конспект урока по русскому языку "Грамматический бой"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данную разработку можно отнести к мини проекту. Во время урока учащиеся работают в группах, на которые разделены заранее. Урок проходит в игровой форме. Каждая группа должна представить задание, в результате выполнения которого получается элемент карточки - помощницы по русскому языку. В итоге учащиеся собирают эту карточку целиком и в конце урока получают ее уже в распечатанном виде.
Иконка файла материала Урок общеметодологической направленности по русскому языку.doc
Урок общеметодологической направленности по русскому языку «Грамматический бой». Цели: ­ обобщить и систематизировать знания детей по пройденному                 материалу;             ­ формирование у учащихся понимания методов самоконтроля и                 рефлексивной самоорганизации;             ­ формировать умения применять изученные правила на практике;             ­ способствовать развитию орфографической зоркости;             ­ развивать речь, мышление, смекалку и творческие способности                 учащихся;             ­ воспитывать любовь к родному языку. Оборудование: конверты для собирания баллов, ручки, бумага, доска,  компьютер, проектор.                                   Ход занятия. ­ У нас сегодня необычное занятие по русскому языку. Что вы уже заметили  необычного? (группы, парты стоят по­другому, тетрадей нет).  ­ Верно, мы сегодня с вами поиграем. А вот во что мы будем играть, вы  узнаете немного позже. Сначала давайте представимся друг другу. 1. Представление команд. Все команды называют свои названия и девизы, демонстрируют эмблемы. На столах появляется все это. ­ Обратите внимание на название групп, что вы заметили? Все это  орфограммы. Чему же будет посвящено наше мероприятие (повторению этих  орфограмм). Но мы будем не только повторять их, но и попробуем  спроектировать карточку, которая нам будем помогать в написании слов с  этими орфограммами. ­ Каждая команда нам представит свою орфограмму, элемент карточки и  задания для команд соперников. 2. Разыгрывание начала. ­ Все сказано, пора начинать. Но мы с вами не знаем, с кого начинать и как же  называется наша игра. Чтобы все это узнать, первое задание предлагаю вам я. Посмотрите на доску.  Вам необходимо отгадать, какая фраза скрывается в этой пиктограмме. Та  команда, которой удастся это сделать быстрее, не только получит балл, но и   право первой дать задание своим соперникам. Кроме этого мы с помощью  этой фразы откроем название нашего урока.«Миром управляет грамота» Грамотным всегда быть модно и престижно. Грамотный человек ценится в  любом обществе.  ­ Я говорила, что после этого нам откроется название нашего урока (открыть доску, на которой не только название игры, но и конверты для  накопления баллов) ­ Посмотрите на второе слово «Бой». Что оно означает? (Сражение) ­ Но наше сражение мирное. Давайте вспомним  важные слова перед боем. Мы веселые ребята И не любим мы скучать, С удовольствием мы будем В бой по русскому играть. Мы отвечаем дружно И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед! 3.Конкурсная программа Итак, слово предоставляется первой команде Команда «Разделительный Ъ» Я вам не шутка, не пустяк. Я очень­очень твердый знак. Прошу вас четко твердо знать, Где и когда меня писать. После приставки место мое, Следом шагают Е, Ю, Я,Е. (представить элемент карточки через проектор с объяснением)После приставки на  согласный об   под раз пред Разделительный Ъ              Перед   Ъ      Езд      Ём      Яснить     Юбилейный И вот наше задание: Ъ С О Б Ъ Е М Ъ У К Т И П Ю Л И Н З Б Я О Л С Ъ Е М К И О С Я П Д З У А Д Я О Т Ю Н Ъ С К И Ъ Н Б И К С Е Ъ С Т И П Ъ Я Е А З Е Д Н Н А Е В И Т Д О Т Ъ Е З Д Ш О Б Ъ Я Т И Е В К И Н Е Б С Ъ Р Л У И Ж Вам нужно за определенное время найти как можно больше слов с  разделительным Ъ и доказать, что они написаны верно, т.