Тема урока: «Правописание возвратных глаголов на -ться,- тся.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
1.Формировать предметные умения: сформировать представление о правописании глаголов в неопределённой форме и форме 3 лица, единственного числа. Ввести правило написания
« –тся» и «–ться» в глаголах. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
2.Формировать УУД
- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
- осуществлять пошаговый контроль процесса выполнения задания и исправлять ошибки;
- адекватно оценивать и корректировать действия по выполнению задания (Регулятивные умения)
- слушать и слышать собеседника;
- адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и действовать согласованно (Коммуникативные умения)
- выдвижение гипотез и их обоснование;
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания (Познавательные умения)
Оборудование:
- учебник стр. 84-85
- презентация к уроку
- приложения 1,2,3,4,5 (по количеству учащихся)
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Послушайте легенду. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу - знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
- Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (Лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать).
- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет).
- Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое).
- А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем).
- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний).
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
- Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”. Объединяемся в группы и начинаем задавать вопросы по изучаемой теме.
(Проходит повторение знаний о глаголе).
- Для чего мы повторяли знания о глаголе? (Они могут быть полезны на уроке).
- Вы может похвалить себя за свои знания?
Оцените себя на лесенке успеха, сторона – знаю (приложение 1).
- Теперь проведём языковую разминку.
1)Прочитайте и запишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
2) Подчеркните орфограммы, устно объясните их написание.
3)Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит чудным ароматом.
- Какой следующий шаг? (Надо определить что мы не знаем, выполнить пробное задание).
Пробное задание. На доске глаголы: купать, учить, лечить.
- Что вы замечаете? (Все слова - глаголы, стоят в начальной форме).
- Попробуйте поставить глаголы в возвратную форму и запишите их в два столбика так, чтобы слова первого столбика отвечали на вопрос что делать? А слова второго столбика - на вопрос что делает? (Двое учащихся работают у доски, остальные в тетрадях за партами).
- Посмотрим, как вы справились с заданием.
- Задание было одно? (Да).
- А как вы его выполнили? (Написали по–разному).
- Почему так получилось? (Мы этого не изучали и не знаем, как пишутся эти слова).
- Какое задание выполняли? (Пробное).
- С какой целью вы выполняли пробное задание? (Узнать что-то новое).
III. Выявление места и причины затруднения.
- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились разные записи).
- Какое задание выполняли? (Записывали глаголы в 2 столбика в возвратной форме).
- Где возникло затруднение? (В записи ь знака).
- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний).
- Какой у вас возникает вопрос или вопросы? (Нужно писать мягкий знак или нет?)
- Как правильно писать глаголы с суффиксом –ся?
- Можно допустить ошибку при записи глаголов возвратной формы с суффиксом –ся? (Да.)
- Как избежать такой ошибки? (Нужно найти способ проверки).
- Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О сочетаниях ться и тся).
- Какую цель вы перед собой поставите? (Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
- Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах).
(Учитель фиксирует на доске тему урока.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Поиск решения
- Как правильно писать глаголы с –тся и –ться? Какие есть предположения? (Все глаголы, у которых есть суффикс –ся должны писаться одинаково).
- Согласны с предположением? (Одни учащиеся согласны, другие – нет).
- Почему согласны? (Это так, потому что у них один и тот же суффикс. Потому что это глаголы возвратной формы).
- Кто думает иначе? (Глаголы возвратной формы должны писаться по-разному. Иногда с мягким знаком, иногда – без него, потому что они отвечают на разные вопросы).
-
Еще есть предположения? (Предположений нет).
(Все выдвинутые версии зафиксированы на доске).
- Как проверить? (Можно проверить вопросом).
- Как? (Если глагол отвечает на вопрос (что делать?), то мягкий знак нужно писать, потому что он есть в вопросе. А если глагол отвечает на вопрос (что делает?), то мягкий знак не пишется, потому что его нет в вопросе).
- Все согласны? (Да.)
Наблюдение (Работа в паре)
- Чем отличаются глаголы в 1-ом и во 2-ом столбиках?
