Тема: Органы чувств: глаза, нос, уши, язык, кожа. Их роль и значение в
жизни человека.
Цель: Изучить органы чувств.
Сформировать знания учащихся об органах чувств, их функциях и роли в
жизни человека.
Развивать умение учащихся анализировать, выражать свои мысли об органах
чувств, их функциях.
Воспитывать любознательность, трудолюбие и чистоплотность.
Оборудование: кластер «Организм человека», силуэт человека, картинки
органов чувств, цветные карандаши, клей, мягкие игрушки, кубики, конфеты,
лимон, яблоки, чеснок, духи, кроссворд.
Тип урока: Изучение нового материала, урокисследование
Методы: словесный, наглядный, практический
Ход урока:
1. Орг момент (под музыку)
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть вас!
Повернулись, улыбнулись,
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели
2. Актуализация знаний
Ребята, мы с вами изучаем раздел «Организм человека». Давайте вспомним,
какие системы человеческого организма мы изучили.
Что нам даёт возможность двигаться? (опорнодвигательная система)
Из чего состоит опорнодвигательная система? ( скелет и мышцы)
Какая система позволяет нам дышать? (дыхательная система)
Перечислите органы дыхания. (носоглотка, гортань, трахея, бронхи,
лёгкие)
С помощью какой системы наш организм получает питательные вещества?
(пищеварительная система)
Перечислите органы пищеварения
(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)
Главным органом какой системы является сердце? (кровеносная система)
Перечислите органы кровообращения? (сердце, вены и артерии)
И еще одна система, которая отвечает за наши мыслительные и рефлексные
процессы? (нервная система)
Назовите органы нервной системы. ( головной мозг, спиной мозг и нервы)
Оценивание жетонами.
3. Постановка учебной задачи. На доске плакат с изображением
человека, но без лица.
Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём
странного? (У него нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта.) (Так некрасиво) А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
Учитель выставляет на доску рисунок глаз.
Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под
машину. Мы бы не пришли в школу
После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств.
нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли
бы дышать)
рот (Рот нужен нам для еды , чтобы не умерли от голода)
уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)
А что вы чувствуете, когда на улице мороз? и прикрепляется на доску знак
вопроса. ( Мы чувствуем холод)
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.
Нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие
исследователи? (Это люди, которые чтото изучают)
Значит, и мы можем назвать себя исследователями, потому что предметом
нашего исследования будет человек, а точнее его органы чувств.
4. Работа по теме урока.
Исследование органа зрения.
С какого органа чувств мы начнём наше исследование, вы мне скажите сами,
отгадав загадку:
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
Приступим к исследованию:
Ребята закройте глаза. И не открывая, скажите, что у меня в руке?
Откройте глаза. Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? (Были
закрыты глаза)
(выставляется на стол игрушка)
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
Продолжаем наше исследование. Возьмите цветной карандаш и напишите
свое имя. Наденьте повязки и ответьте на вопрос: каким цветом написано имя,
на каком листе бумаги оно написано?
1 вывод: Глаза помогают нам видеть различные цвета, формы и
величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы,
видеть красивые картины. Учитель: Благодаря зрению мы видим окружающие
нас предметы, их цвет , их форму. Величину, можем читать, смотреть
телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира.
После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное
определение. Глаза это неотъемлемая часть организма. Может быть, вы
догадались орган чего? Поправляю: Глаза это орган зрения. (переворачивается табличка с надписью «орган зрения». С его помощью мы
получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром
говорят: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
(Рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
5. Физкультминутка
6. Исследование органа слуха.
Отгадай загадку:
У зверушки На макушке,
А у нас Ниже глаз. (уши)
Проведём следующее исследование: закройте уши (учитель хлопает в
ладоши)
Что произошло сейчас? (хлопала в ладоши)
Как вы догадались? (услышали)
Продолжаем опыт. Закройте глаза и уши. Учитель произносит : 6, 65. В
нашем классе тишина.
Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?( Мы ничего не
слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.)
Включаю грамзапись. Дети слушают) Какая музыка прозвучала? Что помогло
вам почувствовать, услышать это?