е. разобрать слова по составу. Команда, которая сделает это  правильно и больше найдет слов ­ получает  один кружок. Вторая команда половину круга, а третья – ничего. Переходим ко второй команде «Не с глаголами» ­ Частица НЕ очень упрямая и любит все делать наоборот. НЕ со многими  частями речи дружит и пишется слитно. А вот с глаголами слитно она писать  себя на хочет. Запомните: НЕ с глаголами пишется раздельно. (Представление элемента карточки) НЕ с глаголами Всегда                                                      НЕ                                                          ГЛАГОЛ                                                             раздельно А задание у нас такое. Я расскажу вам сказку, а вы внимательно послушайте  и выпишите все  глаголы с НЕ, которые услышите.  Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и  печальной была эта любовь.  Он говорил: «Люблю». А она ему: «…».Он говорил: «Верю». А она ему: «…». И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул. ­ Слезь со стула! ­ Не хочу! ­ Упадешь! ­ Не упаду! ­ Слезаешь? ­ Не слезаю. ­ Молчишь? ­ Нет, не молчу. ­ Конфетку хочешь? ­ Нет! Да хочу, хочу! Подводим итоги Переходим к третьей команде. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся И что писать не ясно нам. Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять И за звуком непонятным Быстро гласную искать. (представление карточки) Непроизносимые согласные Сердце!!     Сердце?   Или Серце?                                                                                                                                                    СЕРДЕЧКО  Наша команда предлагает вам сыграть в футбол. Ворота на доске. Осталось забить гол. Гол считается, если вы правильно вставили в слово букву и смогли ее  объяснить. Наносим удар по очереди (по два слова). Доблес­ный Мес­ный Капус­ный Счас­ливыйУжас­ный Прекрас­ный Ну и последняя четвертая команда С двойной согласной непременно Пишем мы слова: антенна, Килограмм, и грамм, и тонна, Пассажир, шоссе, колонна, Ссора, теннис и программа, Группа, касса, телеграмма, Русский, класс, суббота, ванна, Римма, Эмма, Инна, Анна. Кроме этого, удвоенные согласные пишутся из­за приставок и суффикса. (представление карточки) Удвоенные согласные 1. Словарные слова: класс, антенна, теннис, аллея, суббота и т.д. 2. рас + свет = рассвет 3. осень + н + ий = осенний А теперь задание. Я назову словосочетания, а вы замените его словом с  удвоенной согласной и запишите правильно. Смотрите на карточку. ­Соленая вода для засолки овощей (Рассол) ­ Состояние, когда человеку не спится (Бессонница) ­ Предмет, имеющий большую длину. (Длинный) ­ Денежная бумажная купюра США (Доллар) ­ Самая крупная человекообразная обезьяна (Горилла) ­ Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация) Посмотрите, задания команд исчерпаны и у нас получилась карточка­ помощник, которой мы можем пользоваться, когда возникнут вопросы. Вы на нее посмотрите, и давайте выполним последнее задание. Карточки выдаются каждому ученику. После того как дети с ней  познакомились, дается задание.После приставки на  согласный об   под раз пред Разделительный Ъ              Перед   Ъ      Езд      Ём      Яснить     Юбилейный НЕ с глаголами Всегда                                                      НЕ                                                          ГЛАГОЛ                                                             раздельно Непроизносимые согласные Сердце!!     Сердце?   Или Серце?                                                                                                                                                    СЕРДЕЧКО  Удвоенные согласные 4. Словарные слова: класс, антенна, теннис, аллея, суббота и т.д. 5. рас + свет = рассвет 6. осень + н + ий = осенний На листах текст одинаковый для всех. Вам нужно приклеивать пропущенные  буквы. Та команда, которая допустит меньше ошибок – победит. Сегодня мы с ребятами учас_ ­вовали в соревновании  «Гра___атический бой». Команды – учас_ницы об__яснили друг другу  значимость орфогра___, которые нам уже извес_ ны. Кроме этого мы  смогли осуществить задуманный проект и выпустили карточку –  помощницу. Никто  __     остался равнодушным.  Всем урок понравился.   4 Подведение итогов. Что же сегодня на нашем необычном уроке вы узнали интересного? Добились мы целей, которые ставили? .Федеральное агентство по образованию РФ МОУ СОШ № 1 г. Лакинска Урок общеметодологической направленности по русскому языку «Грамматический бой».Урок подготовила  учитель начальных классов   МОУ СОШ № 1 г. Лакинска  Чернова Т. А. Лакинск 2009

Посмотрите также