Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
11.11.2019
Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"
Конспект урока включает в себя план поэтапной работы по разделу "Функциональные стили речи". Урок направлен на актуализацию знаний студентов по данной теме. Языковой материал способствует развитию аналитического мышления, воспитывает интерес к профессии, любовь к родине, патриотизм, культуру общения. Особое внимание уделяется расширению лексического запаса и умениям обучающихся различать тексты по их принадлежности к стилям.
Публицистический стиль.doc
Тема: Публицистический стиль речи Цель:  обобщение и углубление знаний студентов по теме «Публицистический стиль речи», совершенствование навыков правописания, формирование умений составлять   собственные   тексты   и   различать   тексты   по   их   принадлежности   к стилям. Задачи урока: 1. Повторить сведения об изученных ранее стилях речи. 2. Выявить основные признаки  и жанры публицистического стиля. 3. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. 4. Воспитывать  интерес к профессии, любовь  к родине, патриотизм, культуру общения. Тип урока: комбинированный. Методы   и   приемы:  беседа   с   элементами   дискуссии,   работа   с   текстом   в учебнике, работа с языковым материалом, лингвистический анализ текста. Формируемые компетенции:  ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития.  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Оборудование: 1. Доска. 2. Видеоматериал, презентация. 3. Русский   язык   и   культура   речи:   учебник   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования  / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. ­ Москва:  Академия, 2017. – 320 с. 4. Раздаточный дидактический материал. Ход урока Тема: Публицистический стиль речи Цель:  обобщение и углубление знаний студентов по теме «Публицистический стиль речи», совершенствование навыков правописания, формирование умений составлять   собственные   тексты   и   различать   тексты   по   их   принадлежности   к стилям. Задачи урока: 1. Повторить сведения об изученных ранее стилях речи. 2. Выявить основные признаки  и жанры публицистического стиля. 3. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. 4. Воспитывать  интерес к профессии, любовь  к родине, патриотизм, культуру общения. Тип урока: комбинированный. Методы   и   приемы:  беседа   с   элементами   дискуссии,   работа   с   текстом   в учебнике, работа с языковым материалом, лингвистический анализ текста. Формируемые компетенции:  ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития.  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Оборудование: 1. Доска. 2. Видеоматериал, презентация. 3. Русский   язык   и   культура   речи:   учебник   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования  / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. ­ Москва:  Академия, 2017. – 320 с. 4. Раздаточный дидактический материал. Ход урока План урока: 1. Публицистический стиль, его основные признаки и жанры 2. Проблематика публицистического стиля, его содержательная сторона 3. Д. С. Лихачев «Любовь, уважение, знание». Лингвистический анализ текста 4. Вечные проблемы общества. Составление текстов публицистического стиля I. 1. 2. Вступление Проверка   домашнего   задания   одному примеру). Сообщение темы. Постановка цели урока. Запись темы в тетрадь  (студенты   зачитывают   тексты,   по – Какой раздел мы начали изучать на предыдущих занятиях? Какие стили речи мы с вами уже изучили? Какие признаки они имеют?    Видеоролик на публицистическую тему. Беседа по видеоролику. ­   Сегодня   мы   продолжим  изучение  функциональных  стилей  речи   и  будем работать над особенностями публицистического стиля. Запишите тему урока. 3.  Целеполагание ­ Попробуйте сформулировать цель урока. ­ Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля? (Для того чтобы научиться распознавать тексты данного стиля). ­ А зачем нам нужно это умение? Где нам это пригодится? (Для   создания   собственных   полноценных   тестов   и   для   составления   удачных выступлений   в   будущем,   для   защиты   исследовательских   и   дипломных   работ, проектов и т.д.). II. Основная часть  Орфографическая и синтаксическая разминка 1. В парламенте ораторы вступили в дискуссию, не найдя точек соприкосновения в   мировоззрении.   Однако   прогресс   цивилизации   обеспечил   оппонентам коммуникативное   решение   данных   вопросов.   Деструктивный   характер полемики завершился должным консенсусом.  2. Лексическая работа: Парламент   –   высшее   государственное   законодательное   представительное собрание. Оратор – тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия. Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, проблемы. Мировоззрение – система взглядов на природу и общество. Деструктивный – разрушительный, неплодотворный. Полемика – спор. Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия. Прогресс – развитие. Цивилизация – один из этапов развития общества. План урока: 1. Публицистический стиль, его основные признаки и жанры 2. Проблематика публицистического стиля, его содержательная сторона 3. Д. С. Лихачев «Любовь, уважение, знание». Лингвистический анализ текста 4. Вечные проблемы общества. Составление текстов публицистического стиля I. 1. 2. Вступление Проверка   домашнего   задания   одному примеру). Сообщение темы. Постановка цели урока. Запись темы в тетрадь  (студенты   зачитывают   тексты,   по – Какой раздел мы начали изучать на предыдущих занятиях? Какие стили речи мы с вами уже изучили? Какие признаки они имеют?    Видеоролик на публицистическую тему. Беседа по видеоролику. ­   Сегодня   мы   продолжим  изучение  функциональных  стилей  речи   и  будем работать над особенностями публицистического стиля. Запишите тему урока. 3.  Целеполагание ­ Попробуйте сформулировать цель урока. ­ Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля? (Для того чтобы научиться распознавать тексты данного стиля). ­ А зачем нам нужно это умение? Где нам это пригодится? (Для   создания   собственных   полноценных   тестов   и   для   составления   удачных выступлений   в   будущем,   для   защиты   исследовательских   и   дипломных   работ, проектов и т.д.). II. Основная часть  Орфографическая и синтаксическая разминка 1. В парламенте ораторы вступили в дискуссию, не найдя точек соприкосновения в   мировоззрении.   Однако   прогресс   цивилизации   обеспечил   оппонентам коммуникативное   решение   данных   вопросов.   Деструктивный   характер полемики завершился должным консенсусом.  2. Лексическая работа: Парламент   –   высшее   государственное   законодательное   представительное собрание. Оратор – тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия. Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, проблемы. Мировоззрение – система взглядов на природу и общество. Деструктивный – разрушительный, неплодотворный. Полемика – спор. Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия. Прогресс – развитие. Цивилизация – один из этапов развития общества. Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому­нибудь в публичной беседе, диспуте. Коммуникативный   –   относящийся   к   коммуникации   (общению)   людей   друг   с другом. Публицистика   –   литература   по   общественно   –   политическим   вопросам современности. Задание:  ­ Какое слово мы с вами не записывали? Почему оно здесь присутствует? ­ Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (публицист, публицистический) ­ Составьте словосочетание со словом публицистический. (публицистический стиль) ­ Итак, к какому стилю речи относятся слова из предложений? 3.  Работа   с   теоретическим   материалом   (учебник,   стр.   36­38).   Заполнение таблицы  Публицистический стиль речи функция ­ информативная  ­ воздействующая  ­ убеждающая цель воздействие на   на   мысли и чувства  людей,  сообщение информации  сфера употребления общественно –  экономические,  политические,  культурные  отношения или  средства массовой  информации,  публичные  выступления жанры заметка статья репортаж рецензия интервью ораторская речь стилевые черты логичность образность эмоциональность оценочность призывность страстность общедоступность 4. Работа с дидактическим материалом (мини – тексты).  ­ Какие же проблемы поднимают публицисты, создавая публицистические тексты? ­   Прочитайте   тексты   и   ответьте   на   вопрос,   кто   и   когда   мог   так   сказать? (выразительное чтение студентов) 1. Наша молодежь любит роскошь. Она дурно воспитана. Она насмехается над начальством   и   нисколько   не   уважает   стариков.   Наши   нынешние   дети   стали тиранами. Они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2.   Я   утратил   всякие   надежды   относительно   будущего   нашей   страны,   если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому­нибудь в публичной беседе, диспуте. Коммуникативный   –   относящийся   к   коммуникации   (общению)   людей   друг   с другом. Публицистика   –   литература   по   общественно   –   политическим   вопросам современности. Задание:  ­ Какое слово мы с вами не записывали? Почему оно здесь присутствует? ­ Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (публицист, публицистический) ­ Составьте словосочетание со словом публицистический. (публицистический стиль) ­ Итак, к какому стилю речи относятся слова из предложений? 3.  Работа   с   теоретическим   материалом   (учебник,   стр.   36­38).   