Тема: Слово и слог.
Цель: Закрепить представление о слоге как части слова;
развивать умение выделять слоги и правильно делить слова на слоги.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.3. Актуализация знаний.
ЗМ СНГ
Какие слова здесь зашифрованы?
Какой звук образует слог: гласный или согласный?
Что общего у слов зима, снег?
ЗИМА
СНЕГ
Чем отличаются?
Почему в слове зима 2 слога, а в слове снег 1 слог?
Отчего зависит количество слогов в слове?
Что такое слог? (часть слова)
(слушаем на компьютере)
Урок русского языка, 2й класс.
Тема: "Приставка"
Цель
1. Познакомить с новой частью слова – приставкой, её ролью в слове. Научить выделять приставку из состава слова.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству,сотворчеству.
Задачи
1. Развитие у учащихся внимания и наблюдательности через формулирование вывода по самостоятельной работе в
группах и фронтально.
2. Воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков в процессе работы в группах.
Оборудование: Мультимедийный проектор , презентация, набор емкостей для переливания воды,одинаковые карточки
ЛИТЬ для работы на магнитной доске, карточки для групповой работы, CDпроигрыватель, диск с детскими песнями.Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Время Используемая
технология
I этап
Мобилизующий
Я рада приветствовать
всех в этом классе,
Возможно, есть классы
и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе
всем будет светло,
Пусть будет уютно
и очень легко.
СЛАЙД №2 А теперь давайте проверим порядок на парте. Порядок на
парте – порядок в голове. Все ли готово к уроку?
Поприветствуем наших гостей.
Вспомним технику безопасности и правила работы на
нетбуках.II этап
Минутка чистописания
III этап
Словарная работа
Начинаем работать. Запишите число, классная работа.
Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания
букв? (приставки)
по в на с за пере от про у
Запишите эти сочетания по 2 раза.
Следим за посадкой. Спины прямые, головы выше, локти
лежат на партах.
Попробуйте отгадать, какие это животные, и что они
любят.
Какие орфограммы в этих словарных словах. Постарайтесь
запомнить эти слова, их количество, правописание.
Запишем мы их позже.
СЛАЙДЫ №3, №4IV этап
Самоопределение
учащихся на основе
антиципации
Ребята, как вы думаете, для чего на этом столе емкости,
вода? (выслушиваются предположения детей)
Что можно делать с водой?(лить, наливать, переливать и
т.д.)(предугадывания)
V этап
Открытие учащимися
новых знаний.
(осмысление)
Я приглашаю к этому столу по одному представителю из
каждой группы. Выполните действие с водой и назовите его.
(проводится практическая работа)
На магнитной доске сверху вниз прикреплены карточки со
словом ЛИТЬ. Во время проведения опытов с
переливанием, ребята, которые работают за партами,
выходят и приписывают к карточкам подходящие действию
приставки.
Чем похожи и чем отличаются слова, которыми ребята
обозначали свои действия? (наводящими вопросами
подвести детей к понятию однокоренных слов)
Чем различаются эти слова? Какая часть слова оставалась
неизменной , а какая менялась?( Не изменялся корень,а
изменялась приставка)
А почему корень не менялся? (корень это неизменяемая
часть слова, в нем заключено основное значение)
Что помогло образовать новые слова? (приставка)
Где в слове стоит приставка? Для чего она служит? (стоит
в начале слова, служит для образования новых слов)Что мы делали на доске с приставками? Мы их…(ответы
детей приставляли)
Сформулируйте правило,что же такое приставка?
Приставкаэто.., приставка стоит…, приставка служит….
( Несколько учащихся вслух проговаривают правило.
СЛАЙД №5СЛАЙД №6VI этап
Физкультминутка для
глаз.
СЛАЙД №7VII этап
Работа по теме урока
Сколько значений у слова приставка?
Как называются слова, имеющие несколько значений?
(многозначные слова, омонимы)
СЛАЙД №8.Прочитайте слова. Напишите.
Наезд заезд приезд выезд переезд
Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)
Выделите в них корень
Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)Выделите приставки.
СЛАЙД № 9
Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?
В русском языке их более 40.(на слайде список некоторых
из них)VII этап
Первичное закрепление
Работаем в группах. Сейчас каждая группа получит
карточку с определенным словом действием. Задача
группы подобрать и записать как можно больше слов с
приставками за определенное время. (в зависимости от
темпа работы в классе, запись новых слов может быть в
тетради или на карточке)Музыкальное сопровождение фиксирует время.
Материал для карточек:
УЧИТЬ
БЕЖАТЬ
ЕХАТЬ
РИСОВАТЬ
ПИСАТЬ
КРИЧАТЬ
ЛЕПИТЬ
Выделите корень и приставку.
VIII этап
Е.Железнова «У жирафов»
Логоритмическая
физкультминутка
У жирафов пятна, пятнаПятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна
Пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах,
На шее, на локтях.
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
IX этап
Дополните текст смысловыми приставками.
СЛАЙД №10 или№11
Включение в систему
знаний.Контролирующее
задание с проверкой по
эталону.X этап
Актуализация
имеющихся знаний
Вспомните словарные слова, которые мы расшифровали в
начале урока. Запишите их по памяти, поставьте ударение,
отметьте орфограммы.
Проверка.Повторение пройденного.
Работа с нетбуками. Включение. Кликните по ярлыку
«Хорошо учимся», запуск. Ведем курсор до конца вниз.
Найдите раздел «Безударные гласные», учеба. Работаем в
парах.
СЛАЙД №12XI этап
Рефлексия. Итог
деятельности.
СЛАЙД № 13 Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в рабочей
тетради значок, который соответствует вашей работе на
уроке.XII этап
Домашнее задание.
Стр. 58 упр.76, знать определение приставки, которое мы
вывели сегодня на уроке.