Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
21.06.2017
Данный материал - это первый урок курса "Русский язык и литература". Чтобы успешно использовать этот конспект, нужно студентов поделить на 2 группы и выяснить, чем отличается литературный язык от языка художественной литературы. Выводы нужно конспектировать в таблицу. Тогда урок пройдет успешно!
1.docx
Урок 1
Тема. Литературный язык и язык художественной литературы
Цели: разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и
расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору
литературнохудожественного текста.
Оборудование: доска, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Сообщение темы и целей урока
I.
II.
III. Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока
1. Запишите в таблицу, в чём, повашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык
художественной литературы»?
Литературный язык
1. Это образцовый, нормированный
(соответствующий обязательным нормам)
язык, прошедший длительную обработку в
текстах авторитетных мастеров слова.
Язык художественной литературы
1. Характеризуется образностью и широким
использованием ИЗО:
Троп поворот речи, в котором слово или выражение
употреблено в переносном значении в целях достижения
большей художественной выразительности: эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,
гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха.
Фигуры речи (стилистические фигуры) анафора,
эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм,
инверсия, риторич. вопрос, риторич. обращение,
антитеза, градация. (выразит. срва языка)
2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка
и языка худож. литры одни и те же, но в языке
художественной литературы используются и элементы
диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и
жаргонизмы. В нём присутствуют элементы разных
стилей литературного языка, но цель общая
эстетическая.
3. Язык худ. литры предназначен для создания
художественных, поэтических образов, эмоционально
эстетического воздействия, и все языковые средства,
включаемые в художественное произведение, меняют
свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного
произведения.
4. Ритм, рифма, интонация тоже средства худож.
выразительности.
5.обычное (номинативное, привычное) зне сущх в
слсоч ях в поэтич. речи изменяется: житейский вихрь
эпитет; струны рвал метафора и т.д.
2. Он сложился постепенно, в течение
нескольких столетий. Для него характерна
устойчивость, стабильность, всенародность
(упр.153) , высокая социальная престижность:
он обслуживает все сферы человеческой
деятельности науку, политику, искусство,
производство, образование, им пользуются
средства массовой информации: газеты,
журналы, радио, телевидение. Литературному
языку учат в школе.
3. Нормы литературного языка это общие
правила произношения и написания слов, их
изменения и соединения друг с другом. Они
закреплены в грамматиках, словарях,
справочниках и охраняются законом.
4. Говорить и писать, соблюдая нормы
литературного языка, это значит говорить и
писать правильно. Это культура речи.
5. В школе мы изучаем произносительные
нормы (правила произношения): свёкла или
свекла, морфологические (правила изменения
слов): местовмест (р.п.,мн.ч.),
стилистические (употребление языковых
средств, уместных в определённых ситуациях):
похитить(книжн.), украсть(нейтр.), утащить
(разгов.), стянуть (простор.), нормы
правописания (орфие и пунктые). 6. Становление современного русского
литературного языка связано с именем А.С.
Пушкина, его предшественников и
последователей, включая поэтов и писателей
21 века.
7. За пределами литературного языка
находятся территориальные диалекты,
профессиональные разновидности языка
(профессионализмы), жаргоны, отчасти и
просторечие.
8. Литер. язык (литер. речь) имеет две формы
устную и письменную.
9. Фонетика, лексика, грамматика
литературного языка и языка худож. литры
одни и те же.
6. Задание. Достойте метафорические словосочетания,
используя переносные значения слов яд (яд скуки, яд
коварной мести), оковы (оковы зла), пучина (морская) и
пучина гордого познанья («Демон» М. Лермонтова),
жало …, бездна…, стрела…, простор …,взрыв…,
луч…, искра …, солнце ….
7. Определите роль союза «И» в четверостишии из
«Песни о вещем Олеге» А. Пушкина:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… повест.,невоскл.,
двусост., полн., распр., осложн. однор. подлежащими:
вал, пращ, стрела, кинжал. Сказуемое щадят. Повтор
союза.
8. Становление современного русского литературного
языка связано с именем А.С. Пушкина, его
предшественников и последователей, включая поэтов и
писателей 21 века.
9. В языке худ. литры используются и элементы
диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и
жаргонизмы. Упр. 273 М.Шолохов «Тихий Дон».
2. Выступления учся с подготовленными материалами и выполненными заданиями. Оценить. Сделать вывод.
IV. Домашнее задание.
1) На основе материала учебника подготовить сообщение о языке художественной литературы
Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Конспект урока по русскому языку "Литературный язык и язык художественной литературы" (2 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.