Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
26.04.2017
Данный урок поможет учителю легко раскрыть тему урока. плодотворно практически его проработать. Все цели поставлены конкретно и проблем не должно возникнут, так как задания составлены в соответствии возрасту учащихся и их способностей. Желаю всем успехов в нашем труде! Пусть моя разработка принесет пользу
9 рус.docx
Предмет:Русский язык Класс: 9 рус Дата:24.04.17
Тема: Научный стиль, его стилевые черты, языковые средства. Отзыв о книге, аннотация,
характеристика литературного героя. Способы свертывания текста: тезисы, выписки,
реферат, тематический конспект, рецензия. Научная статья и аннотация.
Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе
изучения особенностей научного стиля; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся,
работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля.
познакомить с особенностями научного стиля речи, основными признаками научного стиля; создать
условия для формирования навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: вопросы для письменного опроса (на доске); тексты «Кинетическая энергия» на каждой
парте; карточки из каталога школьной библиотеки (образец оформления); опорные слова из «Кладовой
подсказок» (на доске).
Этап
Начало
Основная
Врем
я
15
15
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
I. Опрос по домашнему заданию
1. письменный опрос
— Дайте толкование следующим терминам:
• стилистика;
• культура речи;
• функциональный стиль;
• иностилевой элемент;
• норма;
• эмоциональноэкспрессивная окраска слов.
2. выборочный стилистический анализ текстов
II. Актуализация опорных знаний
Задание. Напишите ассоциативный ряд из пяти слов к словосочетанию «научный
стиль».
Вариант выполнения задания
Точность, термины, логичность, серьезность, школа.
Проверка выполнения задания
• Какие слова использовались чаще всего?
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Углубляя и систематизируя знания о научном стиле, мы познакомимся с
его стилевыми чертами, функциями, сферой применения. Обратите внимание на
особенности грамотного использования научного стиля.
IV. Объяснение нового материала 1. Лекция учителя
(Проводится выборочная запись в тетради по усмотрению учителя.)
Д о к л а д о результатах миниисследования по теме урока, подготовленный
учащимися.
М а т е р и а л д л я у ч и т е л я * :
Основная функция научного стиля – передача логической информации и
доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В
зависимости от тематики обычно выделяют научнотехническую, научно
естественную, научногуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в
зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие
подстили, как: собственно научный, научноинформативный, научносправочный,
патентный, учебнонаучный, научнопопулярный. Эти подстили используются в
разных жанрах научной речи:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно
разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научноинформативный – реферат (краткое изложение содержания
научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.),
учебник, учебное пособие и др.; 3) научнопопулярный – очерк, книга, лекция и др.
При всём разнообразии разновидностей и жанров научный стиль
характеризуется единством своей доминанты, то есть наиболее важного,
организующего стиль признака. Доминанта научного стиля – понятийная
точность, подчёркнутая логичность речи.
Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих
качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность
понятия, то есть логически оформленной общей мысли о предмете, явлении.
Поэтому в научном стиле избегают употреблять (но всё же иногда используют)
различные образные средства, например, метафоры. Исключение составляют
лишь терминыметафоры.
Ср.: в физике – ядро атома; в ботанике – пестик цветка; в анатомии
– глазное яблоко, ушная раковина.
Обобщённость и отвлечённость языка науки диктуется спецификой научного
познания. Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён
конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный,
индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов,
явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное
понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и
отвлечённым значением.
Например, в определении: «Согласование – способ связи, при котором
зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное», – почти каждое
слово обозначает общее понятие (слово вообще, способ вообще, связь вообще и т.
д.).
Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность
языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения и в
строгой последовательности изложения. Цель любого научного сообщения –
изложение определённых научных сведений и их доказательство. Роль авторского
«я», говорящего, в научной речи весьма незначительна. Главное – само
сообщение, его предмет, результаты исследования, изложенные чётко, ясно,
объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому
поводу. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи.
Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым
сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи
используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные. А
это, в свою очередь, определяет другие речевые особенности научного стиля.
Языковые средства
1
Примеры
2
Уровень языка: Лексика
Термины – точное название какоголибо
понятия из области науки, техники,
искусства, общественной жизни и т. д.
(однословные и словосочетания)
Общенаучная лексика, а также книжная
(но не высокая) лексика абстрактного
значения
Медицина: диагноз, наркоз,
отоларингология, рецепт.
Философия: агностицизм, базис,
диалектика, материя
Число, система, функция, процесс,
элемент, представлять,
рассматривать, являться,
заключаться
— Научный стиль отличается логичностью, систематичностью изложения тех или
иных сведений из определенной области знаний. Обобщенность изложения в соединении с точностью характеризуют его языковое своеобразие. Время
появления научного стиля в разных странах отличается. Однако время издания
первого научного журнала известно — 5 января 1655 г. во Франции. В России
язык науки стал формироваться довольно поздно — в XVIII в. Именно тогда
Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. Однако до
начала ХХ в. язык науки не выделялся в отдельный функциональный стиль. Его
яркой отличительной чертой в то время было лишь наличие терминов. На
формирование научного стиля особенно повлияли внеязыковые факторы — в том
числе научнотехническая революция, которая дала бурное развитие науки в
исследовательских институтах, лабораториях и т. п. Сфера использования
научного стиля — наука, техника, обучение. Широкое и интенсивное развитие
научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров:
• статья;
• монография;
• учебник;
• описание изобретения (патентное описание);
• реферат;
• аннотация;
• документация;
• каталог;
• справочник;
• инструкция;
• реклама.