Заполнение таблицы  Публицистический стиль речи функция ­ информативная  ­ воздействующая  ­ убеждающая цель воздействие на   на   мысли и чувства  людей,  сообщение информации  сфера употребления общественно –  экономические,  политические,  культурные  отношения или  средства массовой  информации,  публичные  выступления жанры заметка статья репортаж рецензия интервью ораторская речь стилевые черты логичность образность эмоциональность оценочность призывность страстность общедоступность 4. Работа с дидактическим материалом (мини – тексты).  ­ Какие же проблемы поднимают публицисты, создавая публицистические тексты? ­   Прочитайте   тексты   и   ответьте   на   вопрос,   кто   и   когда   мог   так   сказать? (выразительное чтение студентов) 1. Наша молодежь любит роскошь. Она дурно воспитана. Она насмехается над начальством   и   нисколько   не   уважает   стариков.   Наши   нынешние   дети   стали тиранами. Они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2.   Я   утратил   всякие   надежды   относительно   будущего   нашей   страны,   если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна. 3.   Наш   мир   достиг   критической   стадии.   Дети   больше   не   слушаются   своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек. 4.   Эта   молодежь   растлена   до   глубины   души.   Молодые   люди   злокозненны   и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен.  Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Беседа по текстам (с элементами дискуссии): ­   Эти   высказывания   были   зачитаны   в   парламенте  и  были   встречены аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? Предполагаемые ответы: ­ Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему­то хорошему. ­ Я не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего. ­   Я   не   согласен.   Это   слова   пессимистов,   видящих   все   в   черном   цвете   и пытающихся навязать свое мнение. ­ К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность). ­ Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?  (публицистический, т.к. нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям). ­ Какова тема всех высказываний?  (молодежь) ­ Какова основная мысль?  (авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру).  ­ Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?  (какие­то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле).  ­ Кто же действительно автор каждого из этих высказываний? «…Итак,   в   парламенте   звучат   аплодисменты.   Блестящее   выступление.   Тогда оратор раскрыл карты. Он  объявил, что  первое изречение принадлежат Сократу (470­399гг   до   нашей   эры),  второе   –   Гесиоду   (720год   до   нашей   эры),  третье   – египетскому жрецу (2000лет до нашей эры), четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет». ­ Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте?   Что он хотел показать? (Показать,   что   и   в   давние   времена,   и   в   сегодняшние   старшее   поколение не выдержана, просто ужасна. 3.   Наш   мир   достиг   критической   стадии.   Дети   больше   не   слушаются   своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек. 4.   Эта   молодежь   растлена   до   глубины   души.   Молодые   люди   злокозненны   и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен.  Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Беседа по текстам (с элементами дискуссии): ­   Эти   высказывания   были   зачитаны   в   парламенте  и  были   встречены аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? Предполагаемые ответы: ­ Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему­то хорошему. ­ Я не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего. ­   Я   не   согласен.   Это   слова   пессимистов,   видящих   все   в   черном   цвете   и пытающихся навязать свое мнение. ­ К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность). ­ Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?  (публицистический, т.к. нам необходимо было выразить свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям). ­ Какова тема всех высказываний?  (молодежь) ­ Какова основная мысль?  (авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру).  ­ Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?  (какие­то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле).  ­ Кто же действительно автор каждого из этих высказываний? «…Итак,   в   парламенте   звучат   аплодисменты.   Блестящее   выступление.   Тогда оратор раскрыл карты. Он  объявил, что  первое изречение принадлежат Сократу (470­399гг   до   нашей   эры),  второе   –   Гесиоду   (720год   до   нашей   эры),  третье   – египетскому жрецу (2000лет до нашей эры), четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет». ­ Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте?   Что он хотел показать? (Показать,   что   и   в   давние   времена,   и   в   сегодняшние   старшее   поколение оценивало   молодежь   одинаково,   тем   не   менее   человечество   продолжало развиваться и процветать, проблема «ужасной молодежи» не нова). ­ Какая проблема была поднята оратором?  (проблема отцов и детей). ­ Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике. (проблемы   семьи,   детства,   развития   и   сохранения   русского   языка,   влияния человека на природу, свободы личности и др.) Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим,   воздействовать   на   слушателей,   очевидно,   возникла   как   только человек   научился   говорить.  Публицистика   во   всей   полноте   отражает   текущую историю,   обращена   к   злободневным   проблемам   общества:   политическим, социальным, бытовым, философским т. д. 5.  Работа с раздаточным материалом. Лингвистический анализ текста  Д. С. Лихачева «Любовь, уважение, знание» ­ Беседа по биографии Д. С. Лихачева. Д. С. Лихачев (1906­1999) – филолог, искусствовед, публицист, академик АН   СССР,   герой   социалистического   труда,   член   Союза   писателей.     На протяжении всей деятельности активно защищал культуру, пропагандировал нравственность и духовность. Задание. Прочитайте выразительно текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю и типу речи относится текст? 2. Каким предстает перед вами автор этого текста Д. С. Лихачев? 3. Какую проблему поднимает автор в этом тексте? Любовь, уважение, знание Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось   мне   как­то   побывать   на   Бородинском   поле   вместе   с замечательным  человеком ­ реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он   уже   и   позабыл,   когда   уходил   в   отпуск,   не   может   ни   дня   прожить   без Бородинского   поля!..   Мы   с   Николаем   Ивановичем   обнажили   головы   перед памятниками,   что   были   воздвигнуты   на   Бородинском   поле   благодарными потомками. И   это   здесь,   на   поле   нашей   славы,   в   1932   году   произошло   невиданное поругание   народной   святыни:   был   взорван   чугунный   памятник   на   могиле Багратиона.   Сделавшие   это   совершили   преступление   против   самого благородного   из   чувств   ­   признательности   герою,   защитнику   национальной свободы России, признательности русских брату­грузину. А как расценить тех, оценивало   молодежь   одинаково,   тем   не   менее   человечество   продолжало развиваться и процветать, проблема «ужасной молодежи» не нова). ­ Какая проблема была поднята оратором?  (проблема отцов и детей). ­ Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике. (проблемы   семьи,   детства,   развития   и   сохранения   русского   языка,   влияния человека на природу, свободы личности и др.) Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим,   воздействовать   на   слушателей,   очевидно,   возникла   как   только человек   научился   говорить.  Публицистика   во   всей   полноте   отражает   текущую историю,   обращена   к   злободневным   проблемам   общества:   политическим, социальным, бытовым, философским т. д. 5.  Работа с раздаточным материалом. Лингвистический анализ текста  Д. С. Лихачева «Любовь, уважение, знание» ­ Беседа по биографии Д. С. Лихачева. Д. С. Лихачев (1906­1999) – филолог, искусствовед, публицист, академик АН   СССР,   герой   социалистического   труда,   член   Союза   писателей.     На протяжении всей деятельности активно защищал культуру, пропагандировал нравственность и духовность. Задание. Прочитайте выразительно текст и ответьте на вопросы: 1. К какому стилю и типу речи относится текст? 2. Каким предстает перед вами автор этого текста Д. С. Лихачев? 3. Какую проблему поднимает автор в этом тексте? Любовь, уважение, знание Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось   мне   как­то   побывать   на   Бородинском   поле   вместе   с замечательным  человеком ­ реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он   уже   и   позабыл,   когда   уходил   в   отпуск,   не   может   ни   дня   прожить   без Бородинского   поля!..   Мы   с   Николаем   Ивановичем   обнажили   головы   перед памятниками,   что   были   воздвигнуты   на   Бородинском   поле   благодарными потомками. И   это   здесь,   на   поле   нашей   славы,   в   1932   году   произошло   невиданное поругание   народной   святыни:   был   взорван   чугунный   памятник   на   могиле Багратиона.   Сделавшие   это   совершили   преступление   против   самого благородного   из   чувств   ­   признательности   герою,   защитнику   национальной свободы России, признательности русских брату­грузину. А как расценить тех, кто   примерно   тогда   же   намалевал   гигантскую   надпись   на   стене   монастыря, построенного   на   месте   гибели   другого   героя   ­   Тучкова:   «Довольно   хранить остатки райского прошлого!» Я   родился   и   большую   часть   жизни   прожил   в   Ленинграде.   В   своем архитектурном   облике   город   связан   с   именами   Растрелли,   Росси,   Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать   выдающегося   таланта.   