Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русский язык
9 кл
19.02.2018
Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" в 9 классе позволяет систематизировать знания по разделам «Морфемика», «Словообразование», в первую очередь, знания о структуре слова, закрепить знания о способах образования слов.ТИП УРОКА: комбинированный. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, словесный, самоконтроль, диалогический, эвристический, творческий.конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Морфемика и словообразование"
мОРФЕМИКА.docx
Ря 9 у № ____МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Цели: систематизировать знания по разделам «Морфемика», «Словообразование», в  первую очередь, знания о структуре слова, закрепить знания о способах образования слов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные: закрепление УУД в морфемном и словообразовательном анализе слова с учетом его  лексического значения и особенностей образования; отработка орфографической  грамотности с учетом значения морфем при выборе их правильного написания (приставок  пре­, при­; приставок на з,с; суффиксов ­лив­, ­чив­.) Личностные: Формирование грамотной доказательной речи с правильным употреблением изученной  терминологии. Расширение словесного кругозора. Метапредметные: Коммуникативные: Совершенствовать высказывания своих мыслей, используя различные выразительные  средства речи; Регулятивные: Совершенствовать умения работать в «команде», планировать и распределять работу. Познавательные: Пополнить свой словарный запас через этимологический и словообразовательный словари. ТИП УРОКА: комбинированный ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Частично­поисковый Словесный Самоконтроль Диалогический Эврестический творческий Основные понятия темы показаны на экране интерактивной доски, их повторяем в течение  урока. Морфема ­ значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его  лексическом и грамматическом значении. Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова. Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. Производные основы ­ это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы. Непроизводные основы состоят из корня. Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых  непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово). Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно  образуются друг от друга. ХОД УРОКА: 1 Организационный момент 1 Дорогие мои ученики, вспомните историю создания алфавита и реформы русского языка. В 1918 году из алфавита исключили несколько букв. Про одну из них говорили, что это  буква­страшилище, буква­пугало. Какая это буква, почему ее так называли? ( ответы  подготовленных учеников) Правильно, это буква – ять. Ее так называли за то, что она  затрудняла правописание. Школьникам она приносила немало огорчений, потому что  буквы ЯТЬ и Е обозначали один и тот же звук. Например. В словах вечер и ветер.  Школьники должны были механически запоминать правила на ЯТЬ. Ошибки, связанные с  ЯТЬ относились к самым страшным. Как вы думаете, что означает выражение « знать на ять»? Правильно. Говорило об  отличном знании русского языка. Сегодняшняя тема поможет этому? Запишите в тетрадь. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ и МОТИВАЦИЯ I. Введение в тему. Работа с текстом. а) Запись текста под диктовку. Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно  любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка… Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица:  становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым. С. Антонов б) Выполнение заданий: ­ Объясните постановку знаков препинания в предложении. ­ Какое значение привносят суффиксы в слово парень? ­ Объясните написание выделенного слова. в) Выполнение морфемного анализа выделенного слова. Цель морфемного анализа ­ установить, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ помогает также точнее представить значение слова и его  грамматическое значение. План морфемного анализа дан каждому ученику в классе. Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления. II. Морфемный состав слова: систематизация знаний и отработка  практических навыков. 1.Повторение правописания прилагательных с суффиксом ­ лив­, ­чив­. а) Запишите слова: Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый,  талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый,  вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый. б) Определите значение прилагательных с суффиксами ­лив­, ­чив­ (обладание  каким­ либо качеством, склонность, предрасположенность к чему­либо). в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя: 1.боязливого, недоверчивого человека? 2. действие, связанное с риском, угрожающее  опасностью? 3. толкового, восприимчивого человека? 4. ясный, вразумительный,  2 доступный пониманию? 5. заискивающего, льстивого человека? 6.действие,  соответствующее чьему­либо желанию, удовлетворяющее чьим­либо потребностям,  вкусам? 7. хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. детали, части  машин, которые изготовлены в качестве резерва? Записываем в тетрадях прилагательные: опасливый – опасный; понятливый – понятный; угодливый – угодный; запасливый ­ запасный, запасной. Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения  слов, хотя корень остается прежний. г) Попутное повторение понятия о паронимах (однокоренных словах, близких по звучанию, но разных по значению или частично совпадающих в своём значении). ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА( упражнение для глаз) III. Морфемика и орфография. Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью  буквосочетания РАС – приставки или корня. Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра… плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный. Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов. Задания 1, 2, 3, 4 распечатаны на карточках и выданы каждому ученику. IV. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательный анализ слова ­ это выяснение того, как образовано данное  слово, т. е. от чего и с помощью чего. Способы образования слов (материал дан на экране  интерактивной доски). Задание: выполните словообразовательный анализ слов: изгибисто, насмешливый. План словообразовательного анализа дан каждому ученику. Двое учеников выполняют разбор на доске. Задание проверяем, вносим исправления. САМОКОНТРОЛЬ и КОРРЕКЦИЯ Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный,  примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих  словах. Внимание! Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно­ суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность  присоединения приставки и суффикса. V. Повторение понятий о производных и непроизводных основах. 3 Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их  в тетрадь в два столбика. Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий,  здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть. VI. Повторение понятия словообразовательная пара. Задание 4. а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки. Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный –  заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность. б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и  словообразовательное средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы можете исправить? Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачным» их лексическое значение. РЕФЛЕКСИЯ Анализ собственной учебной деятельности и самооценка VII. Урок завершается работой по карточке (дана каждому ученику). 1.Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже  формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное  звено. 1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и дополнительным компонентом значения. 2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные. 3. … 4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное –  образованное слово. 5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования. 6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить  значение производного слова. 7. Производное слово образуется от исходного. Проверяем правильность выполнения этого задания. Домашнее задание (дано на карточке вместе с заданием 1 из п. VII). 2. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его. К каждому пункту подберите примеры. 3. Распределите слова по трём группам по способу словообразования. Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать,  написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по­старому,  соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение. 4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение)  бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать. 4 Теоретический и практический материал по теме «Морфемика. Словообразование». Морфема ­ значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его  лексическом и грамматическом значении. Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова. Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. Производные основы ­ это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы. Непроизводные основы состоят из корня. Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых  непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово). Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно  образуются друг от друга. Способы образования слов приставочный ­ опасный – преопасный кто – кое­кто бежать ­ выбежать суффиксальный – день ­ денёк луч – лучистый белый ­ белеть приставочно – курс ­ сокурсник суффиксальный читать ­ вчитаться немецкий – по­немецки бессуффиксный – заплывать – заплыв тихий – тишь сложение ­ слов ­ вечнозелёный, кресло­кровать корней ­ сенокос, листопад частей слов ­ универмаг, зарплата букв ­ МГУ, НТВ звуков ­ МХАТ, ТЮЗ, вуз переход слов рядовой (боец) – рядовой из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности) в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче) Порядок морфемного разбора слова. 1. Определить, какой частью речи является слово. 2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс  (если есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова. 4. Выделите приставки (если есть). 5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть). 6. Выделите корень. Пример. 5 Холодноватый 1. Слово является прилагательным. 2. Окончание ­ый 3. Основа холодноват. 4. Приставок нет. 5. Словобразующие суффиксы: ­оват­ со значением «немного, слегка» (холодноватый – «немного, слегка холодный»); ­н­ (холодный – «имеющий отношение к  холоду, связанный с холодом»). 6. Корень – холод. Порядок словообразовательного разбора. 1. Дать толкование лексического значения слова. 2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу. 3. Указать словообразующую морфему. 4. Построить словообразовательную цепочку. 5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем. Пример. Бездонный 1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий». 2.Образовано от слова дно. Производящая основа ­ дон­ (­//о). 3.Образовано с помощью приставки без­ и суффикса –н­. 4. Дно – бездонный. 5. Слово образовано приставочно­ суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный). Карточка по теме «Морфемика. Словообразование» Задание 1. Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью  буквосочетания РАС – приставки или корня. Ра(с,сс)овый, ра(с,сс)тилаться, р…стение, ра(с,сс)читать, ра…тв…рить, ра…таять, ра… плата, ра…права, ра…трата, ра…править, ра…порядиться, ра…точительный. Задание 2. Определите способ образования слов: прибрежный, приусадебный,  примчаться, приплясывать, приписывание. Объясните написание приставок в этих  словах. Внимание! Наличие у слов приставки и суффикса ещё не характеризует приставочно­ суффиксальный способ образования; необходимо доказать одновременность  присоединения приставки и суффикса. Задание 3. Разделите данные слова на производные и непроизводные и запишите их  в тетрадь в два столбика. Стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий,  здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть. Задание 4. 6 а) Даны словообразовательные пары. Некоторые из них включены в этот список ошибочно. Найдите ошибки и устно объясните суть ошибки. Гора – гореть; табун – табунщик; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; важный –  заважничать; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность. б) «Правильные» пары запишите, выделите исходную основу и  словообразовательное средство. Вернитесь к «ошибочным» парам. Может быть, некоторые из них вы можете исправить? Задание: восстановите нужную последовательность приведённых ниже  формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное  звено. 1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и дополнительным компонентом значения. 2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные. 3. .… 4. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное –  образованное слово. 5. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования. 6. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить  значение производного слова. 7. Производное слово образуется от исходного. Домашнее задание: 1. Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его. К каждому пункту подберите примеры. 2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования. Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать,  написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по­старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение. 3. Выполните словообразовательный анализ слов перерыв, (это выражение)  бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать. 7

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" ( 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018