Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности на тему "Вредные привычки" (11 класс, ОБЖ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека). Урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий: • информационно-коммуникационные технологии; • личностно – ориентированная технология; • игровые технологии; • проблемное обучение; • технология саморазвития; • здоровьесберегающая технология. Материал урока способствует воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.Урок-обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека.урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий: • информационно-коммуникационные технологии; • личностно – ориентированная технология; • игровые технологии; • проблемное обучение; • технология саморазвития; • здоровьесберегающая технология.
Иконка файла материала урок по обж 10 класс.docx
Тема урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье» Урок ОБЖ 10 класс Цели:   образовательная   – обобщение   знаний   о   последствиях употребления   табака   и   алкоголя   (характеристика   факторов,   разрушающих здоровье человека).  развивающая   – создание   условий   для   формирования коммуникативных   компетентностей   посредством:   освоения   тренинговых технологий,   выработки   оценочных   умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;   групповой   дискуссии,  воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. Форма   урока: комбинированный   урок   с   использованием   следующих педагогических и воспитательных технологий: личностно – ориентированная технология;  информационно­коммуникационные технологии;   игровые технологии;  проблемное обучение;   технология саморазвития; здоровьесберегающая технология. 1. Вступительное слово учителя. Здравствуйте!      Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? ­ Желают здоровья всем и каждому!      Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего   тела.   Составляющие   здоровья   должны   гармонично   развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить   нельзя.   Чтобы   быть   здоровым,   необходимо   вести   здоровый   образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек.   ­Я   вам   предлагаю   сформулировать   тему   сегодняшнего   урока   после просмотра видеоролика. (РОЛИК) ­Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. (СЛАЙД 1)­Вообще, что такое привычка? (СЛАЙД  2)   ­   Учитель:   Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива? Но по каким­то причинам человек становится заложником той или иной привычки. Как вы думаете, что может стать предпосылками приобщения к вредным привычкам? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)  Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя(СЛАЙД 3) ­ любопытство, ­ желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, ­ быть “крутым”; “легкое” общение, ­ заниженная самооценка, ­ неумение отдыхать без допинга, ­ неумение отказать, ­ просто так, ­ удовольствие, ­ развлечение, ­ пример друзей и взрослых, ­ наличие свободных денег; ­ влияние кино, телевидения, рекламы; ­баловство, ­от нечего делать, ­ уйти от проблем. Хочу немного рассказать вам из истории табака. Из истории табака.  (СЛАЙД  4) До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании ­ спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения   имел   у   индейцев   символический   смысл.   Противники   садились   в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной ­ двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира". Несмотря   на   широкое   распространение   табака   в   Европе,   курение   через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант­Яго в 1692 г. за курение   были   замурованы   в   стены   5   монахов.   В   Турции   курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре. Табак   в   России.   В   Россию   табак   был   завезен   через   Архангельск,   еще   при Иване   Грозном.   При   царе   Михаиле   Федоровиче   ­   первом   царе   династииРомановых ­ за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали   в   Сибирь,   однако   курильщики   не   переводились.   В   16   –   17   веке Москва   была   деревянная,   и   из­за   частых   пожаров   курение   запретили.   Во времена   Петра   I,   внука   Михаила   Федоровича,   курение   даже   поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. ­Обратите   внимание,   Сигарета   состоит   из   множества   ядовитых   веществ (СЛАЙД 5) ­Какие губительные последствия ожидают человека в результате курения? (СЛАЙД   6)   (От   табачного   дыма   страдают:   дыхательная   система, пищеварительная система, нервная система, кровеносная система) (СЛАЙД   7)   (Со   стороны   дыхательной   системы   возникают   хронические заболевания органов дыхания: бронхит, астма, воспаление голосовых связок, туберкулез легких, рак легких, рак гортани) (СЛАЙД  8) ( Со   стороны  пищеварительной   системы:  ухудшается   аппетит, обоняние, возникают спазмы желудка, кишечника, развивается хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, цирроз печени, развивается рак полости рта, пищевода, поджелудочной железы, не говоря уже об ухудшении зубов) (СЛАЙД 9) ( Никотин отравляет клетки мозга, ухудшается память, зрение, умственная   работоспособность,   появляется   бессонница,   головные   боли, развиваются нервные заболевания). Ученики, которые курят отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми) (СЛАЙД10)   (Кровеносная   система   также   страдает:   снижается   гемоглобин, курильщиков   ожидает   стенокардия,   инфаркт   миокарда,   атеросклероз, гипертония). ­Поэтому, прежде чем взять сигарету, нужно сто раз подумать о губительных последствиях этой привычки. (ФИЗМИНУТКА) ­Но не только от дыма сигарет страдает организм человека. Еще одна очень пагубная привычка – употребление алкоголя. Из истории алкоголя. Я хочу прочитать вам одну притчу, послушайте “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжаларасти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино   было   готово,   Вакх   стал   щедро   угощать   им   людей.   