Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
11.02.2017
Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)
ПАРОНИМЫ – один из источников речевых ошибок. Что такое паронимы? Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы? В ЕГЭ есть целое задание, проверяющее умение правильно употреблять слова паронимической пары. Среди них бывают сложные варианты. Целью урока является формирование навыка, необходимого для выполнения данных заданий.
Предмет.docx
Предмет: Русский язык Класс: 10                                             Паронимы. Подготовка к ЕГЭ. Цель урока: углубить знания учащихся о паронимах; подготовить к выполнению тестовых заданий  ЕГЭ, связанных с темой урока. Задачи урока: ­образовательные: формирование умений в определении паронимов, умений различать пары  паронимов, умений опознавать паронимы в предложении; ­развивающие: обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи;  определение роли паронимов в художественном тексте; ­воспитательные: воспитание коммуникативных навыков учащихся, чувства прекрасного. Оборудование урока.  Словари толковые, паронимов. Компьютер, проектор. Ход урока I. Организационный момент. II. Орфоэпическая разминка (на экране): знамение, береста, еретик, жалюзи, кремень, свекла,  договор, красивее, кухонный, балованный, мизерный, баловать, откупорить, (он) звонит. III. Проверка домашнего задания. ­ Какой раздел науки о языке изучает слова и их лексические значения? (лексика). Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь (лексикон), тем точнее он может выразить свои мысли. ­ Дома вы работали со словарями синонимов и антонимов, подбирали синонимы и антонимы к  данным на доске словам: УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ,  НЕВЕЖА (два человека выходят к доске: один записывает напротив каждого слова  соответствующий ему синоним, другой – антоним). Проверка. IV. Выход на понятие “паронимы”. Ученик выходит к доске и работает с предложениями. Выделенные слова он должен разобрать по  составу: На нас чуть (не) обрушилась КАМЕННАЯ глыба. Мы шли по КАМЕНИСТОЙ тропке. Учащимся предлагается найти в словарях значение слов КАМЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ. Слова КАМЕННЫЙ и КАМЕНИСТЫЙ являются ПАРОНИМАМИ. Они имеют один корень, схожи в написании, но различаются по своему лексическому значению. Записываем тему урока и значение  термина – ПАРОНИМЫ. V. Изучение темы. Итак, паронимы ­ слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в  своем значении (слайд) Паронимами являются слова одного и того же корня, родственные слова: человечный ­  человеческий, ароматный ­ ароматический, геройский ­ героический. Для некоторых нет никакой разницы, например, между словами  надеть – одеть, лирический –  лиричный, исполнительский – исполнительный, командированный – командировочный, а между  тем лексические значения этих слов разные, они употребляются в разных ситуациях и, что самое  важное, по­разному сочетаются с другими словами: исполнительный комитет, но  исполнительское мастерство. Ошибки в употреблении слов­паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают  определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень),  грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в  лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при  употреблении их в речи. Различать паронимы между собой можно , подбирая к каждому парониму близкое ему по смыслу  слово. Эти подстановочные слова никогда не совпадут. Например, вместо экономный хозяин  можно сказать рачительный хозяин, вместо экономичный способ литья – выгодный способ литья.  Тем самым разница между паронимическими словами экономичный и экономный очевидна (слайд). Близость паронимов по звучанию – источник ошибок в их употреблении. Так, говорят «одел  пальто» вместо «надел пальто». Эти глаголы различаются по смыслу: надевают что­то, а одевают  кого­то (надел шапку ­ одел ребёнка). По этому признаку ­ разнице в сочетаемости – и можно  разграничивать значения паронимов. Например, «Прошу предоставить мне отпуск» (т.е. дать  возможность пользоваться отпуском), «Представьте сначала отчёт о работе» (т.е. он велит,  приказывает предъявит ему отчёт о работе) (слайд). VI. Тренировочные упражнения.   1.Выполни задание устно (на экране):  Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни. Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни. Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.  Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой. ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено. Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья. 2. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним. 1) Платок (цветистый; цветочный). 2) Смысл (двоякий; двойной). 3) Покров (кожный; кожаный).  4) Признательность (государства; людей). 3. В каком предложении вместо слова ЛЕДОВЫЙ нужно употребить ЛЕДЯНОЙ?  1. Невозможно описать яркость и красочность полярного ЛЕДОВОГО моря. 2. Ладожское озеро  было ЛЕДОВОЙ трассой, которая несла жизнь ленинградцам. 3. Он произнёс эти слова ЛЕДОВЫМ голосом. 4. Изменение ЛЕДОВЫХ условий в арктических морях представляет большой научный  интерес.  4. «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу  электриков в РЭС, но получили описку.(отписку). 3)Шуба была сшита из искусного  меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной). 5. Теперь обратимся к заданию, которое вы встретите в КИМах ЕГЭ. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку,  подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ. 2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь. 3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утроа и сразу же приступил  к работе. 4. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены. VII. Подведение итогов урока. В форме фронтальной беседы: 1. Какие слова называются паронимами? 2. Как образуются паронимы? 3. Какова роль паронимов в речи? VIII. Домашнее задание. Паронимы могут выступать в художественном тексте как средство выразительности. А могут в  нашей речи стать причиной недоразумений и ошибок. Понаблюдайте за своей устной речью и речью  ваших одноклассников. Встречаются ли в ней ошибки на употребление паронимов. Пользуясь  словарём паронимов, составьте для своих одноклассников тест на смыслоразличение паронимов. ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. http://www.gramota.ru/, http://rus.1september.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki/,  http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf. 2. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные  материалы, контрольно­тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, Взгляд,  2005, ­ 283 с. 3. Нарушевич А.Г. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. ­  М.:Просвещение, 2015 4. Каримова Н. З. Упражнения с паронимами. — “Русский язык в школе”, № 5, 1979 5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. —  М.,1982 Дата проведения: 14.12.2016г.

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)

Конспект урока по русскому языку на тему "Паронимы"(10 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017