Дворец   был   в   очень   плохом   состоянии   ­   стоял близко   от   линии   фронта,   но   наши   бойцы   сделали   всё,   чтобы   сохранить   его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на   этом   месте.   Пусто   там,   где   он   стоял,   пусто   в   душе,   когда   это   место проезжаешь.   И   ­   горько,   потому   что   утрата   любого   памятника   культуры невосстановима. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово. Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.  Он  искренне  переживает  за  то, Автор  этого  текста  Д.  С.  Лихачев  предстает  перед  нами  истинным патриотом.  как  будет  развиваться общество, он старается советовать людям, как воспитать важнейшие, с его точки  зрения,  человеческие  качества:  любовь,  уважение,  знание.  Он  дает «рецепт»,  как  вылечиться  обществу  от  цинизма.  Он  уверен,  что  для  этого необходимо  воспитывать  патриотизм  с  малых  лет  с  любви  к  самым простым  вещам:  семье,  школе. Автор призывает общество к   сохранению  и почитанию памятников культуры. Без них люди не смогут двигаться вперед в своем развитии. 6. Самостоятельная работа. Составление текстов публицистического стиля ­   Составьте   призывный   текст,   самостоятельно   обозначив   проблему   (5­7 предложений).  Пример текста:  Ты молод и энергичен?! Ты будущий профессионал и желаешь стать конкурентоспособной личностью? Тогда ты просто обязан говорить правильно! Грамотная речь – залог успеха! кто   примерно   тогда   же   намалевал   гигантскую   надпись   на   стене   монастыря, построенного   на   месте   гибели   другого   героя   ­   Тучкова:   «Довольно   хранить остатки райского прошлого!» Я   родился   и   большую   часть   жизни   прожил   в   Ленинграде.   В   своем архитектурном   облике   город   связан   с   именами   Растрелли,   Росси,   Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать   выдающегося   таланта.   Дворец   был   в   очень   плохом   состоянии   ­   стоял близко   от   линии   фронта,   но   наши   бойцы   сделали   всё,   чтобы   сохранить   его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на   этом   месте.   Пусто   там,   где   он   стоял,   пусто   в   душе,   когда   это   место проезжаешь.   И   ­   горько,   потому   что   утрата   любого   памятника   культуры невосстановима. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово. Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.  Он  искренне  переживает  за  то, Автор  этого  текста  Д.  С.  Лихачев  предстает  перед  нами  истинным патриотом.  как  будет  развиваться общество, он старается советовать людям, как воспитать важнейшие, с его точки  зрения,  человеческие  качества:  любовь,  уважение,  знание.  Он  дает «рецепт»,  как  вылечиться  обществу  от  цинизма.  Он  уверен,  что  для  этого необходимо  воспитывать  патриотизм  с  малых  лет  с  любви  к  самым простым  вещам:  семье,  школе. Автор призывает общество к   сохранению  и почитанию памятников культуры. Без них люди не смогут двигаться вперед в своем развитии. 6. Самостоятельная работа. Составление текстов публицистического стиля ­   Составьте   призывный   текст,   самостоятельно   обозначив   проблему   (5­7 предложений).  Пример текста:  Ты молод и энергичен?! Ты будущий профессионал и желаешь стать конкурентоспособной личностью? Тогда ты просто обязан говорить правильно! Грамотная речь – залог успеха! А ты говоришь грамотно? Специально для тебя создан орфоэпический словарь. Это уникальная помощь в общении ­ произношение, ударение не помеха с орфоэпическим словарем! Его всегда можно найти в библиотеке, любом книжном магазине или в сети Орфоэпический словарь возьми – и правильно говори!!! Интернет! Студенты зачитывают тексты (3­4 примера) 7. *Практическая работа по теме «Функциональные стили речи» Вариант 1 Задание.  Укажите   текст   публицистического   стиля.   Докажите   стилевую принадлежность текста. I. Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не   знал,  потому   что   точность   эта   осталась   при   крещении   церковных   записях, которые потом куда­то увезли, ­ концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так: ­ Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню. II.   Согласно   Гражданскому   кодексу   Российской   Федерации,   обществом   с ограниченной ответственностью (далее ­ ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами. III.  Самая   большая   ценность   народа   ­   его   язык.   Язык,  на   котором   он   пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной его язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем думаем, или подталкивают мысль в каком­то отношении, но мысли наши все формулируются языком. IV.   На   реке   было   прохладно   и   тихо.   За   лугами   в   синеющей   роще,   куковала кукушка.   