/
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)
- Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то
плохое, обидел друга)
- Если я правильно тебя поняла, то существует множество причин
для переживания чувства стыда. Назови эти причины.
(Слайд 4) - Внимательно рассмотри картину
- Кто является главным героем? (мальчик)
- Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)
- Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)
- Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства
мальчика? (серые, тёмные, мрачные)
- А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему?
Что можно сказать о выражении его лица? О чём говорит его
“бывалый” портфель? Что выражает взгляд матери? Что выражает
взгляд и поза сестры? Как она учится?
-Как вы думаете, попросит ли мальчик прощения у мамы? (да)
Физминутка для глаз (демонстрация экрана)
(Слайд 5) Прочитай рассказ Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой» и ответь на вопрос: как бы ты поступила в данной
ситуации
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они
на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло,
яйца.
Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей.
Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь
пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила
под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные
крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.
— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… стыдно перед соловушкой, —
тихо ответила Лида.
А как бы вы поступили в такой ситуации?
Какая из девочек вам потупила правильно? Почему?
(Слайд 6) Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда
удерживает от хороших.
Послушайте рассказ А.Гайдра «Совесть».
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не
идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время
рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой
прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она
побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша,
который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него
тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним
подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с
таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но
тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и
добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести
через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под
кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы
стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак
съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было
украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой
веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое
грызла беспощадная совесть.
- Какими словами можно охарактеризовать чувств (Слайд 7)
девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вину, стыд)
- Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди,
которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают
позор за себя.
- Эти люди испытывают «ложный стыд». Попытайтесь привести
примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает
а (Во время ответов учитель разграничивает понятия «стыд» и
старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники,
которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)
«ложный стыд». Вывод делает учитель.)
- Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого,
поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе
другие.
Физминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Скажи пожайлуста стыд и вина это одно и тоже?
В чём сходство, а в чём различие?
- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму,
друга, что-то не выполнил)
Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина –
ответственность перед собой.
(Слайд 8) Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно
избавиться? Выслушиваются ответы ребят. Принять решение не
повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты
обидел.
Практикум-игра (Слайд 9) «Корзина ситуаций». В этой корзине
много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. 1 ситуация.
Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик
толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на
ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с
огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель
просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но
никто не признается. - Стыд и вина образуют совесть.
- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то
провинился? (Слайд 10) (извиниться)
Как можно извиниться?
Памятка « как следует извиняться.» (Слайд 11+тетрадь)
• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего
поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто
принесите свои извинения и удалитесь.
• говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили
свою вину.
Назови слова-извинения.
- В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех
ситуациях, когда поступаем неправильно)
- Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества
были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди
способны были восстановить отношения с целыми народами.
- Обратитесь к тексту и найдите примеры (зачитывают из текста
примеры).
- Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели.
(Слайд 12-17 или запись) Обратимся ещё к одному литературному
произведению. Рассказу Л.Н.Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они
лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И
очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил
мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался,
схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала
отцу.
За обедом отец и говорит: o
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда.
Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их
есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Почему? А могло не быть такой ситуации? Как мальчику следует
поступить? А как вы думаете его простят?
Прочитайте в учебнике последний абзац. О чём написано?
Об умении прощать.
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за
ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность
души. Эдуард Севрус
V. Закрепление.
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение,
ложный стыд)
Упражнение «Дискуссионные качели». Чувства вины и стыда – это
полезные или вредные эмоции. Класс делится на 2 группы: одна
группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа
пытается
объяснить,
Будьте великодушными!
Рефлексия.Посмотри на слайд и продолжите предложения: (Слайд
18)
вред.
чем
их
в
Я знал, что ... .
Я узнал, что ... . Что может вызвать у человека чувство стыда?
o Это значит не держать обиды на другого человека, понять его
o Это значит помогать друзьям по учёбе
o Это значит уметь правильно наказывать людей за их проступки
o Верны все варианты
o Ссора
o Верны все варианты
o Обман
o Невыполненное обещание
o Почитать интересную книгу
o Забыть о плохом поступке
o Найти нового друга
o Извиниться перед тем, кого обидел
Если человек прощает других, то:
o Этот человек просто глупый
o Он заслуживает наказания
o Его тоже будут прощать
o Этот человек слабый и беспомощный
Чтобы избавиться от чувства вины, надо:
Какие из приведённых ниже словосочетаний могут быть связаны с
переживанием чувства стыда?
Мне осталось непонятно ... .
Домашнее задание.
Вместе с родителями выполните задания. Постарайтесь устно
аргументировать ваш ответ.
Отметь правильные на твой взгляд ответы.
Что значит прощать других людей?
o Хорошо подготовиться к уроку
o Помочь отстающему ученику
o Обмануть родителей
o Обидеть младшего
o Затеять ссору
o Простить обидчика
Вставьте пропущенное слово.
Легче на душе становится, когда тебя ____________
Прощение даёт нам свободу от чувства_____________. Используемая литература:
•Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 45 кл. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2012 г.
•Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. 795 с.
•http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kostochkatolstoyl Л.Н.Толстой
Рассказ «Косточка»
• http://poslovicypogovorki.ru/index/o_styde/065
Пословицы и поговорки о стыде и вине
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Конспект урока по ОРКСЭ "Стыд, вина, извинение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.