Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"
Оценка 4.8

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
20.03.2018
Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"
Расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого – божьей коровки - корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, исключение лишнего, составление целого из частей; - активизировать и расширить словарный запас обучающихся; - формировать навыки учебной деятельности
Урок развития речи.doc
Урок развития речи в специальном коррекционном классе Тема – «Божья коровка» Пояснительная записка Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Таким образом, школа имеет достаточный опыт работы с данной категорией детей. На конкурс методических материалов представляю урок развития речи в специальном классе для детей со сложными дефектами (четвертый год обучения) по теме «Божья коровка». Адресую его, в первую очередь, молодым педагогам коррекционных школ VIII вида. Материалы данного урока, надеюсь, будут также интересны учителям начальных классов при подготовке к проведению уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, и непосредственно, учителям специальных классов для детей со сложными дефектами. Конспект урока оформлен таким образом, чтобы дать необходимые пояснения к отдельным его этапам. Содержание материала урока развития речи соответствует требованиям программы и интеллектуальным возможностям обучающихся. Урок имеет четкую структуру. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. С целью четкой координированности движений органов речи проводится этап – речевая разминка (отработка произносительных навыков). Работа по развитию речевых навыков обучающихся проходит на всех уровнях: - фонетическом (на этапе речевой разминки; через упражнение по узнаванию насекомого по звуку); - лексическом (обобщающие слова; активизация словаря – времена года, называние слов-признаков, слов-действий; работа по словообразованию); - синтаксическом (составление и распространение предложений, составление рассказа по плану). При проведении урока имеются возможности для индивидуального подхода. Доминирующим методом является беседа, эффективность которой выражается в четкой и конкретной постановке вопросов. Одной из задач использования именно этого метода является формирование диалогической речи, которая очень важна для социальной адаптации. Задания, используемые на уроке, предполагают опору на все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. На уроке чередуются различные виды деятельности (устные, практические). Своевременное проведение активной и пассивной гимнастики для глаз положительно влияют на паузы, формирование образовательного пространства. здоровьесберегающего Систематическая коррекционная работа (логопедические занятия, уроки развития речи и др.) по развитию речевых навыков приводит к положительным результатам: улучшается звукопроизношение; расширяется словарный запас, представления об окружающем; появляется элементарная фразовая речь, слова- обобщения. Задачи урока 1. Образовательные: - продолжить формирование умения составлять связное высказывание описательного типа на основе анализа насекомого по картинно-символическому плану; - расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого – божьей коровки 2. Коррекционно-развивающие: - корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, исключение лишнего, составление целого из частей; - активизировать и расширить словарный запас обучающихся; - формировать навыки учебной деятельности 3. Воспитательные: - воспитывать мотивацию к учению; - повышение речевой активности Оборудование - предметные картинки с изображением насекомых (муха, бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей, божья коровка) - предметные картинки с изображением животных (белка, еж, заяц) - картинный план - индивидуальные карточки с изображением животных для построения предложений - указка с бабочкой - ромашки для импровизации полянки - разрезные картинки божьей коровки - элементы частей тела божьей коровки Содержание урока Пояснения 1. Организационный момент. Работа по - Какое сейчас время года? - Какое время года было до весны? - Какое время года будет после весны? - Сколько всего времен года? Перечислите. - Назовите признаки весны. //Тает снег. Чаще светит солнце. Становится светлее. Оживают насекомые.// 2. Речевая зарядка. - Послушайте стихотворение. «Я жук, я жук! Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж…» - Про кого стихотворение? - Повторяем хором. - Какой звук часто встречается в стихотворении? - Постарайтесь звук [ж] сегодня произносить правильно, четко. - Повторим стихотворение ещё раз громко. Также громко нужно отвечать на все вопросы. 3. Повторение. Дикие животные. - Определите, кто изображен на картинке. (Часть каждой картинки закрыта) формированию представлений. временных Активизация словаря. Опора на опыт детей – какое насекомое оживает? Построение правильной фразы. Закрепление правильного произношения звуков. Коррекция непроизвольной памяти через работу над стихотворением. Установка на грамотную речь. Коррекция зрительного восприятия по его части. целостного образа Активизация слов-признаков словаря – называние (длинные, пушистый - Как догадались? - Подумайте и скажите, какой предмет «лишний». Объясните, почему. //Бабочка – насекомое; белка, ёж, заяц – животные//. - Где живут эти животные? - Ухаживает ли человек за этими животными? - Сделайте вывод: белка, ёж, заяц - … //дикие животные// - Какие животные называются дикими? - Составьте предложения об этих животных по картинке на карточке. и т.