- К чему присоединился суффикс -ся глаголов 1-го столбика? (К неопределенной форме глагола).
- Как догадались? (По вопросу что делать? У глаголов н.ф. есть суффикс –ть).
- К чему присоединился суффикс – ся глаголов 2-го столбика? (К глаголу в форме настоящего времени, 3-го лица, ед.ч.).
- Чем является в глаголах –ет и –ит? (Окончанием).
- Что интересного заметили? (Суффикс стоит после окончания).
- Чем различаются в написании эти глаголы? Почему? (В глаголах неопределенной формы суффикс –ся пишется после суффикса –ть. Поэтому пишется мягкий знак. У глаголов настоящего времени, 3 лица, ед. ч. суффикс –ся пишется после окончаний –ит, -ет, поэтому мягкий знак не пишется).
- Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква Ь, то не пишется. (Учащиеся формулируют вывод).
- Что надо делать, чтобы не допустить ошибку в правописании глаголов с –тся и –ться? (Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).
- Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1.Найти глагол.
2.Задать вопрос к глаголу.
3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
- Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (Задать вопрос к глаголу и определить его форму)
- Откроем учебник и проверим. (Чтение правила в учебнике).
Физкультминутка: гимнастика для глаз.
V. Реализация построенного проекта.
- Вернемся к началу урока. Теперь, зная новые способы проверки, вернемся к словам на доске и исправим ошибки. (Дети исправляют ошибки)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Как думаете, чем дальше займемся? (Потренируемся в написании слов на новое правило).
Упр.275 (комментированное письмо по цепочке у доски).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А теперь вы можете поработать самостоятельно. Желаю успеха!
Допишите окончание вопросов и поставьте, где нужно мягкий знак (приложение 2).
В лесу можно (что сдела . . . ?) заблудит…ся.
Папа в лесу (что сдела . . . ?) не заблудит…ся.
Миша (что дела . . . ?) купает…ся в ванне.
Маша любит (что дела . . . ?) купат…ся.
Брат (что дела . . . ?) готовит…ся к экзаменам.
К севу нужно (что дела . . . ?) готовит…ся.
- Проведите самопроверку по эталонам (приложение 3)
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания ться и тся, пользоваться схемой).
- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки.
- У кого ошибок нет? Молодцы!
(Организация оценивание работы с помощью алгоритма самооценки и критерий оценок (приложение 4)).
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Упр.276
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока?
- В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха – сторона умею (приложение 1) и карточке рефлексии (приложение 5).
- С чего мы начали урок? (С легенды).
- Закончим урок тоже с легендой. «Хорошо, -сказал Ксанф. –Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»
Домашняя работа.
1) Продолжение легенды о языке:
Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» - творческая часть (по желанию)
2) стр.96 упр.6
Приложение 1.
Приложение 2.
Допишите окончание вопросов и поставьте, где нужно мягкий знак.
В лесу можно (что сдела . . . ?) заблудит…ся.
Папа в лесу (что сдела . . . ?) не заблудит…ся.
Миша (что дела . . . ?) купает…ся в ванне.
Маша любит (что дела . . . ?) купат…ся.
Брат (что дела . . . ?) готовит…ся к экзаменам.
К севу нужно (что дела . . . ?) готовит…ся.
Приложение 3.
В лесу можно (что сделать?) заблудиться.
Папа в лесу (что сделает?) не заблудится.
Миша (что делает?) купается в ванне.
Маша любит (что делать?) купаться.
Брат (что делает?) готовится к экзаменам.
К севу нужно (что делать?) готовиться.
Приложение 4.
Алгоритм самооценки
1.Какое было задание?
2.Справился с заданием?
3.Выполнил задание сам или с чьей-то помощью?
4.Выполнил задание с ошибками или без ошибок?
5.Какую отметку ты себе поставишь?
«5» - ошибок нет
«4» - 1-2 ошибка
«3» - 3-4 ошибки
Приложение 5.
Карточка рефлексии
Сегодня на уроке: Я научился…
|
|
Мне было интересно…
|
|
Мне было трудно…
|
|
Мне понравилось…
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.