Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является одним из уроков в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по ФГОС - работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
по теме:
«Имя существительное»
Подготовил
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старотимошкинская СОШ»
Макаров С.М.Организация повторения по теме «Имя существительное»
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
Воспитание самостоятельности.
Воспитание любви к русскому языку..
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
Тема: «Имя существительное»
Тип урока: Урок повторения предметных знаний.
Цели урока:
обучения:
1.
2.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
1.
2.
развития:
1.
2.
3.
4.
деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по
морфологическим признакам;
развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему,
цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,
группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть
готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация,
карточки, цветные жетоны.Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся и подарим друг другу
хорошее настроение. Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем
теплей…». Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты
для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
2. Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
.(слайд 1)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология
огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.(слайд 2)
Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет
определить тему урока. Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока:
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто и что верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же 3 склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Какова тема сегодняшнего урока?
Какую цель мы поставим перед собой?
С чего мы начнем работу?
3.Постановка проблемы и задач урока
— Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи ).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Какие задачи мы поставим
перед собой? (учащиеся отвечают). Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой
части ,повторите, что такое имя существительное , выявите его морфологические признаки
и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит
маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти.
Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся в путь!
4. Работа по теме урока
1 остановка «Опознаватнльная»Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в
прочитанных вами предложениях и назовите их.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
А кто автор этих строк? А.С.Пушкин.
( Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая». Расскажите соседу по парте об имени существительном.
Прочитаем научное определение и составим кластер , который поможет вам узнавать эту
часть речи, необходимый для морфологического разбора.
Имя
сущест
ое
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов)
Задание: обратите внимание на карточку и , используя кластер, выпишите отдельно имена
существительные: красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый,
грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость; плавать,
плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно;
поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.
Объясните ваш выбор.
3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним
следующее задание.
Найди лишнее слово.(слайд)
Олень, дочь, мужчина . (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
Исключи из цепочки лишнее слово по какомунибудь признаку так, чтобы в ней осталось
2 слова с общим признаком. Причину исключения назовитеРезультаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее».
Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со
словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово,
ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Работа с учебником. Откройте учебник на стр.45,выполните упр94
.4.«Синтаксическая»
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе
Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и
сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере докажем, что существительное может быть любым членом
предложения. (работа по группам)(слайд 10)
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
Физминутка (презентация)
6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.
(Слайд 17,18,19)
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство
поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение,
восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.
А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого стихотворения?
Ктото, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных). Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен
существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать"
существительные? Прочтите стихотворение без существительных.
Итог.
Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д.
Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7. Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по
картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что
изображено.(слайд 20)
Домашнее задание: обдумав домашнее задание, выберите задание сами.
Домашнее задание трех уровней:
1 уровень: составить кроссворд по теме: «Имя существительное»
2 уровень: составить фруктовый салат для друга.
3 уровень: выписать из текста В.Г.Короленко «В дурном обществе» по 5 примеров
существительных 1, 2 и 3 склонения
Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?(показывают маршрутные листы).
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно….
Особенно понравилось….
Вызывало затруднение…Кластер
Имя
существительноеМаршрутный лист Ф.И. учащегося:
№ остановка
1 «Опознавательная» (1балл за
правильный ответ)
Количество баллов
2 «Теоретическая » (1балл за
правильный ответ) +5баллов за
правильно составленный кластер
3 «Морфологическая» (1балл за
правильный ответ)
4 «Синтаксическая» (4
балла)максимум
5 «Проверочная» (1балл за
правильный ответ)
6 «Творческая» (5 баллов)максимум