У   берега   зашуршали   камыши,   и   из   них   медленно   выплыла   лодка. Седенький   старичок   в   очках   и   поломанной   соломенной   шляпе   сидел   в   ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что­то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в лодке. V.   Громадная   мощность   импульсных   лазеров   позволяет   проводить   лазерную локацию Луны. Это помогает определить фундаментальные параметры системы «Земля ­ Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии. А ты говоришь грамотно? Специально для тебя создан орфоэпический словарь. Это уникальная помощь в общении ­ произношение, ударение не помеха с орфоэпическим словарем! Его всегда можно найти в библиотеке, любом книжном магазине или в сети Орфоэпический словарь возьми – и правильно говори!!! Интернет! Студенты зачитывают тексты (3­4 примера) 7. *Практическая работа по теме «Функциональные стили речи» Вариант 1 Задание.  Укажите   текст   публицистического   стиля.   Докажите   стилевую принадлежность текста. I. Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не   знал,  потому   что   точность   эта   осталась   при   крещении   церковных   записях, которые потом куда­то увезли, ­ концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так: ­ Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню. II.   Согласно   Гражданскому   кодексу   Российской   Федерации,   обществом   с ограниченной ответственностью (далее ­ ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами. III.  Самая   большая   ценность   народа   ­   его   язык.   Язык,  на   котором   он   пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной его язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем думаем, или подталкивают мысль в каком­то отношении, но мысли наши все формулируются языком. IV.   На   реке   было   прохладно   и   тихо.   За   лугами   в   синеющей   роще,   куковала кукушка.   У   берега   зашуршали   камыши,   и   из   них   медленно   выплыла   лодка. Седенький   старичок   в   очках   и   поломанной   соломенной   шляпе   сидел   в   ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что­то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в лодке. V.   Громадная   мощность   импульсных   лазеров   позволяет   проводить   лазерную локацию Луны. Это помогает определить фундаментальные параметры системы «Земля ­ Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии. Вариант 2 Задание.  Укажите   текст   публицистического   стиля.   Докажите   стилевую принадлежность текста. I. Однажды к нам в секцию пришёл новенький парнишка. Не помню точно, но чем­ то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провёл два­три болевых приёма и увидел, что он скис и чуть не плачет. Подошел тренер, отвел меня в сторону: ­ Ты сильный. Зачем же ты на слабого? У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? С тех пор (а прошло уже много лет) я ни разу не поднимал руку на слабого. II. Как передаёт наш корреспондент, вчера над северными районами Кемеровской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли   пожары   в   результате   удара   молнии.   К   счастью,   стихийное  бедствие удалось пережить: ливневый дождь имел кратковременное явление.  III. Яблоня ­ ранет пурпуровый ­ морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 ­ 3 см. Вес плода 17 ­ 23 г. IV. В четырехместной коляске, из которой по случаю тесноты были выпряжены лошади, стоял дородный пожилой джентльмен в синем сюртуке с блестящими пуговицами, в плисовых штанах и высоких сапогах с отворотами, затем две юные леди в шарфах и перьях и тетка упомянутых леди. V. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщением, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.    III.  Выводы: ­ Какой стиль мы сегодня рассмотрели?  ­ Какие признаки имеет публицистический стиль? ­ Где встречаются тексты публицистического стиля? Каковы его жанры? ­ Какое значение имеют публицистические тексты в нашей жизни?  Д/З.  Напишите   сочинение­рассуждение   (объем   2­3   стр.),   опираясь   на   материалы текстов, материалы урока, сделанные выводы (самостоятельный выбор проблемы) Рефлексия «Выбор». Подчеркните свой вариант 1. На уроке я работал активно                      пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен                      не доволен Вариант 2 Задание.  Укажите   текст   публицистического   стиля.   Докажите   стилевую принадлежность текста. I. Однажды к нам в секцию пришёл новенький парнишка. Не помню точно, но чем­ то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провёл два­три болевых приёма и увидел, что он скис и чуть не плачет. Подошел тренер, отвел меня в сторону: ­ Ты сильный. Зачем же ты на слабого? У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? С тех пор (а прошло уже много лет) я ни разу не поднимал руку на слабого. II. Как передаёт наш корреспондент, вчера над северными районами Кемеровской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли   пожары   в   результате   удара   молнии.   