Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл—8 кл
05.03.2019
Предлагаемая подробная разработка урока представляет собой план-конспект, ориентированный на изучение указанного произведения и в 7-м, и в 8-м, и в 9-м классе, то есть позволяет быль использованной при работе по любой программе: под редакцией Г.С. Меркина, В.Я. Коровиной, Г.В. Москвина и других. Урок соответствует современным требованиям методики и дидактики.
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова Смерть чиновника.doc
Составитель: Котнова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория, МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска», стаж 30 лет.
Тема урока: «Тема «маленького человека» в русской литературе. От А.С.Пушкина к
А.П.Чехову».
Цель урока: формирование информационной компетентности; извлечение вторичнорй
инфориации и ее первичная обработка.
Тип урока: систематизация знаний.
Методы: словесный, работа с книгой.
Оборудование: ПК.
Технологическая часть: мультимедийная презентация.
Ход урока.
хорошими людьми!
Боже мой, как богата Россия
А.П.Чехов.
1. Слово учителя.
Тема маленького человека является
«вечной» в русской литературе. Вечна она
потому, что русские писатели всегда
отличались гуманизмом и демократизмом.
Забота о благе человека, какое бы место он ни
занимал в обществе – вот цель таких русских
писателей, как Пушкин, Гоголь, Достоевский,
Чехов. Пушкин первым поднял тему
«маленького человека». Затем ее продолжили
Гоголь в «Шинели», Достоевский в «Бедных
людях» и Чехов в рассказах. И хотя тема эта и
стала «вечной», сам образ «маленького
человека» менялся с течением времени, да и
подход писателей к этой проблеме был неодинаков, т.к. изменялась жизнь, социальные
условия, а вместе с ними – психология людей.
Сегодня на уроке мы проследим, как изменился «маленький человек» со времен
Пушкина, что нового внес Чехов в интерпретацию этого образа. Мы прочтем рассказ
Чехова «Смерть чиновника» и сравним героев Пушкина и Чехова.
2. Запись в тетради.
В тетради составляется таблица, которая заполняется по мере «медленного» чтения
рассказа «Смерть чиновника».
Самсон Вырин
Иван Дмитриевич Червяков
1. Портрет героя.
«Человек лет 50ти, свежий и бодрый;
длинный зеленый сюртук с тремя
медалями…»
«Седина, глубокие морщины давно не
Портрета нет, только детали:
«…лицо поморщилось, глаза
подкатились…»
«надел новый вицмундир, подстригся…» бритого лица, сгорбленная спина…»
«…бледнея…»
«спросил шепотом…»
Вывод: горе превратило Вырина в хилого
старика.
Вывод: во внешности героя подчеркивается
страх.
2. Речь героя.
«Отвечал он с видом довольного
самолюбия…»
«Так вы знали мою Дуню?»
«Поверите ли, сударь…»
Вывод: разговор уважительный, на равных.
«Извините, вашество…
…Ради бога, извините. Я ведь…я не желал!
…Простите… Я ведь… не то чтоб
Вывод: многоточия указывают на то, что
речь прерывается; Червяков боится, заис
кивает.
3. Поступки героя.
…кашлянул, подался туловищем вперед,
зашептал…
…подошел к Бризжалову, походил,
поборовши робость, пробормотал…
…забормотал…
…спросил шепотом, млея от ужаса…
…попятился к двери и поплелся домой…
Вывод: страх, приниженность,
чинопочитание
…пришел…и просил доложить его
высокоблагородию, что старый солдат
просит с ним увидеться.
…сердце старика закипело, слезы
навернулись на глазах, и он дрожащим
голосом произнес…
…слезы негодования навернулись на
глазах… он сжал бумажки в комок, бросил
наземь… старик пришел к себе на
квартиру…
Вывод: достоинство поведения.
Комментарий к таблице: первая колонка «Самсон Вырин» заполняется на предыдущем
уроке; параметры, по которым сравниваются герои, записываются посередине;
подчеркиваются ключевые слова, дающие представление о характере героя; два последних
пункта (4 и 5), как наиболее сложные, заполняются коллективно на этом уроке в ходе
дальнейшей работы.
4. Интонация повествования.
Ироничен эпиграф:
«диктатор»
(конечно, нет)
Вывод: автор жалеет героя.
Ироничен весь рассказ.
«В рассказах часто встречается это «но
«Забыл, а у самого ехидство в глазах…»
вдруг»
подумал Червяков, подозрительно
поглядывая на генерала.
…начал докладывать экзекутор…
…пришлось на другой день идти самому
объяснять
Вывод: автор не только жалеет героя, но и
смеется над ним.
5. Концовка рассказа.
После смерти смотрителя прошел год, а его
не забыли: Дуня, рассказчик, Ванька,
которого смотритель научил делать удочки.
«Лег… и помер».
Со смертью заканчивается и память о
Червякове; рассказ закончился, т.к. больше
не о чем говорить. 3. Выводы и обобщения. Беседа с классом.
Какие чувства вызывает Самсон Вырин у читателя? (Жалость,
сострадание, негодование на тех, кто может безнаказанно обидеть,
унизить).
А какие чувства остались у вас после прочтения «Смерти чиновника»?
Как выглядит Червяков? (Он весь пропитан страхом, всего боится, сам
хочет быть униженным).
Случайно ли Чехов дал герою такую фамилию?
Как мы называем подобные фамилии? («Говорящие»).
В кого превращается у Чехова «маленький человек»? (В лакея).
А в каком еще рассказе Чехова мы видели человекалакея? («Толстый и
тонкий»).
4. Обобщение.
Какова авторская позиция в повести «Станционный смотритель»? (Нельзя делить людей на
«маленьких» и «больших», такое деление безнравственно).
Слово учителя. Мы возвращаемся к эпиграфу.
Чехов тоже выступает против такого деления; изображая в своих рассказах, как
«маленькие» люди превращаются в обывателей и лакеев, он лишний раз доказывает
читателю: «Человек не должен быть маленьким!»
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.