Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).

  • Разработки курсов
  • doc
  • 18.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является одним из уроков в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по ФГОС - работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Иконка файла материала Макаров.Русский..doc
Конспект урока по русскому языку в 5 классе  по теме:  «Имя существительное»                                                                                                                                 Подготовил                                                                      учитель русского языка и литературы                                                                  МБОУ «Старотимошкинская СОШ»                              Макаров С.М.Организация повторения по теме «Имя существительное»  Организация обобщения и систематизации знаний по теме.  Воспитание самостоятельности. Воспитание любви к русскому языку.. Развитие способности к анализу и обобщению. Развитие речи учащихся. Развитие творческих способностей Развитие познавательного интереса учащихся. Тема: «Имя существительное» Тип урока: Урок повторения предметных знаний. Цели урока:  обучения: 1. 2. а) определение морфологических признаков  б) синтаксическая роль в предложении в) знание орфограмм          воспитания: 1. 2.          развития: 1. 2. 3. 4. ­ деятельностная:  закрепить умения  опознавать существительные в речи   по  морфологическим признакам; ­ развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; ­ содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи; Универсальные учебные действия: Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему,  цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности.  Определять степень успешности работы. Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.  Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,  группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.   Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть  готовым корректировать свою точку зрения Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация,  карточки, цветные жетоны.Ход урока  1. Орг. момент.  Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся и подарим друг другу  хорошее настроение. Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем теплей…». Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?   2. Лингвистическая разминка. На доске (слайде) предложение. – В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.) [Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.) .(слайд 1) – Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно. – Обозначьте изученные орфограммы.  Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология­  огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.(слайд 2)  Какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе?  Правильный ответ поможет  определить тему урока. Прослушайте стихотворение,  в нем «спряталась» тема урока: Все, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же 3 склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. ­ Какова тема сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим перед собой? ­ С чего мы начнем работу? 3.Постановка проблемы и задач урока     — Правильно, это имя существительное.  — Запишите в тетради  тему урока (Имя существительное как часть речи ).  — С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Какие задачи мы поставим перед собой? (учащиеся отвечают). Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой  части ,повторите, что такое имя существительное , выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   А  чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит  маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти.  Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.  Отправляемся в путь!  4. Работа по теме урока  1 остановка «Опознаватнльная»­Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в  прочитанных вами  предложениях и назовите их. В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на  берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… А кто автор этих строк? А.С.Пушкин.   ( Число запишите в маршрут) А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения) 2.Остановка «Теоретическая». Расскажите соседу по парте об имени существительном. Прочитаем научное определение и составим  кластер , который поможет вам узнавать эту  часть речи,  необходимый для морфологического разбора. Имя  сущест  ­ое Самопроверка по слайду. Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов)  Задание: обратите внимание на карточку и , используя кластер, выпишите отдельно имена  существительные: красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый,  грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость; плавать,  плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно;  поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.  Объясните ваш выбор. 3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним  следующее задание. Найди лишнее слово.(слайд)  Олень, дочь, мужчина . (род)  Собака, книга, девочка. (одуш.)  Москва, город, Россия. ( собств.)  Песня, море,  листопад. (склонение)  Ключи, уроки, класс. (число) ­ Исключи из цепочки лишнее слово по какому­нибудь признаку так, чтобы в ней осталось  2 слова с общим признаком. Причину исключения назовитеРезультаты оцените и занесите в маршрутный лист. Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)  Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее».  Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со  словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово,  ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. Работа с учебником. Откройте учебник на стр.45,выполните упр94 .4.«Синтаксическая»   Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе  Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и  сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами Давайте на примере докажем, что существительное может быть любым членом  предложения.  (работа по группам)(слайд 10) Какими членами предложения могут быть существительные?  (Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.) 5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка) «5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа  Физминутка (презентация) 6. «Творческая». Употребление существительных в речи.  (Слайд 17,18,19)  Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. (В.Маяковский) Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков) Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние  или чувство  поэта.  Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение,  восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.  А нужна ли нам эта часть речи?    В чём особенность этого стихотворения? ­ Кто­то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).­ Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен  существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»  Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать"  существительные? Прочтите стихотворение без существительных. Итог. ­ Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д.  Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.) . 7. Сочинение – миниатюра.  А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине,   употребив   как   можно   больше   существительных,   описывающих   все,   что изображено.(слайд 20) Домашнее задание: обдумав домашнее задание, выберите задание сами. Домашнее задание трех уровней: 1 уровень: составить кроссворд по теме: «Имя существительное» 2 уровень: составить фруктовый салат для друга.   3   уровень:   выписать   из   текста   В.Г.Короленко   «В   дурном   обществе»   по   5   примеров существительных 1, 2 и 3 склонения Рефлексия. Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.   Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке?(показывают маршрутные листы). Продолжите предложения: ­ Сегодня на уроке я узнал … ­ Мне было интересно…. ­ Особенно понравилось…. ­ Вызывало затруднение…Кластер   Имя  существительноеМаршрутный лист   Ф.И. учащегося: №  остановка  1  «Опознавательная» (1балл за  правильный ответ)              Количество баллов  2  «Теоретическая » (1балл за  правильный ответ) +5баллов за  правильно составленный кластер 3  «Морфологическая» (1балл за  правильный ответ) 4  «Синтаксическая» (4  балла)максимум 5  «Проверочная» (1балл за  правильный ответ) 6  «Творческая» (5 баллов)максимум