Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
23.05.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Тип урока: комбинированный. Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная. Цель: формировать общее представление об однокоренных словах, корне как главной значимой части слова; учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов; пополнять словарный запас учащихся.Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Тип урока: комбинированный. Цель: формировать общее представление об однокоренных словах, корне как главной значимой части слова; учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов; пополнять словарный запас учащихся.
УРОК РУССКОГО.docx
Учебный предмет: Русский язык. Класс: 3 Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Тип урока: комбинированный. Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная. Цель:  формировать   общее   представление   об  однокоренных   словах,   корне  как   главной значимой части слова;   учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов; пополнять словарный запас учащихся. Планируемые результаты: Личностные:   уметь   проводить   самооценку   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности. Метапредметные: уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно   составленному   плану;   планировать   своё   действие   в   соответствии   с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Предметные: различать однокоренные слова среди других слов, учить писать одинаково корень в однокоренных словах, развивать умение определять значение однокоренных слов.      Материально ­ техническое обеспечение: УМК «Школа России» Русский язык 3кл. В2ч.  Ч.1: учеб./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2­е изд.­   М. : Просвещение,  2013.  ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, доска. Ход урока. 1.Оргмомент. Психологический настрой. Прозвенел уже звонок,  Начинается урок. А теперь все повернитесь,  И друг другу улыбнитесь,  Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. 2. Актуализация знаний. 1. Чистописание. Слайд Отгадайте загадку: Весной – веселит, летом – холодит, Осенью – питает, зимой ­ согревает.  (Дерево) ­ Назовите в слове «дерево» непарный согласный звук.  [р] Письмо по образцу: Рр  рLр …. 2. Знакомство с новым словарным словом. Слайд  а) Учитель загадывает загадку: Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (Рябина)    ­ Прочитаем слово орфоэпически. ­ Назовите опасное место в слове рябина. 1 (Рябина – дерево или кустарник семейства розовых с гладкой серой корой, с перистыми  листьями и ярко­красными ягодами. Считается, что слово рябина произошло от слова  рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и  охотники часто видели эту птицу около рябины) ­ Какую безударную гласную напишем? ­ Прочитаем слово орфографически. б) Звукобуквенный анализ слова рябина. Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 6 букв, 6 зв.; сущ. (что?) неодуш., нариц, ед.ч., Ж.р..       3.Самоопределение  к деятельности.  Видеофрагмент Слайд  Корень дерева и корень слова. http://school­collection.edu.ru/catalog/res/2e2d81ff­5ce4­4104­a385­b2ac3e6f529e/view/ ­ Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Встретились однажды корень куста и корень слова. ­ Здравствуй, ­ говорит один, ­ я корень, а ты кто? ­ Я тоже корень, ­ отвечает другой.  ­ Я в земле живу, ­ сказал первый. – А ты где живёшь? ­ А я в словах, ­ ответил второй. ­ Ну, какой же корень может жить в словах!?­ усмехнулся первый. – Вот я корень так  корень! Посмотрите: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или  орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? ­ Не хвастайся, ­ отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри­ка, сколько  разных слов выросло только от одного корня –лет­. ­ Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня  вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть! А твоих слов не съешь. ­ А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод  даже и назвать – то нельзя! – не сдаётся второй. Услышали люди их спор и говорят: ­ Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых  хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить  можно. Как у всех веток куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже  общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. ­Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об однокоренных словах) ­Назовите тему нашего урока.  (Корень слова. Однокоренные слова). ­ Чему будем учиться на уроке?  (Формулируют цель урока) 4. Работа по теме урока. Слайд 1.Образавание однокоренных слов. ­ Вернемся к слову рябина. ­ Как вы думаете, какой корень в слове рябина?  ­ Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень? (Устно дети подбирают  однокоренные слова к слову рябина и сравнивают их по смыслу) рябина 2 рябинка рябинушка рябиновый рябинник       (­ заросль деревьев рябины; ­ большой серый дрозд) ­ Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень. ­ Прочитайте только корень ­рябин­. Вы поняли, что означает это слово? ­ Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие  слова, их называют однокоренными или родственными. 2. Работа по учебнику. Слайд ­ Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника. Стр. 74 и 75. 5. Физминутка.   «Доскажи словечко» Знает наша детвора: Прятки ­  лучшая ( игра). Всех ребят хотим собрать, В прятки будем мы ( играть). Наш щенок такой шалун, Забияка и ( игрун). Мой котенок шаловливый Очень ласковый, ( игривый). У малышки погремушка,  Очень шумная ( игрушка). ­ Какие слова вы называли хором? Докажите. 6. Закрепление изученного материала. 1.Работа в парах. ­Найдите и подчеркните слова, в которых одинаковый корень: мороз морозный заморозки морж морозильник ­ Как называются данные слова? (однокоренные) ­ Почему? (Потому что слова имеют общую часть – корень) ­ А достаточно однокоренным словам иметь общую часть? (Нет) ­ А что у них ещё должно быть? ( Общее значение) ­ Найдите среди этих слов  слово, лексическое значение которого я прочитаю: ­ Составьте предложение с этим словом. Лёгкий утренний мороз осенью или весной. (Заморозки) 2.  Работа с предложениями. Запись в тетрадях: В октябре были  первые заморозки. ­ В слове заморозки выделите  корень. Укажите части речи над словами. ­ Кто из вас пробовал ягоды рябины? 3 ­ Какие они на вкус? ­ А что происходит с ягодами после первых заморозков? ­ Кто любит лакомиться ягодами рябины? Загадка: Чернокрылый, красногрудый Не боится он простуды! Как начнутся холода, Прямо с севера – сюда.  (Снегирь)  ­ Подберите однокоренные слова к слову «снегирь»: снегирь снегирёк снегирёнок ­ Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень. Слайд ­Составьте предложение по схеме:. Стайка каких? снегирей прилетела на р..бину (Подбор прилагательных) ­ Запишите предложение в тетрадь, произведите полный синтаксический разбор. 6. Физминутка ­  Сейчас я  буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами. лес – лесник                   стена – степь                сад – садовый             гриб – грибной              река – озеро                дом – домашний                  дом – дым                      кот – котик                   обед – стол                   ­ Молодцы. 7. Создание проекта.  Работа в группах. Тема 1 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с  корнем –сад­ Тема 2 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с  корнем –лес­ Тема 3 проекта: нарисовать картину на тему «Зима», используя однокоренные слова с  корнем –снег ­ Тема 4 проекта: расселить друзей  слова «друг» в многоэтажный дом. (На данную работу отводится 10 минут. Работа выполняется на листе формата А4.  Можно использовать цветные карандаши, фломастеры) Защита проектов. Вывод:  8. Рефлексия. Итог урока. Игра «Верно ли что…». Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. Верно ли что … 1. Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2. Корень – общая часть родственных слов?  4 3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую  часть? Дополните фразу: Я постараюсь ….. Я понял, что … У меня получилось… Мне было интересно …. Мне было трудно ... 5

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017