Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
02.04.2017
Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)
Данный урок по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных" апробирован по программе "Школа России" в 4 классе. Разработан по всем требованиям ФГОС НОО. Можно использовать как основу урока по русскому языку и по другим программам начальной школы, 4 класс.
урок рус яз 16.11..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Сортавальского муниципального района Республики Карелия  Средняя общеобразовательная школа №6 План­конспект урока по русскому языку в 4 классе «Три склонения имён существительных»                                                     Составил: учитель начальных классов                                                    Пышкина Н.Н. 2016 год Тема урока: «Три склонения имен существительных». Цель: познакомить учащихся с грамматической  категорией  имени  существительного – склонение. Обучающие цели:  ­   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в  единственном числе; ­установить отличительные признаки имён существительных 1­го, 2­го и 3­го  склонения; ­научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от  их рода и окончания в начальной форме; Развивающие:      ­  формирование учебно­познавательной деятельности;  ­ формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной  деятельности; ­ развитие речи, умения слушать. ­развитие внимания и орфографической зоркости; ­ развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать  правил; ­  развитие интереса к предмету Воспитывающие:   ­ воспитание навыка самостоятельной работы; ­ воспитание навыка работы в группах, в парах; ­ воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости,  целеустремленности. Задачи: 1 Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён  существительных и наличие у существительных трёх склонений. 2 Формировать умение определять склонение имён существительных в  начальной форме. 3 Формировать универсальные учебные действия: Личностные УУД:  формирование учебно­познавательного интереса к новому учебному  материалу осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;  готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная  самооценка; Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и  последовательность действий; контроль своей деятельности способом  сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и  результат деятельности. Познавательные УУД: умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её  решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и  построение модели; выбор основания и критерия для сравнения;  классификация объектов; установление причинно­следственных связей.  Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;   сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно  оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение. Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён  существительных. Тип урока ­ урок изучения нового материала с элементами уровневой  дифференциации. Основные методы ­ объяснительно­иллюстрированный, наглядный,  самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности­ индивидуальная,  работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог,  фронтальная. Средства обучения ­  учебник, тетрадь, презентация. Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточка со словом  СКЛОНЕНИЕ, карточки с заданиями,  мультимедийный проектор, экран,  компьютер, учебник, тетрадь, карточки­знаки: сигналы 2 цветов (зеленый,  красный). Источники информации: ­программа учебного предмета; ­литература для учителя; ­учебники; ­интернет­сайты Структура и содержание урока. I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).  Учитель:                        Друг на друга посмотрели,                        Повернулись, подтянулись                        И друг другу улыбнулись. ­Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с  хорошим настроением начать урок русского языка.                     Мы умные, мы дружные,                     Мы ­ внимательные, мы ­ старательные!                      Мы отлично учимся,                      Все у нас получится! II Актуализация знаний. Учитель: ­Открываем тетрадь и записываем Число (16 ноября) Классная работа. 1. Работа с перфокартами. ­определите падеж выделенных имен существительных, отметьте ответ  в таблице. 1)Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2)Длинной шеей я кручу, груз тяжелый подхвачу. 3)Над избушкой висит хлеба краюшка. 4)Вьется веревка, на конце  ­ головка. 5)Бегут по дорожке доски, да ножки. 6)Черный конь скачет в огонь. 7)На пяти проводах отдыхает стая птах. 8)В тесной избушке ткут холсты старушки. 9)В воде купался, а сух остался. 1 + И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. 3 + 2 + 4 + 8 + 7 + 5 + 6 + 9 +      2.Взаимопроверка в парах. (Друг другу дети ставят кружок зеленого  цвета, если все правильно, красного цвета, если есть ошибки) (Слайд 1) Кто работу выполнил правильно  ­  поднимите зеленый сигнал светофорика, а  красный  –  тот, кто выполнил с ошибками. III   .Самоопределение к деятельности. 1.Прочитайте предложение:   (Слайд 2) Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .  ­ Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери) ­ Как в предложении они соединены?(Союзом И) ­ Каким членом предложения они являются? (Второстепенным,  дополнением) ­ Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное) ­ Определите их род и падеж. (Женский род, предложный падеж) ­ Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? (Ответы  детей) (Учитель дописывает окончания – на слайде 2) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .  ­ Что вы заметили? (Окончания разные) ­ Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?  (Наверное, у имен существительных  есть еще какой – то признак, по  которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.) На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить. (Ставлю ? знак) 2.Подведение к теме урока. ­ А сейчас пододвиньте к себе тетради. Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.          Главный член предложения, который подчеркивается 2­мя чертами?  (сказуемое) Главная неизменяемая часть слова? (корень) Непроизносимая согласная в слове солнце? (л) Изменяемая часть слова? (окончание) Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные) Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….?  (единственного числа) В какой форме стоят существительные единственного числа,  отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме) Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и) Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е) Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. (карточку – на доску) Подберите к нему однокоренные слова (склониться, поклон, склоненный) ­ Что называется склонением? (изменение существительных по падежам) IV. Сообщение темы урока.  Постановка цели. ­ Прочитайте название темы на с.89 учебника. ­ Что вас удивило в формулировке темы нашего урока? Какие новые слова вы  здесь увидели? (Три склонения)  ­ Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (О трех склонениях имен  существительных)  (Слайд 3)                               Что за три склонения?                               На лицах удивление?! ­ Сформулируйте задачи урока. (ПОЗНАКОМИТЬСЯ с тремя группами склонений имен существительных, НАУЧИТЬСЯ определять склонение имен существительных) V. Работа по теме урока. 1.Работа по учебнику. Работа в группах. Упр. 153, (с.89)  ­ на  (Слайде 4) ­ Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся?  (Это имена существительные). ­ Определите род у имен существительных. (1 гр слов –ж.р. и м.р.,2гр. Слов – м.р. и ср. р., 3 гр. Слов – ж.р. с Ь знаком на конце) ­ Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.  ­ Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод,  одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные  при склонении. 1 группа – изменяет по падежам слова папа, лиса; 2 группа – изменить по падежам слово стол, окно; 3 группа – изменить по падежам слово рожь, степь. – Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос) – Чем отличаются? (окончанием) – Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род) – И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные. 1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием ­а, ­я. 2 столбик – м. р. с  3 столбик – ж. р. ь с  ; с. р. с окончанием ­о, ­е. Ребята должны сделать вывод:  (Слайд 5)  что  окончания имен  существительных, входящих в одну группу, во всех  падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных  двух других групп. ­Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» ­ Сколько групп склонений в русском языке? (Три) ­ Что для них характерно? (они  имеют одинаковые окончания при  изменении по падежам)  Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно  разделить на 3 большие группы – 3 склонения. (На слайде 6 постепенно появляются окончания имен существительных и,  что они разделились на три группы – 1,2,3 склонение имен  существительных) К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями ­а, ­я. Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с  К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь  и с. р. с окончанием ­о, ­е. . 2.Закрепление знаний. 1.Работа со словарными словами. ­ С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова: Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень,  тетрадь, болото, счастье,  деревня, аптека, яблоня. Проверка  Учитель: ­Проверяем внимательно с экрана. Я открываю (Слайд №7)  ­Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть. ­ Поднимите, пожалуйста, зеленый сигнал светофорика те, у кого нет  ошибок. А красный ­ те, у кого есть ошибки. 2.Комментированное письмо: В записанных словах выделите окончания, укажите род. (Слайд 7 –по  щелчку) 3.Распределение существительных по склонениям. ­Еще раз, на что необходимо обратить внимание? (на окончание и род). ­По цепочке определяем склонение у наших слов.  (Слайд № 8) по щелчку 4 Закрепление нового    заданиями)  материала (с дифференцированными  Уровень 1. Запишите только имена существительные 3 склонения: Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь,  день, лень, пень, боль, сушь. Уровень 2. Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное  слово другого склонения. Определите склонение всех имен существительных: мама –                                                                   папа – дед –                                                                      вещица – конь –                                                                    неправда –                                     Определите падеж и склонение существительных в единственном числе: Уровень 3. Кузница дятла. Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко  стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз.Так и  складывается под березой груда еловых шишек. 5.Работа с новыми словарными словами. ­ Разгадайте ребус (Слайд №9) ответ – БЕСЕДА­ это словарное слово и  второе словарное слово с сегодняшнего урока – это слово БЕСЕДОВАТЬ.   ­ Какие это слова? (Однокоренные) В толковом словаре об этих словах сказано так: (Слайд №10)  Работа в парах 4.Упр.154, (с.89).  (      )  ­ Спишите слова, дописывая и выделяя окончания. Укажите род. ­ Подумайте в чем сходство и различие данных слов. (  Выполнение задания в парах    )   одного можно вызвать работать у доски ­ Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком  числе употреблены? (Это имена существительные мужского и женского  рода с окончаниями –а, ­я в единственном числе) ­ Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? (Это имена существительные 1­ го склонения) VI. Обобщение и систематизация знаний. Упр.155, (с.90) (Самостоятельная работа)  ­ Какого склонения данные имена существительные? Докажите.  ­ Как об этом сказано в учебнике, прочитайте на с.90. VII.Подведение итогов урока. ­ Что такое склонение? ­ Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ) ­ Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.  (Именительный падеж, единственное число, род, окончание) ­ Так почему же в предложении, с которым мы работали в начале урока в  именах существительных СЕСТРЕ  и  ДОЧЕРИ  разные окончания? VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд11) ­ Оцените результаты своего труда на уроке. Домашнее задание. (Слайд 12) 1.Правило. 2.Упр.156, с.90 3.Сочинить сказку о склонении. (для дополнительной оценки желающим)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: "Три склонения имен существительных"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017