Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
18.04.2017
Главная цель конспекта состоит в том, чтобы знакомить учащихся с окончанием и его основными признаками: при изменении слова образуют формы этого же слова, лексическое значение слова остаётся прежним, служит для связи слов в предложении, стоит в конце слова.Ученики учатся формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.
Что такое окончание - конспект урока.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 998»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?»
УМК «ШКОЛА РОССИИ» ВЫПОЛНИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УСАЧЕВА Т.В.
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?
Ц е л и :
знакомить учащихся с окончанием и его основными признаками: при
изменении слова образуют формы этого же слова, лексическое значение слова
остаётся прежним, служит для связи слов в предложении, стоит в конце слова.
Планируемые результаты
Предметные:
формулировать определение окончания, выделять окончание в слове,
доказывать значимость окончания в слове.
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
восстанавливать содержание деформированного текста;
применять алгоритм обобщения и оценивать своё умение это делать.
УУД
Регулятивные: развитие языковой эрудиции, формирование способностей к
поиску, анализу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,
уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении,
сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.
Познавательные: устанавливать причинноследственные связи; строить
рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни
каждого человека.
Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные
действия. Оборудование: В.П. Канакина, Т.В. Некрасова, В.Г. Горецкий “Русский язык
” учебник для 3 класса, карточки для парной работы, карточкатест;
Компьютер, проектор, электронное приложение.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная с взаимопроверкой, работа в
парах, самостоятельная.
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ход урока
_ Наш урок мы начинаем с пословицы. Прочитайте, вставив пропущенные
буквы.
Врем… не деньг…, потеряешь, не найдёшь.
Какие буквы вы вставили? Объясните смысл пословицы.
_Сегодня мы с вами постараемся тоже сберечь своё время, чтобы многое
успеть и о многом узнать.
II. ЧИСТОПИСАНИЕ
– Сегодня на минутке чистописания мы запишем гласные, которые
вставили в пословицу.
Яи Ия (доска меловая)
– Напишите строчку до конца, следите за соединением гласных.
III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Прочитайте предложения.
Наша дача находится за городом. Каждые каникулы мы ездим на дача. За
дача раскинулся пруд. Хорошо отдыхать на дача.
_ Что вы заметили? _ Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл, и слова в нём были
связаны между собой по смыслу? (изменить форму слова дача)
Давайте восстановим текст.
Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (одинаковое)
Дача, на дачу, за дачей, на даче.
Почему? (имеют одно лексическое значение)
Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?
Это часть слова называется окончанием.
_ Чем выражено окончание в словах? (звуками, буквами)
Сформулируйте тему урока. «ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?»
Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так:
IV. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
1. Откройте учебник на стр. 80 прочитаем правило.
А теперь попробуем составить сами словосочетания. Для этого нам
необходимо выполнить упр. 144. Прочитайте задание.
_ Выполняем работу самостоятельно с взаимопроверкой с соседом.
Обозначаем окончание.
_ Что вы сделали, чтобы словосочетания имели смысл, и слова в нём были
связаны между собой по смыслу? (изменить форму слова лиса)
V.
Физминутка
Мы летим, летим, летим
В страну знаний прилетим.
Много знать мы все хотим
И поэтому летим. Словарная работа
2.
Откроем стр. 82. Прочитаем упр. 149. Сравним окончания в словах.
_ В каких словах вы окончания не увидели? Обед
, ужин
_ Обратите внимание, что в некоторых словах окончание не выражено
звуками (буквами).
_ Такое окончание называют
нулевым.
Какая орфограмма выделена? (непроверяемая безударная гласная в
корне слова)
_ Давайте попробуем объяснить лексическое значение каждого слов
3. Перед нами две группы предложений. Прочитайте. На что вы обратили
внимание?
В нашем районе построили метро.
Перед поездкой на экскурсию мы встретились у метро. Пассажиры спустились в метро.
Мне купили красивое пальто.
На пальто пришили красивые пуговицы.
В пальто мне не страшны лютые морозы.
Какой вывод мы можем сделать? (есть слова, которые не имеют
окончания, они не изменяются)
_ Итак, какие бывают слова? (с окончанием, с нулевым окончанием и слова,
не имеющие окончания.
VI. РАБОТА В ПАРЕ (СЛАЙД )
_ Выпишите слова в три столбика: 1) слова с окончанием; 2) слова с
нулевым окончанием; 3)слова, не имеющие окончания.
Кино, медведь, вода, листочки, шоссе, праздник, такси, иней, огурцы.
Слова с окончанием
Слова с нулевым
окончанием
Слова, не имеющие
окончания
VII. ФИЗМИНУТКА
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, Мы кружимся потом.
VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ)
IX. ИТОГ УРОКА (СЛАЙД )
_ С какой частью слова мы сегодня познакомились?
_ Для чего нужны окончания? (для связи слов в предложении)
_ Как найти окончание в слове?(надо изменить форму слова или
поменять число).
_ Какие бывают окончания? (с окончанием, с нулевым окончанием и слова,
не имеющие окончания.
X.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_ Ребята, оцените свою работу.
Я ОТЛИЧНО СПРАВЛЯЛСЯ СО ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ
У МЕНЯ БЫЛИ НЕБОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ
МНЕ ТЯЖЕЛО ДАЛСЯ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
XI. ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Записать 5 слов с окончанием, 5 слов с нулевым окончанием, 3 слова, не
имеющие окончания. С одним из слов составить предложение. РАБОТА В ПАРЕ
_ Выпишите слова в три столбика: 1) слова с окончанием; 2) слова с
нулевым окончанием; 3)слова, не имеющие окончания.
Кино, медведь, вода, листочки, шоссе, праздник, такси, иней, огурцы.
Слова с окончанием
Слова с нулевым
окончанием
Слова, не имеющие
окончания РАБОТА В ПАРЕ
_ Выпишите слова в три столбика: 1) слова с окончанием; 2) слова с
нулевым окончанием; 3)слова, не имеющие окончания.
Кино, медведь, вода, листочки, шоссе, праздник, такси, иней, огурцы.
Слова с окончанием
Слова с нулевым
окончанием
Слова, не имеющие
окончания
Тест «Окончание слова»
Ф.И._____________________________________________________
1. Отметь часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Корень Окончание
2. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова?
Сосна, сосной, (к) сосне.
Моряк, морской, моряки.
Лес, (в) лесу, лесник.
3. Прочитай слова. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
Дождь, дождик, дожди, дождём.
Тигр, тигры, тигрёнок, тигром. Ковёр, (на) ковре, ковром, коврик.
4. Выбери и подчеркни слова с нулевым окончанием.
Лисы море язык облако букварь земля комната дом урожай
5. Найди и подчерки неизменяемое слово в каждом ряду слов.
Шахтёр, учитель, озеро, какао
Хлеб, трава, кофе, солнце.
Радио, книга, овёс, окно.
6. Выбери из списка нужную форму слова. Запиши, что получилось.
Осень (наступила, наступил, наступали).__________________________________________
(Высох, высохли, высохла) цветы. ___________________________________________
И (глядит, глядят) уныло ___________________________________________
(Голые, голыми) кусты. ___________________________________________
Оцени себя
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание?" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.