2 вывод. Речь людей, пение птиц, шум ветравсё это звуки окружающей
нас природы .Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши это орган
чего?( это орган слуха). (переношу рисунок ушей с доски на изображение
человека)
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)
Что различаем, с помощью органа слуха? (звуки, речь, голоса)
Исследование органа вкуса
Отгадайте следующую загадку. О чем она?
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Ребята, я сейчас вам всем раздам по одной конфете. Попробуйте на вкус!
Вкусная ли конфета? Какая она по вкусу?
Какой орган вам помог определить вкус конфеты?
Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?
Давайте проведём простое исследование: показываю лимон.
Какой на вкус лимон? (кислый)
Как вы об этом узнали? Вы же не пробовали!
(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна) У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш
мозг.
3 вывод. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством
предмета, когда нам не могут помочь органы зрения. Обоняния, слуха.
(выставляю рисунок губ на лицо человека)
Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)
Язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены
окончания нервов, которые ощущают, что попало в твой рот, кислое или
сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.
Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание (корень
языка) – горькое, кончик языка – сладкое, боковые участки – солёное. Язык
помогает нам чувствовать вкус еды.
Исследование органа обоняния.
Отгадайте новую загадку:
Между двух светил в середине я один (Нос)
А сейчас проведём новое исследование:
ребята закройте глаз. (разрезаю лимон, проношу его по классу, разносится
благоприятный запах) Какому фрукту принадлежит этот запах?
При помощи какого органа вы почувствовали этот запах?
Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Чувство запаха возникает, когда человек делает вдох. Если человек теряет
обоняние, для него пища теряет вкус. Запахи могут поглощаться, и потому
одежда впитывает запах пищи, духов.
( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)
Откройте носики, понюхайте.(показываю ,как правильно нюхать незнакомые
вещества)
Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет
нам почувствовать запах?( С помощью носа мы чувствуем запах)
В носовой полости расположены особые клетки, которые, которые
воспринимают различные запахи.
Проведем второй опыт.
Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?
(выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать лимон, яблоко,
чеснок)
Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи
получило название обоняние.
Кто сможет дать полное научное определение? (переворачиваю табличку с
названием «орган обоняния»)
4. вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов,
вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности о пожаре. То,
что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Перемещаю рис. носа с доски на изображение
человека)
Исследование органа осязания
Отгадайте загадку.
У двух матерей по пять сыновей, одно всем имя. (рука)
Проведём последнее исследование. Для этого нам нужно разделиться на
группы. У каждого на парте есть стикер определенного цвета. Закройте глаза
повязкой, наденьте перчатки и попробуйте определить на ощупь какой
нибудь предмет на парте. ( Учащиеся надевают перчатки и пытаются
определить предмет). Мягкая игрушка и кубик)
Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако
точно назвать не могут.
Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
А теперь снимите перчатки и повязку, попробуйте определить
предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)
Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При
помощи рук)
Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не
смогли отгадать предмет. (При помощи кожи рук. На руке есть кожа.)
Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния
и вкуса?
5 вывод. На коже нашего тела находятся множество чувствительных
клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину
предмета, их поверхность. Кожа это орган осязания. (переворачивается
табличка со словом « орган осязания»)
Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на
вопрос: кто же они, наши верные помощники
7. Первичное закрепление. Работа в прописи
Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы
(каждый ученик получает карточки с тестом)
глаза орган слуха
уши орган зрения
нос орган вкуса
рот орган осязания
кожа орган обоняния
8. Закрепление. Решение кроссворда. Ответ записывает ученик в
кроссворд на доске.
1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла
собака, зазвенел звонок на урок?
2. Где находятся зубы?
3. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой
книге? 4. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у
яблони?
5. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
6. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую
от соленой?
9. Рефлексия.
Что нового мы узнали?
Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они,
наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем
Выводы:
Органы чувств наши верные помощники.
Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире в мире.
Они показывают нам разные признаки и свойства
Покажите смайликом какое настроение у вас стало в конце урока
10. Домашнее задание. стр 2729
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями,
сёстрами, друзьями. Иногда можно услышать такое выражение. «Шестое
чувство». О каком чувстве идёт речь .Попробуйте узнать. Спросить у
родителей или в других источниках информации.
11. Оценивание . посчитайте свои жетоны и узнайте какую оценку вы
получили за свою работу на уроке. (Критерий оценок)
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Конспект урока по познанию мира в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.