Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
математика +1
6 кл
16.02.2017
Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)
Задачи проекта: ?рассмотреть спектр употребления числительных в речи, познакомиться со словами, которые раньше служили для обозначения меры длины; ?найти интересные факты о числительном; ?совершенствовать навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы с информацией, работы со словарями, поиска информации в сети Интернет; ?формировать навыки работы в группе, умение планировать и организовывать свою деятельность, выступать перед аудиторией, формулировать свое мнение и анализировать выступление других, создавать презентации.Презентация
ЭТИ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.docx
ЭТИ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными.  Числительные окружают нас со всех сторон, они используется во всех сферах  жизни. «Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен  эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8  место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми  частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть.  В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они  все­таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре  числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из  разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из  прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с  существительными по роду, числу и падежу. Следы этого согласования  сохранились до наших дней в числительных "один" и "два" – "один  учебник" – "одна книга" – "одно окно" – "одни ножницы"; "два  учебника" – "две книги". "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были  существительными, за ними следовали существительные в родительном  падеже. Следы этого тоже сохранились в современном языке: "пять  человек", "шесть человек", "семь человек" и т.д. В середине ХVIII века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал  числительные самостоятельной частью речи. Числительные   –   очень   интересная   категория   слов.   Какие   же     факты связаны   с   этой   частью   речи? Данный   вопрос   заставляет   нас   обратиться   к истории языка. знаем,   что, Например,   все   мы     начиная   с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные   имеют   необычное   сочетание ­ дцать, которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т. е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние   трех   слов   в   одно   слово   и   дало   нам   одиннадцать,   двенадцать, тринадцать; числительные один,   два,   три и   другие   хорошо   «сохранились»   в них,   а десять, находившееся   в   заударном   положении,   подверглось   фонети­ ческому изменению. Так и возникло необычное сочетание ­­­­дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс. Сорок. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно  означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В  один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих  шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец,  числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М.  Шанского).  • Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый  путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать  своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион,  которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне,  соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ­ (например,  домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует  несуществующему в русском языке слову тысячища.   Тридевять. В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а  девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. двадцать семь. В  сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень  далекой страны.  • Тьма. Когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово  тьма: Народу собралось тьма.  В древнерусском языке слово тьма было числительным и обозначало «десять  тысяч». Число это считалось столь огромным, что тем же словом  обозначалось всякое не поддающееся учету множество.  «В старину в России и в других странах применялись различные меры длины.  Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например:  сажень, локоть, пядь».  Фразеологизм ­ это устойчивое сочетание слов, выступающее в качестве  единой лексической единицы, заменить которую можно одним словом.  Входящие в состав фразеологизмов слова, как правило, частично или  полностью утрачивают свое собственное лексическое значение. Поэтому  лексическое значение всего фразеологического оборота является сочетанием  значений входящих в него слов. Во фразеологизмах, также как и в пословицах  и поговорках, часто употребляются числительные один, два, три, семь.  Например:  Одного поля ягода (совершенно похожи) В один голос (вместе)  Одному богу известно (никому)  Один к одному (одинаково)  Одним росчерком пера (не вникая в существо дела) Одним миром мазаны (с одинаковыми недостатками)  С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.  В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.  Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией  В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110  фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные.  Самое употребительное числительное ­ один (количественное) – 32% , первый (порядковое) – 10%.  Немало случаев употребления числительного два – 17% .  Числительные семь и три – 7%. В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числительными.  Смотрим на номера домов, кабинетов, записываем в тетрадях дату.  Числительные окружают нас со всех сторон, они используется во всех сферах  жизни. Обратимся к некоторым из них, например, к кинематографу.  Вспомним, в названиях каких фильмов встречаются числительные… А сколько русских и зарубежных авторов включают в  названия своих книг  числительные!

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему,,Имя числительное,,(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017