Наиболее важные стилевые черты данного вида текстов — это обобщенность,
отвлеченность, логичность, объективность. В научном стиле главное —
сообщение, результаты исследования или эксперимента, которые представлены
ясно, четко, объективно, независимо от чувств, которые испытывал
исследователь при работе над ним.
Обычно излагают так: «Цель данного исследования… актуальность работы
заключается…».
Научное изложение чаще всего выражается в безличности языкового выражения,
в отсутствии авторского «я».
Существуя преимущественно в письменной форме, научный стиль может
проявляться и в устной форме литературного языка: в вузовских лекциях, в
докладах на научных конференциях, в выступлениях на научных диспутах.
2. словарная работа
Задание. Записать слова с толкованием в тетрадь, запомнить их написание и
произношение.
Аннотация — (спец.) краткое изложение содержания книги, статьи. Аннотация к
художественному произведению. Может также давать краткую характеристику
книги: основные разделы, вопросы; критическая оценка; основные сведения об
авторе; возраст читателей.
Инструкция — указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ
осуществления, выполнения чегонибудь. Инструкция по использованию миксера.
Каталог — составленный в определенном порядке перечень какихнибудь
однородных предметов (книг, экспонатов, товаров и т. п.). Каталог журналов за
1934 год.
Монография — научное исследование, посвященное одному вопросу, теме.
Монография по творчеству Л. Н. Толстого.
Реклама — 1. Оповещение различными способами для создания широкой
известности комучемунибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.
п. Торговая реклама. 2. Объявление с таким оповещением. Световая реклама.
Реферат — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., а также доклад с
таким изложением. Реферат на заданную тему.
Заключени V. Закрепление
15 е
Какие стилевые черты научного текста вы заметили?
Найдите в тексте нейтральную лексику.
Какие термины характерны для данного текста?
1. работа с текстом
(1 текст на парту.)
Задание. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
♦
♦
♦
КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Энергию движущегося тела называют кинетической энергией. Она является
физической величиной. Кинетическая энергия зависит от скорости движения
тела. Эта зависимость нелинейная.
Скорость тела является относительной величиной. Поэтому кинетическая
энергия является величиной относительной. Кинетическая энергия зависит и от
массы тела. Эта зависимость линейная. Можно сказать, что кинетическая энергия
тела пропорциональна его массе.
(Из учебника физики для 8 класса)
2. творческая работа. работа в группах
(Учащиеся выбирают тему по желанию.)
Задание. Составьте текст научного стиля по опорным словам.
Кладовая подсказок
Химия Кораблестроение музыкальное искусство
Лабораторная работа, Корабль, корпус, Симфония, кантата,
Штатив, пробирка, металл, осадка, звучание, акустика, инструменты
Металл, осадок иллюминаторы
3. творческая работа в группах
Задания
1 группа — составьте инструкцию по завязыванию шнурков в рамках научного
стиля, учитывая точность, логичность, простоту.
2 группа — напишите аннотацию к учебнику русского языка для 10 класса.
3 группа — составьте текст рекламной статьи о дневнике школьника в рамках
научного стиля.
4 группа (работа в библиотеке) — познакомьтесь с образцом
Карточки из каталога школьной библиотеки. Попросите в школь
Ной библиотеке книги (до 10 штук) по стилистике и культуре речи.
Составьте их каталог на отдельных карточках, выписав их полные
Данные.
Проверка выполнения задания Какие трудности при выполнении данных видов
работы у вас возникли?
VI. Итог урока
Интерактивный прием «микрофон»
Продолжите фразу:
«На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я
считаю…».
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Задания по уровням.
Высокий уровень
Подберите научный текст, сделайте его стилистический анализ.
Достаточный уровень
Подберите научный текст, дайте толкование терминов.
Средний уровень
Подберите научный текст, докажите правильность выбора.
VIII. «На закуску»
ИНСТРУКЦИЯ «КАК НЕ СЛУШАТЬ ОРАТОРА»
Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову уклоните слегка вперед (это
освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхания). Громкий храп выводит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — избегайте
храпа, все дыхательные пути должны быть свободными. Трудно дать четкие
инструкции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из
стороны в сторону, устройте ей из двух рук и туловища прочную опору в форме
треножника — еще Архимед знал, что это очень устойчивое устройство. Тем
самым уменьшается риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться изпод стола
обычно приходится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и
голова не упадет на грудь, и челюсть не отвалится. Закрытые глаза следует
прятать в ладонях, при этом пальцы должны сжимать лоб в гармошку. Это
производит впечатление напряженной работы мысли и несколько озадачивает
оратора. Возможны выкрики во время кошмаров, но на этот риск приходится
идти. Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу.
Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите, пока вас разбудят
заключительные аплодисменты.
(Из сборника «Физики шутят»)
♦
♦
элементы.
Каким стилем написан текст?
За счет чего создается комический эффект в тексте? Укажите иностилевые
Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему " Стили речи" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.