РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ»
Выполнила:
Понамарева Тамара Николаевна
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №43 г. Владикавказа
РСО-Алания
Категория: высшая
Г. Владикавказ 2015г.
Тема урока № 13: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ»
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
1. Формировать представления школьников о культурном наследии.
2. Обобщить знания об особенностях священных сооружений иудаизма, ислама, христианства, буддизма , правилами поведения в них.
3. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
5. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
6. Воспитание устойчивого интереса к получению новых знаний о достопримечательностях родного города;
7. Выработка умения работать с любыми источниками информации;
8. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей
Ребята разделились на четыре группы (по названиям четырех религий: ислам, христианство, иудаизм, буддизм)) по желанию, повторили правила работы в группах, распределили обязанности.
Дома учащиеся должны были:
1. Изучить самостоятельно и рассказать родителям о священных сооружениях. (С. 33 вопросы 1-3.)
2. Найти материал интернет - ресурсов по данной теме, изучить.
3. Найти и выбрать презентацию к уроку или составить собственную, учитывая задание своей группы, изучить данный в ней материал.
4. Предварительный просмотр презентаций каждой группы всем классом на уроках(3-4 минуты), во и обмен мнениями.
5. Составить кроссворд «Священные сооружения»
6. Подготовить эмблемы для каждой группы с соответствующими логотипами.
7. С родителями составить список священных сооружений нашего города.
8. Совершить экскурсию по г. Владикавказу. Цель: познакомиться со священными сооружениями г. Владикавказа.
9. Подготовить исследовательские работы и краткое сообщение об особенностях Сунитской мечети, Григорианской церкви, Соборе Святого Георгия, Православной осетинской церкви.
Оборудование урока: учебник, толковые словари, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, таблички на стол каждой группы с названиями религий, которую представляет группа, иллюстрации священных сооружений для выставки, презентации, карточки со словарными словами, индивидуальные доклады-сообщения, индивидуальные исследовательские работы , карточки «Храм Знаний» и смайлики для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1.
Учитель: Прочитайте высказывание великого осетинского поэта К. Л. Хетагурова
«Весь мир- мой храм,
Любовь –моя святыня,
Вселенная-Отечество мое..»
-Я просила вас обратиться к учителю родного языка и выяснить, о каком храме говорит поэт.
3. Постановка и формулировка проблемы.
Учитель: - Как связаны эти слова с темой нашего урока? Какое еще значение имеет слово «ХРАМ» ?
Ученики: Это различные сооружения, в которых люди разных религий молились своим богам.
Учитель: Что объединяет людей всех религиозных культур?
Ученики: - Объединяет людей всех религиозных культур обращение к Богу через молитву. Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными.
4. Формулировка темы урока и задач.
Учитель: Сформулируйте тему урока, задачи
Учащиеся:
- Узнаем больше о священных сооружениях мировых религий. - Научимся их распознавать -Вспомним о правилах поведения в храмах. ..
Слайды 2-3.
Учитель: Какую работу мы выполнили, чтобы выполнить эти задачи ? На этом уроке мы попробуем систематизировать уже имеющиеся у нас знания.
5. Работа над темой урока.
Учитель: -Для чего люди стали строить священные сооружения?
Слайд 4.
5.1.Рассказ учащихся о древних сооружениях
Учитель: -Ребята, я просила поработать со словарями. Что обозначает слово СКИНИЯ? (На доске появляется табличка Словарь. Под ней на протяжении урока вывешиваются словарные слова)
5.2. Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Какие религии народов мира вам известны?
(Учащиеся прикрепляют к доске таблички:
иудаизм |
христианство |
ислам |
буддизм |
-Предварительно вы были разделены на группы и каждая получила задание:
Ø подготовить эмблемы с логотипом религии, которую представляет группа,
Ø проработать материал учебника, интернет -ресурсов,
Ø подготовить сообщения,
Ø найти и предварительно просмотреть презентации,
Ø поработать со словарем,
Ø провести небольшую исследовательскую работу.