д.) деятельности через Коррекция аналитико- синтетической нахождение «лишнего» обобщению. предмета; работа по Применение индивидуального подхода - более обучающимся можно «сильным» предложить составить предложения по сюжетной картинке. // У зайца длинные уши. У белки пушистый хвост. У ежа острые иголки.// - Какое из этих животных не живет в нашем районе – Ухте? - Объясните, почему. // В нашем районе – Ухте – зима бывает очень холодной, морозной. Ежи просто могут замерзнуть//. 4. Актуализация знаний. Насекомые. - Вспомните и скажите, какой предмет был «лишним» на картинках. Почему? //Бабочка – это насекомое.// Составление предложений. Элементы национально- регионального компонента. Гимнастика для глаз Наблюдение глазами за движением бабочки. - Проверим, каких насекомых вы ещё знаете. Постепенно на доске появляются предметные картинки с изображением насекомых   - Поиграем в игру «Узнай насекомого»: - по звуку [ж]: жук [з]: комар - по контуру: кузнечик, муравей - (возможный вариант - по цвету: пчела (шмель, оса) - Назовите одним словом: бабочка, жук, комар, кузнечик - это … . - Посмотрите внимательно на насекомых. Скажите, что общего у насекомых. // Одна пара усиков. Три пары лапок. Есть крылья//. - Сравните насекомых и животных по величине. Кто меньше? - Поиграем в игру «Большой - маленький». Я Активизация внимания через деятельность. игровую Работа над обобщением. Коррекция мыслительной операции сравнения. Работа по словообразованию - образование новых слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. называю большой предмет – вы маленький. Например: мяч – мячик. //Жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчёлка, муравей – муравьишка// АКТИВНАЯ ФИЗПАУЗА Применение индивидуального подхода – более сложные слова (пчела, муравей) – «сильным» ученикам. Все обучающиеся приглашаются на импровизированную «полянку» - цветы на полу. На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь, На цветке я посидел, Отдохнул и полетел! Коррекция произвольного воспроизведения ранее выученного материала. Выполнение движений сопровождается рассказыванием стихотворения обучающимися. всеми 5. Сообщение темы урока. - Соберите картинку из частей. - Какое насекомое получилось? - Как догадались? - Сегодня на уроке узнаем, кто такая божья Детям предлагается разрезная картинка. индивидуального Применение подхода – количество зависит от возможностей обучающихся. разрезанных частей Коррекция аналитико- синтетической деятельности через составление целого из частей. коровка, назовем её признаки, составим про неё предложения. 6. Составление рассказа по плану. Божья коровка.  Кто это (выбор среди птицы, животного, насекомого).  Размер (большой – маленький).  Форма (округлая).  Части тела (голова; брюшко; усики; лапки; крылья; надкрылья).  Цвет (яркая окраска).  Где живет.  Польза для человека. Картинно- символический план Вариант высказывания Божья коровка Это насекомое; жучок. Размер Божья коровка – маленькая. Форма Она округлой формы. картинно- Использование символического плана в качестве наглядной опоры позволяет составить последовательный насекомом. Если работа над планом систематически, то проводится рассказ о он не вызывает затруднений у школьников (нет необходимости объяснять символы каждый раз или картинку). Каждый ребенок в повторить классе должен составленное предложение по каждому пункту плана. Части тела У божьей коровки есть голова, брюшко, 2 усика, 6 лапок (цепкие; приспособлены для жизни на растениях), 2 Большая часть работы состоит в определении частей тела божьей коровки. Расширение словаря через введение в речь нового слова – Цвет Где живет Польза для человека крыла, пара надкрыльев (плотные, жесткие). надкрылья. Развитие тактильного восприятия. Голова и брюшко у божьей коровки черные, крылья прозрачные, надкрылья красные или оранжевые с черными точками. Яркая окраска. Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами. Божья коровка приносит пользу человеку. Она уничтожает вредных насекомых. Опора на опыт детей. знаний о частях тела Для закрепления божьей коровки предлагается из предложенных элементов разных цветов и количества составить насекомое (выбор: какого цвета взять надкрылья – красные, сколько усиков надо взять и зеленые или т.д.) ПАССИВНАЯ ПАУЗА - Представьте себе, что к вам на руку сел Активизация глагольной лексики (какие действия выполняет насекомое) Коррекция вербальной кратковременной памяти. Дети «видят» было маленькое результаты работы: предложение, стало – большое. хорошенький жучок. Голова чёрная, крылья красные, на крыльях – точки-пятнышки. Кто это к вам на руку сел? - Покажите, как она ползёт, щекочет лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки. Хоп! Вот и улетела. //То же самое проделать с другой рукой.// 7. Распространение предложений. - Составьте короткое предложение про жука. //Жук летит.// - Какой жук летит? //Маленький жук летит.// - Где летит маленький жук? //Маленький жук летит над цветком.// - Над каким цветком летит маленький жук? //Маленький жук летит над красивым цветком.// //Жук сидит. Жук сидит на ромашке. Маленький жук сидит на ромашке. Маленький жук сидит на белой ромашке.// 8. Итог урока. - Про какое полезное насекомое узнали на уроке. - Назовите признаки божьей коровки. - Каких насекомых ещё знаете? - Божьей коровке очень понравилось, как вы занимались на уроке, старались правильно произносить звуки, составлять предложения, отвечать на вопросы. Поэтому она поселилась у каждого из вас в тетрадке. - Откройте тетради. Найдите жучка. Что нужно сделать, чтобы этот жучок стал коровкой? //Раскрасить.// Божьей - Это будет ваше домашнее задание. - Расскажите своим родителям о божьей коровке.

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"

Конспект урока по развитию речи "Божья коровка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018