И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились   сильными   и   бесстрашными,   как   львы;   но   если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”. Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных   в   пьянстве   заставляли   пить   из   раскаленного   металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин­ алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории.   При   Петре   1   были   изданы   законы,   согласно   которым   опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей   к   трезвости.   В   1964,   1982   годах   появляется   понятие   алкогольной эпидемии,   алкоголь   стал   опасен   из­за   вырождения   нации   в   России.  (по слайдам) Последствия употребления алкоголя:  утомляемость, агрессивности). Психические   и   неврологические   расстройства   (повышенная   увеличение   раздражённое   настроение,   рассеянность,    Гибель клеток головного мозга, снижение памяти. Сердечно­сосудистые заболевания, инфаркт. Заболевания   желудочно­кишечного   тракта   –   гепатит,   цирроз, гастрит, холецистит.  Снижение   сексуальной   потенции,   влияние   на   беременность (потеря ребенка, преждевременное появление). “Синдром хронической усталости”. Снижение иммунитета. Раннее старение (особенно девушек). Ухудшение работы желез внутренней секреции.     ­ Какими должны быть меры для предупреждения?    Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года. Запретить рекламу сигарет. Запрет со стороны родителей. Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах. Получать достоверную информацию о вреде. Принятие самостоятельного решения: да или нет!    Учитель:          В   каждой   шутке   есть   доля   правды   –   так   гласит   народная   мудрость. Группам   предлагается   составить   по   9   пословиц;   начало   каждой   из   них написано на одном листе, конец – на другом.    А сейчас разделимся на команды (можно по рядам).  Пословицы: Хмель шумит, | а ум молчит. Дали вина, | так и стал без ума. Пьяному море по колено, | а лужи по уши. И худой квас лучше | хорошей водки. Кто вино любит, | тот сам себя губит. Работа денежки копит, | хмель их топит. Вино полюбил – | семью разорил. Водка и труд | рядом не идут. Кто чарки допивает, | тот веку не доживает. Невинно вино, | но проклято пьянство.  За чужое здоровье выпиваешь,  а свое пропиваешь.  Без ума пьет ­  без угла живет. Водка и труд  рядом не идут. Река начинается с ручейка,  а пьянство с рюмочки. Веселая голова  живет спустя рукава. Кто в водке ищет силы,  тот на краю могилы.  Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. Водка белая,  но красит нос и чернит душу. Когда вино входит  – тайна выходит. Водку пить – ум топить. Счастлив тот,  кто вина не пьет. Вино веселит сердце,  да человека губит. Не упивайся вином –  будешь крепче умом. Как хватил через край,  так все пропадай. Дали вина –  так и стал без ума. Работа денежку копит,  а хмель ее топит. Вечером пьяница,  утром лентяй. ­ Какой вывод можно сделать о влиянии алкоголя на человека?НАРКОМАНИЯ (по СЛАЙДАМ)   А  сейчас   предлагаю   вам   игру,  которая  называется  “буриме”.  Я Учитель:     предлагаю вам   готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.  _____________________ годы _____________________ пьешь _____________________ невзгоды _____________________ пропадешь Подведем итоги нашего урока.     Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать   психоактивные   и   наркотические   вещества.   Или   немедленно последовать   примеру   людей,   бросивших   и   отказавшихся   от   вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!” Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...       Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов. Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута.  Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!” Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела. Благодарю вас за урок.Хмель шумит,   Пьяному море по колено, И худой квас лучше Кто вино любит, Работа денежки копит, Вино полюбил – Водка и труд Кто чарки допивает, Невинно вино, За чужое здоровье выпиваешь, Без ума пьет ­ Водка и труд Река начинается с ручейка, Веселая голова Дали вина – Дали вина,  Вечером пьяница, Работа денежку копит, Как хватил через край, Не упивайся вином – Вино веселит сердце, Счастлив тот, Водку пить – а ум молчит. а лужи по уши. хорошей водки. тот сам себя губит. хмель их топит. семью разорил. рядом не идут. тот веку не доживает. но проклято пьянство. а свое пропиваешь. без угла живет. рядом не идут. а пьянство с рюмочки. живет спустя рукава. так и стал без ума. так и стал без ума. утром лентяй. а хмель ее топит. так все пропадай. будешь крепче умом. да человека губит. кто вина не пьет. ум топить.Когда вино входит – Водка белая, Сколько муж выпьет вина, Кто в водке ищет силы, тайна выходит. но красит нос и чернит душу. столько жена и дети прольют слез. тот на краю могилы.