К   счастью,   стихийное  бедствие удалось пережить: ливневый дождь имел кратковременное явление.  III. Яблоня ­ ранет пурпуровый ­ морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 ­ 3 см. Вес плода 17 ­ 23 г. IV. В четырехместной коляске, из которой по случаю тесноты были выпряжены лошади, стоял дородный пожилой джентльмен в синем сюртуке с блестящими пуговицами, в плисовых штанах и высоких сапогах с отворотами, затем две юные леди в шарфах и перьях и тетка упомянутых леди. V. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщением, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.    III.  Выводы: ­ Какой стиль мы сегодня рассмотрели?  ­ Какие признаки имеет публицистический стиль? ­ Где встречаются тексты публицистического стиля? Каковы его жанры? ­ Какое значение имеют публицистические тексты в нашей жизни?  Д/З.  Напишите   сочинение­рассуждение   (объем   2­3   стр.),   опираясь   на   материалы текстов, материалы урока, сделанные выводы (самостоятельный выбор проблемы) Рефлексия «Выбор». Подчеркните свой вариант 1. На уроке я работал активно                      пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен                      не доволен 3. Урок показался мне коротким                    длинным  За урок я  4. 5. Мое настроение 6.  Материал урока был для меня 7. Сегодня на уроке я узнал… не устал                      устал стало лучше               ухудшилось понятен                      непонятен интересен                   скучен полезен                      бесполезен _______________________________ _______________________________ Список использованных источников   Основные источники: 1. Антонова,  Е.  С.  Русский  язык  [Текст] :  учебник  для  студ.  учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : ИЦ «Академия», 2017. ­ 416 с. 2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31­е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с. 3. Власенков, А. И. Русский язык . 10­11 классы ; учеб. для общеобразоват. 4. Учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд – во «Просвещение». –Москва : Просвещение, 2012. ­ 287 с. Справочная литература: 1.  Лопатин,  В.  В.  Толковый  словарь  современного  русского  языка  /  В.В. Лопатин,  Л.Е.  Лопатина.  –  Москва  :  Эксмо, 2011.  –  928  с.  –  (библиотека словарей ЭКСМО).  2.  Орфографический  словарь  русского  языка  125  тысяч  слов  с грамматическими приложениями. – Москва : «ЛадКом» ­ 2013. – 800 с. 3. Урок показался мне коротким                    длинным  За урок я  4. 5. Мое настроение 6.  Материал урока был для меня 7. Сегодня на уроке я узнал… не устал                      устал стало лучше               ухудшилось понятен                      непонятен интересен                   скучен полезен                      бесполезен _______________________________ _______________________________ Список использованных источников   Основные источники: 1. Антонова,  Е.  С.  Русский  язык  [Текст] :  учебник  для  студ.  учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : ИЦ «Академия», 2017. ­ 416 с. 2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31­е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с. 3. Власенков, А. И. Русский язык . 10­11 классы ; учеб. для общеобразоват. 4. Учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд – во «Просвещение». –Москва : Просвещение, 2012. ­ 287 с. Справочная литература: 1.  Лопатин,  В.  В.  Толковый  словарь  современного  русского  языка  /  В.В. Лопатин,  Л.Е.  Лопатина.  –  Москва  :  Эксмо, 2011.  –  928  с.  –  (библиотека словарей ЭКСМО).  2.  Орфографический  словарь  русского  языка  125  тысяч  слов  с грамматическими приложениями. – Москва : «ЛадКом» ­ 2013. – 800 с. Э.  Д.  Справочник  по  русскому  языку:  правописание, 3. Розенталь,  В. произношение, Джанджакова, Н. П. Кабанова. – Москва : Айрис­ пресс, 2009. – 496 с.  ­ 1 шт.  Розенталь,  литературное  редактирование/  Д.  Э.  Е. Интернет ­ ресурсы: 1. https://yandex.ru/turbo?text=https://studopedia.su/16.. 2. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index­1858358­15.html 3. http://gramota.ru Э.  Д.  Справочник  по  русскому  языку:  правописание, 3. Розенталь,  В. произношение, Джанджакова, Н. П. Кабанова. – Москва : Айрис­ пресс, 2009. – 496 с.  ­ 1 шт.  Розенталь,  литературное  редактирование/  Д.  Э.  Е. Интернет ­ ресурсы: 1. https://yandex.ru/turbo?text=https://studopedia.su/16.. 2. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index­1858358­15.html 3. http://gramota.ru

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку "Публицистический стиль речи"

Конспект урока по русскому языку  "Публицистический стиль речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019