Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл
18.09.2019
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является одним из уроков в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по ФГОС - работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Макаров.Русский..doc
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
по теме:
«Имя существительное»
Подготовил
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старотимошкинская СОШ»
Макаров С.М. Организация повторения по теме «Имя существительное»
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
Воспитание самостоятельности.
Воспитание любви к русскому языку..
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
Тема: «Имя существительное»
Тип урока: Урок повторения предметных знаний.
Цели урока:
обучения:
1.
2.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
1.
2.
развития:
1.
2.
3.
4.
деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по
морфологическим признакам;
развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему,
цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,
группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть
готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация,
карточки, цветные жетоны. Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся и подарим друг другу
хорошее настроение. Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем
теплей…». Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты
для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
2. Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
.(слайд 1)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология
огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.(слайд 2)
Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет
определить тему урока. Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока:
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто и что верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же 3 склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Какова тема сегодняшнего урока?
Какую цель мы поставим перед собой?
С чего мы начнем работу?
3.Постановка проблемы и задач урока
— Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи ).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Какие задачи мы поставим
перед собой? (учащиеся отвечают). Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой
части ,повторите, что такое имя существительное , выявите его морфологические признаки
и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит
маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти.
Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся в путь!
4. Работа по теме урока
1 остановка «Опознаватнльная» Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в
прочитанных вами предложениях и назовите их.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
А кто автор этих строк? А.С.Пушкин.
( Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая». Расскажите соседу по парте об имени существительном.
Прочитаем научное определение и составим кластер , который поможет вам узнавать эту
часть речи, необходимый для морфологического разбора.
Имя
сущест
ое
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов)
Задание: обратите внимание на карточку и , используя кластер, выпишите отдельно имена
существительные: красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый,
грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость; плавать,
плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно;
поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.
Объясните ваш выбор.
3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним
следующее задание.
Найди лишнее слово.(слайд)
Олень, дочь, мужчина . (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
Исключи из цепочки лишнее слово по какомунибудь признаку так, чтобы в ней осталось
2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее».
Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со
словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово,
ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Работа с учебником. Откройте учебник на стр.45,выполните упр94
.4.«Синтаксическая»
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе
Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и
сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере докажем, что существительное может быть любым членом
предложения. (работа по группам)(слайд 10)
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
Физминутка (презентация)
6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.
(Слайд 17,18,19)
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство
поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение,
восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.
А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого стихотворения?
Ктото, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных). Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен
существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать"
существительные? Прочтите стихотворение без существительных.
Итог.
Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д.
Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7. Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по
картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что
изображено.(слайд 20)
Домашнее задание: обдумав домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трех уровней:
1 уровень: составить кроссворд по теме: «Имя существительное»
2 уровень: составить фруктовый салат для друга.
3 уровень: выписать из текста В.Г.Короленко «В дурном обществе» по 5 примеров
существительных 1, 2 и 3 склонения
Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?(показывают маршрутные листы).
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно….
Особенно понравилось….
Вызывало затруднение… Кластер
Имя
существительное Маршрутный лист Ф.И. учащегося:
№ остановка
1 «Опознавательная» (1балл за
правильный ответ)
Количество баллов
2 «Теоретическая » (1балл за
правильный ответ) +5баллов за
правильно составленный кластер
3 «Морфологическая» (1балл за
правильный ответ)
4 «Синтаксическая» (4
балла)максимум
5 «Проверочная» (1балл за
правильный ответ)
6 «Творческая» (5 баллов)максимум
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"(5 класс,русский язык).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.