Урок русского языка во 2 классе по ОС «Гармония».
Учитель: Алешина Наталья Геннадьевна
Тема урока: « Решаем орфографические задачи, относящиеся к корню слова»
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению орфографических задач и нахождению способа их решения, применяя различных орфографические умения и навыки.
Задачи:
Актуализировать знания о различных орфографических задачах и способах их решения;
Организовать деятельность по решению учебной задачи с применением различных орфографических умений и навыков.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение и закрепление основных орфографических правил русского языка;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Этап урока |
Цель |
Взаимодействие с учащимися |
ФОУД* |
Деятельность
учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организацион- ный |
Проверка
готовности обучающихся, их настроя на работу |
-
Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте
друг другу удачи.
|
Ф |
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Деляться
на команды, равные по силам |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
|
Давать прогностическую отметку своей деятельности |
Уч: Сегодня наш урок будет совсем необычным, мы с вами проведём турнир знатоков. У вас на парте листочек с лестницей успеха. Поставьте себе прогностическую отметку. Нам сегодня предстоит интересная работа, но для этого нужно разделиться на группы. У каждого из вас на столе лежит кружок ( красный - « сильные» учащиеся, зелёный – «средние», синий – « требующие поддержки»). Возьмите кружки и соберитесь в команды.
|
И |
Объясняет расстановку мест на уроке. |
Деляться
на команды, равные по силам |
Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая
работа. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Выход
на тему урока |
Уч.: - В нашей школе уже проходил турнир знатоков русского языка, но одного мальчика не взяли. Давайте разберёмся почему? Вот его работа. На слайде написаны предложения. Я очень харашо знаю руский езык. Возьмите меня в каманду знатоков. – Что мы ответим мальчику, почему его не берут в команду? (он написал с орфографическими ошибками) - На какое правило мальчик допустил ошибки? (непроверяемые безударные гласные в корне слова). - Что мы можем посоветовать мальчику? (повторить правила правописания слов с различными орфограммами) - Поможем ему? Уч.: Давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего турнира? (Совершенствование орфографических умений и навыков) Уч.: Но чтобы турнир состоялся и был успешным, давайте постараемся поставить перед собой цели, что нужно сделать, чтобы всё получилось? Цели (учиться решать орфографические задачи в корне слова; повторять, закреплять, обобщать) -Предлагаю вам выбрать капитанов команд. Какими качествами он должен обладать? ( быть эрудированным, находчивым, отвечать за работу группы, распределять роли в группе).
|
Ф |
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие
"орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет
совместно с обучающимися план урока |
Проверяют на доске, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока. Выбирают капитана. |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Актуализация
знаний. |
Определить степень владения знаниями на данном этапе. |
Создание кластера « Малинка» Уч.: И мы начинаем наш турнир. - Вспомните, создавая кластер, какие орфографические задачи вы научились решать и в какой части слова находятся эти орфограммы? - Команда с красными кружками собирает « малинку» самостоятельно, у команды зелёных вписаны некоторые слова. А команда синих работает со мной. (Красные пишут сами: проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные, непроверяемые удвоенные согласные в корне слова. У зелёных - ………и ……..безударные гласные, ……..согласные, удвоенные ………. Команда синих работает с учителем) Коллективная проверка. Сверка с эталоном на слайде. Уч. В какой же части слова располагаются изученные орфограммы? (в корне слова)
|
Г |
Указывает
объект наблюдения и даёт рекомендации группам. |
Выполняют задание, составляют кластер «Малинка».
|
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Закрепление
изученного материала. |
Повторение
слов с непроверяемыми удвоенными согласными в корне слова |
Разминка « Непроверяемые удвоенные согласные» Уч.: - Знатоки готовы работать дальше? - Вам сейчас нужно решить орфографические задачи в заданиях на листочках. И ответить на вопрос. - Какая орфограмма в этих словах? - Команда красных составляет три предложения. А какие использовать слова я им скажу отдельно. Команда зелёных вписывает слова в готовое предложение. Команда синих решает орфографические задачи в словах. ( Красные записывают сами; у зелёных – Вид спортивного бега- это ….( кросс). Я люблю гулять по широкой, тенистой ….(аллее). Как хорошо купаться в глубоком ….( бассейне); синие- а…..ея, ба….ейн, кро…., су …ота, ва….а, те…ис). Коллективная проверка. Сверка с эталоном. У каждой группы свои листочки. - Как не ошибиться в написании этих слов? – Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.) - В каком словаре мы можем посмотреть правильное написание этих слов? (в орфографическом) - А если я хочу узнать их значение? (в толковом словаре) -
Какая же орфограмма встретилась в этих словах? (непроверяемые удвоенные
согласные в корне слова)
|
Ф, Г |
Организует
подводящий диалог, уточняет правило |
Записывают
слова, составляют предложения с орфограммой непроверяемыми двоенными
согласными в корне слова |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка
понимания способа действия, решение учебной задачи в группах.
