Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
21.06.2017
Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Данный материал - это первый урок курса "Русский язык и литература". Чтобы успешно использовать этот конспект, нужно студентов поделить на 2 группы и выяснить, чем отличается литературный язык от языка художественной литературы. Выводы нужно конспектировать в таблицу. Тогда урок пройдет успешно!
1.docx
Урок 1  Тема. Литературный язык и язык художественной литературы Цели: разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и  расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору  литературно­художественного текста. Оборудование: доска, дидактический материал. ХОД УРОКА Орг. момент Сообщение темы и целей урока I. II. III. Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока 1. Запишите в таблицу, в чём, по­вашему, различия между понятиями  «литературный язык» и «язык  художественной литературы»?  Литературный язык 1. Это образцовый, нормированный  (соответствующий обязательным нормам)   язык, прошедший длительную обработку в  текстах авторитетных мастеров слова.  Язык художественной литературы 1. Характеризуется образностью и широким  использованием ИЗО: Троп ­ поворот речи, в котором слово или выражение  употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности: эпитет,  сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,  гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха. Фигуры речи (стилистические фигуры) ­ анафора,  эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм,  инверсия, риторич. вопрос, риторич. обращение,  антитеза, градация. (выразит. ср­ва языка) 2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка худож. лит­ры одни и те же, но в языке  художественной литературы используются и элементы  диалектной и профессиональной речи, и  просторечие, и  жаргонизмы.  В нём присутствуют элементы разных  стилей литературного языка, но цель общая ­  эстетическая. 3. Язык худ. лит­ры предназначен для создания  художественных, поэтических образов, эмоционально­ эстетического воздействия, и все языковые средства,  включаемые в художественное произведение, меняют  свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного  произведения. 4. Ритм, рифма, интонация ­  тоже средства худож.  выразительности. 5.обычное (номинативное, привычное) зн­е сущ­х в  слсоч ­ях  в поэтич. речи изменяется: житейский вихрь ­  эпитет; струны рвал ­ метафора и т.д. 2. Он сложился постепенно, в течение  нескольких столетий. Для него характерна  устойчивость, стабильность, всенародность  (упр.153) , высокая социальная престижность:  он обслуживает все сферы человеческой  деятельности ­ науку, политику, искусство,  производство, образование, им пользуются  средства массовой информации: газеты,  журналы, радио, телевидение. Литературному  языку учат в школе. 3. Нормы литературного языка ­ это общие  правила произношения и написания слов, их  изменения и соединения друг с другом. Они  закреплены в грамматиках, словарях,  справочниках и охраняются законом. 4. Говорить и  писать, соблюдая нормы  литературного языка, ­ это значит говорить и  писать правильно. Это культура речи. 5.  В школе мы изучаем произносительные  нормы (правила произношения): свёкла или  свекла, морфологические (правила изменения  слов): местов­мест (р.п.,мн.ч.),  стилистические (употребление языковых  средств, уместных в определённых ситуациях): похитить­(книжн.), украсть(нейтр.), утащить  (разгов.), стянуть (простор.), нормы  правописания (орф­ие и пункт­ые). 6. Становление современного  русского  литературного языка связано с именем А.С.  Пушкина, его предшественников и  последователей, включая  поэтов и писателей  21 века. 7. За пределами литературного языка  находятся территориальные диалекты,  профессиональные разновидности языка  (профессионализмы), жаргоны, отчасти и  просторечие. 8. Литер. язык (литер. речь) имеет две формы ­ устную и письменную. 9. Фонетика, лексика, грамматика  литературного языка и языка худож. лит­ры  одни и те же. 6. Задание. Достойте метафорические словосочетания,  используя переносные значения слов яд (яд скуки, яд  коварной мести), оковы (оковы зла), пучина (морская) и  пучина гордого познанья («Демон» М. Лермонтова),  жало ­…, бездна­…, стрела­…, простор ­…,взрыв­…,  луч­…, искра ­…, солнце ­…. 7. Определите роль союза «И» в четверостишии из  «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина: И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…  ­  повест.,невоскл.,  двусост., полн., распр., осложн. однор. подлежащими:   вал,  пращ,  стрела,  кинжал. Сказуемое ­ щадят. Повтор  союза. 8. Становление современного  русского литературного  языка связано с именем А.С. Пушкина, его  предшественников и последователей, включая  поэтов и  писателей 21 века. 9. В языке худ. лит­ры используются и элементы  диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и  жаргонизмы.  Упр. 273­ М.Шолохов «Тихий Дон». 2. Выступления уч­ся  с подготовленными материалами и выполненными заданиями. Оценить. Сделать вывод. IV. Домашнее задание. 1) На основе материала учебника подготовить сообщение о языке художественной литературы

Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)

Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017