Конспект урока по русскому языку «Повторение имени числительного».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок-путешествие. Оборудование: компьютер, карточки, цветик-семицветик с заданиями, смайлики. Цели:1)повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических); 2) развитие умений отличать числительные от других частей речи, исполь- зовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способ- ностей детей; 3) воспитание интереса к изучению русского языка.
Иконка файла материала имя числ урок.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока по русскому языку «Повторение имени числительного». Класс: 6 Учитель: Алимусаева А.М. Тип урока: повторительно­обобщающий. 1Форма проведения: урок­путешествие. Оборудование: компьютер, карточки, цветик­семицветик с заданиями, смайлики. Цели:1)повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части              речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях             и синтаксических);            2) развитие умений отличать числительные от других частей речи, исполь­             зовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способ­             ностей детей;            3) воспитание интереса к изучению русского языка.                                                   Ход урока 1 Оргмомент. Добрый день. Громко вновь звенит звонок Нам пора начать урок Все волнения отбросьте­ Не забыли о нас гости! Оглянитесь, улыбнитесь, Тихо по местам садитесь. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок­путешествие, полное неожиданностей и приключений. А  отправимся мы с вами в путешествие за тридевять земель в тридесятое царство. Цель нашего путешествия: повторить должны мы дружно, как числительное нужно правильно писать, склонять, в речи верно применять. Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. 2 Актуализация знаний. ­А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя знатоками русской орфографии. Орфографическая разминка. Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в названии царства. Итак, вперёд! Ч(и,е)стота в квартире. Дра(м,мм)а Посв(я,е)тить стихи С(ч,щ)астливый Скр(и,е)петь дверью Иску(с,ст)ный Приви(лл,л)егия Зав(и,е)зировать документ 2Лес(т,тт)ница Прож(е,и)вать хлеб Ли(лл,л)ипут Б(ъ,ь)ющийся Ветре(н,нн)ый Позв(о,а)лять шалости Пос(и,е)деть от горя     (Имя числительное) ­ В какое же, ребята, мы отправляемся царство­государство? ( Правильно, в царство имени числительного) ­ Чтобы добраться до дворца его величества имени числительного, мы должны будем преодолеть горы,  морфологический лес , синтаксические реки и многие другие препятствия. Итак, отправляемся в царство имени числительного. 3. Повторение изученного материала. Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом путешествии нужны опытные и  знающие люди. Вы согласны со мной? (Да) Давайте докажем, что мы опытные и знающие. На доске прикреплён цветок с 7­ю лепестками. На каждом лепестке задание (Дети подходят, отрывают  лепесток и отвечают на поставленные вопросы) 1вопрос  Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .( Имя  числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте,  отвечает на вопросы сколько?  какой?) 2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие ­ составными?  Приведите примеры.  ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят  из двух или более слов,­ составные) 3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? ( от 5­20, 30 – на конце, от  50­80, 500­900­ после первого корня.) 4 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.          ( целые числа ­ пять, десять, дробные ­две третьих, собирательные­ трое.   5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? (порядок предметов при счёте, отвечают на  вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый). 6 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? ( С именами существительными,  обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро  медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней,  трое ножниц. 7 вопрос. Как склоняются дробные числительные? ( 1­я часть как числительное, обозначающее целое число, вторая ­ как прилагательное во множественном числе: к трём пятым, с тремя  пятыми) Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию «Теоретическая». Теперь нас ждёт следующее испытание на станции «Склонение числительных» ( Задание раздаю на листочках  по вариантам, один человек около доски) Поставьте числительные в указанных падежах.            1 вариант                                                 2 вариант 464 конверта ( р., тв)                                 757 кастрюль (р., пр) 398 велосипедов (д.,тв)                              557 мотоциклов (д., пр)                            Индивидуальное задание:                              765 рублей (р.,тв)                               600 училищ (тв.,п.п) ­Ребята, а давайте вспомним, в чём особенности склонения числительных  40, 90, 100? ( У них 2 формы.  И.В.­ сорок, девяносто, сто.  Р, Д ,Т ,П­ сорока ,девяноста, ста) Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие. Теперь нас ждёт препятствие, которое мы  должны переплыть. Это синтаксическая река.      Станция « Синтаксическая» Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения. 1.Два да два – четыре. 2.Разделите шесть на три. 3.Мы живём на втором этаже. 4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа. Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными членами предложения) ­ Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём. Физкультминутка      Раз – подняться, подтянуться. Два – слегка назад прогнуться. Три – присесть. Четыре – встать и руками помахать. Пять – наклоны вправо, влево. Шесть – достать рукой колено. Семь – глазами поморгайте. Восемь – шею разминайте. Девять – ну­ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь. Десять – сели образцово, принялись за дело снова. Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных. Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся? ( количественные) Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно пройти через морфологический лес. Сделать это  будет непросто, но мы должны постараться.    Станция « Морфологическая» Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи,  записывая начальную букву в строчку через запятую. Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один, пятёрка, четыре. Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову) ­ А теперь давайте проверим, под силу ли вам станция «Смекалистая?» Ребята, вы должны решить ребусы. 1» Хитрое предложение». Вы должны его разгадать, иначе нам не попасть в царство имени числительного. Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку. 40а, е2, о5, с3ж. Вывод: молодцы, ребята. Вы очень смекалистые. Теперь мы можем преодолеть любые препятствия. 4Перед нами ещё одна станция, которая называется «Фразеологическая разминка». ­ Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота, семь пядей во лбу, семь пятниц  на неделе, спустить семь шкур. Вывод : молодцы, ребята, вы хорошо знаете фразеологизмы. ­ Прежде чем отправиться к следующему препятствию, давайте послушаем легенду о жителе этого  царства.                « Немного истории». Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока  соболями служил денежной единицей.       В один сорокъ (т.е. мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями ( или белками) и,  наконец, числительное сорок. ( Из « Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского). ­ Отдохнули, ребята? Хорошо, теперь отправляемся на последнюю станцию « Сообразительная». ­ Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор». ­ Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый  текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному предложению на листочках, а  вы должны прочитать его правильно. 1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров. 2.Брат вернулся около 12 часов. 3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров. 4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2  суток 22 часа 50 минут после старта. 5.В походе было более 300 школьников. 6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой. 7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок. 8.В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей. 9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893 года. 10.Длина этого участка около 567 метров. 11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Вывод: Как обойтись бы без числа                Наука точная могла?               Расчёт во всяком деле нужен               Ты и с числительным будь дружен! ­ Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство имени числительного. Это один из самых  интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что­нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество  страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они  таят столько загадок. В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов: 1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? ( 15  февраля) 2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут) 3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве имени числительного) ­ Ребята, у вас на партах у каждого лежат по два смайлика: один грустный, другой весёлый. Покажите  смайлика, который соответствует вашему настроению. 5­ Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением. Оценки за урок. Домашнее задание: найти 5 пословиц с именами числительными и записать в тетрадь. 6