(На доске в хаотичном порядке расположены иллюстрации с изображением церкви, мечети, пагоды, ступы, собора..)
Учитель: - Можете назвать эти сооружения и угадать, какие из них к какой религии относятся? Что вы об этих сооружениях знаете? (Ребята делятся своими знаниями, предположениями).
Учитель:
- Предлагаю вам поделиться друг с другом новыми знаниями , которые приобрели вы, работая в группах, самостоятельно, с родителями, коллективно..
(Ребята садятся по группам в соответствии с эмблемами)
- Каждая группа получает план-задание и табличку, куда надо записать самое главное.
План-задание группам.
1)Подготовиться к ответу по данному плану.
Название
Священного Внешние отличительные признаки
сооружения
Внутреннее Правила поведения
убранство
2) Рассказать, что ещё интересного узнали о данном священном сооружении?
3) Составление Словаря: МИНАРЕТ, МИХРАБ, МЕЧЕТЬ
(Аналогично работает каждая группа, сопровождая рассказ показом иллюстраций, презентацией.)
ФИЗМИНУТКА
Словарь: СИНАГОГА, ТОРА, МИНОРА, ТФИЛИИ
Словарь: АЛТАРЬ, ИКОНОСТАС, ФРЕСКИ, КОЛОКОЛЬНЯ
Словарь: СТУПЫ, ПАГОДЫ
6. Национально-региональный компонент.
Слайд
Учитель: О чем рассказывает этот слайд?
Учащиеся: Об экскурсии по городу. Мы хотели узнать, какие священные сооружения есть в нашем городе. Мы побывали в Соборе св. Георгия, Григорианской церкви, Осетинской православной церкви, у Сунитской мечети.
Учитель: Ребята провели небольшую индивидуальную исследовательскую работу и сейчас коротко поделятся с нами своими знаниями.
Выступление ребят о вышеуказанных сооружениях с показом личных презентаций .
Учитель: Давайте еще раз назовем священные храмы нашего города. (На доску вывешиваются фотографии называемых храмов)
7. Применение знаний и умений. Взаимоконтроль.
Учитель:
- Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным .Сейчас вы по меняетесь столами. На столах разложены карточки. Вы должны отобрать только те, которые имеют отношение к указанной религии. Следующая группа проверяет правильность выполнения задания.
8. 4.Закрепление нового материала
1) Самостоятельная работа с использованием индивидуальных компьютеров:
Тесты
Укажите, какое из следующих утверждений является правильным:
- Слово «Синагога» переводится как:
А) «Еврейский храм»;
Б) «Дом собраний;
В) «Большой дом».
- Христиане молятся:
А) в храме;
Б) в синагоге;
В) мечети.
-В православном храме принято:
А) молиться на специальном коврике;
Б) использовать для молитвы тфилин;
В) креститься.
Тренажер.
Закончите фразуслова, подходящие по смыслу:
1) В каждом христианском храме обязательно……………….. . (должен быть алтарь)
В православных храмах обязательно есть…….. . (иконы)
2) В синагогольном богослужении используется……….. ( свиток Торы). Мужчины во время молитвы надевают……. . (тфилин)
( тфилин, иконы, алтарь, свиток Торы)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель:
- Вы многое узнали о священных сооружениях разных религиозных культур. Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям.
- Какие священные сооружения различных религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?
(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)
- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?
- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)
- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?
- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. 7. РЕФЛЕКСИЯ « ХРАМ»
Учитель:
- Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью смайлика.
Построение своего ХРАМА по мере ответов на вопросы
Узнали |
учебник |
интернет |
однокласс |
экскурсия |
Вспомнили |
8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
- Варианты домашнего задания:
Составить кроссворд про одно священное сооружение ислама или буддизма.-
Придожение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
И т.д.
Приложение 4
1
Приложение 5
узнали |
вспомнили |
одноклассники |
интернет |
библиотека |
учебник |
экскурсия |
родители |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.