Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи проекта: ?рассмотреть спектр употребления числительных в речи, познакомиться со словами, которые раньше служили для обозначения меры длины; ?найти интересные факты о числительном; ?совершенствовать навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы с информацией, работы со словарями, поиска информации в сети Интернет; ?формировать навыки работы в группе, умение планировать и организовывать свою деятельность, выступать перед аудиторией, формулировать свое мнение и анализировать выступление других, создавать презентации.Презентация
Иконка файла материала ЭТИ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.docx
ЭТИ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными.  Числительные окружают нас со всех сторон, они используется во всех сферах  жизни. «Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен  эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8  место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми  частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть.  В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они  все­таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре  числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из  разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из  прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с  существительными по роду, числу и падежу. Следы этого согласования  сохранились до наших дней в числительных "один" и "два" – "один  учебник" – "одна книга" – "одно окно" – "одни ножницы"; "два  учебника" – "две книги". "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были  существительными, за ними следовали существительные в родительном  падеже. Следы этого тоже сохранились в современном языке: "пять  человек", "шесть человек", "семь человек" и т.д. В середине ХVIII века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал  числительные самостоятельной частью речи. Числительные   –   очень   интересная   категория   слов.   Какие   же     факты связаны   с   этой   частью   речи? Данный   вопрос   заставляет   нас   обратиться   к истории языка. знаем,   что, Например,   все   мы     начиная   с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные   имеют   необычное   сочетание ­ дцать, которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т. е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние   трех   слов   в   одно   слово   и   дало   нам   одиннадцать,   двенадцать, тринадцать; числительные один,   два,   три и   другие   хорошо   «сохранились»   в них,   а десять, находившееся   в   заударном   положении,   подверглось   фонети­ ческому изменению. Так и возникло необычное сочетание ­­­­дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс. Сорок. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно  означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В  один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих  шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ –сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец,  числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М.  Шанского).  • Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый  путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать  своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион,  которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне,  соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ­ (например,  домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует  несуществующему в русском языке слову тысячища.   Тридевять. В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а  девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. двадцать семь. В  сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень  далекой страны.  • Тьма. Когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово  тьма: Народу собралось тьма.  В древнерусском языке слово тьма было числительным и обозначало «десять  тысяч». Число это считалось столь огромным, что тем же словом  обозначалось всякое не поддающееся учету множество.  «В старину в России и в других странах применялись различные меры длины.  Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например:  сажень, локоть, пядь».  Фразеологизм ­ это устойчивое сочетание слов, выступающее в качестве  единой лексической единицы, заменить которую можно одним словом.  Входящие в состав фразеологизмов слова, как правило, частично или  полностью утрачивают свое собственное лексическое значение. Поэтому  лексическое значение всего фразеологического оборота является сочетанием  значений входящих в него слов. Во фразеологизмах, также как и в пословицах  и поговорках, часто употребляются числительные один, два, три, семь.  Например:  Одного поля ягода (совершенно похожи)В один голос (вместе)  Одному богу известно (никому)  Один к одному (одинаково)  Одним росчерком пера (не вникая в существо дела) Одним миром мазаны (с одинаковыми недостатками)  С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.  В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.  Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией  В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110  фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные.  Самое употребительное числительное ­ один (количественное) – 32% , первый (порядковое) – 10%.  Немало случаев употребления числительного два – 17% .  Числительные семь и три – 7%.В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными.  Смотрим на номера домов, кабинетов, записываем в тетрадях дату.  Числительные окружают нас со всех сторон, они используется во всех сферах  жизни. Обратимся к некоторым из них, например, к кинематографу.  Вспомним, в названиях каких фильмов встречаются числительные…А сколько русских и зарубежных авторов включают в  названия своих книг  числительные!