Развитие умения соблюдать чередование работы и отдыха |
Уч.: Молодцы! Все выполнили задание правильно и все группы готовы к выполнению следующего задания. Итак, мы продолжаем соревнование. Нам предстоит игра « Путаница» - Каждая команда получает конверты, в которых находятся слова, в которых надо решить орфографические задачи ( слова с орфограммами). Но вот беда, в конверте должны быть слова только на одно правило, а там оказались и слова на другие правила. Ваша задача распутать слова: красные - выбирают слова с орфограммой « Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением», зелёные – « Буква парного согласного в корне слова», синие- « Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением» (Слова для игры: альбом, скрипка, кричать, пальто, варежка, весёлый, скользкий, морской, конфета).
Коллективная проверка. Уч.: - Какие орфограммы вспомнили при выполнении задания? ( Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением, слова с непроверяемым написанием, буква парного согласного в корне слова) Уч.: - Поднимите руки, если в вашей группе не было ошибок. - Что вы посоветуйте ребятам, которые допустили ошибки? (Повторить правила, больше тренироваться и т.д.)
Релаксация (музыка) Уч.: - Ребята. Мы славно потрудились, а теперь давайте, немного отдохнём под музыку. Представьте себя летом на морском побережье. Закройте глаза. |
Г |
Организует
работу и координирует процесс
Организует работу и координирует процесс
|
Объясняют
написания слов, один человек объясняет решение группы, делают выводы. |
Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. |
|
|
Развитие умения подбирать проверочные слова для орфограмм мы «Безударная
гласная в корне слова проверяемая ударением» и выставлять
прогностическую отметку. |
Уч.: -И снова на урок. Нас работа ждёт. - Давайте вспомним, как мы проверяем эти орфограммы. Для этого поработаем в группах. Попробуем оценить себя сами. Поставьте на листочке себе отметку, не выполняя задания ( прогностическая отметка). Команда « Красных» должна подобрать самостоятельно 5 слов с орфограммой «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением» и написать проверочное слово. Команда « Зелёных » должна вставить пропущенную букву в слова и написать проверочное слово. Определить орфограмму. Команда « Синих » должна выбрать проверочное слово из предложенных и вставить пропущенную букву в слова. Определить орфограмму. « Зелёные » - л..нивый, л..сник, п..ля, гр..бной; « Синие » - л..нивый (линия, лень) л..сник (леска, лес) п..ля (поле, палка) гр..бник (гребля, гриб)
Проверка и выставление отметки учителем. Уч.: - Как вы подбирали проверочное слово? ( изменяем слова по числам, по команде вопросов и т.д.) - Кто испытывал затруднения? - У какой группы совпала прогностическая отметка и реальный результат? - Что посоветуем остальным? (Повторить правила, вспоминать алгоритм действия, больше тренироваться и т.д.)
|
Г,
П, И |
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями |
Определяют орфограмму, подбирают проверочные слова. Выставляют прогностическую отметку. |
Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Подведение
итогов |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей |
Уч.: Молодцы! И в завершении нашего урока давайте вернемся снова к нашим целям урока (учиться решать орфографические задачи в корне слова; повторять, закреплять, обобщать) Уч.: Удалось ли нам их достичь? Уч.: Найдите на слайде названия орфограмм, с которыми мы сегодня работали. «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением», « Непроверяемые удвоенные согласные», « Правописание приставок», «Буква парного согласного в корне слова», « Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением», «Буква на месте непроизносимого согласного звука».
|
Ф,П,
Г |
Задает
вопросы |
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения |
Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. |
Этап разъяснения домашнего задания |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Уч.: Дома вам еще раз нужно будет повторить все правила и выполнить любое из трёх упражнений, предлагаемых учебником. |
Ф,И |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные- умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия.
|
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний |
Уч.: А теперь я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке, у каждого из вас на партах есть листочек с лестницей успеха. Оцените себя, насколько вы овладели умениями и знаниями, которые необходимы при решении орфографических задач в корне слова после урока.
Но еще у вас есть возможность поставить отметку, оцените работу своих одноклассников в группе, кому бы вы поставили пятёрку?
Спасибо за работу. Урок окончен. |
И |
Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Получают позитивный настрой от урока. Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.