Конспект урока по русскому языку "Развитие умения писать частицу не с глаголами", 3 класс
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Развитие умения писать частицу не с глаголами", 3 класс

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
русский язык
3 кл
16.01.2017
Конспект урока по русскому языку "Развитие умения писать частицу не с глаголами", 3 класс
Презентация к конспекту по русскому языку
развитие умения писать частицу не с глаголами.doc

 

«Развитие умения писать частицу не с глаголами».             

Урок по русскому языку в 3 классе

Учитель:  Ступченко Ирина Николаевна

Цель  урока: развитие умения в правильном написании частицы не с глаголами

Задачи:

 Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

  • воспитывать культуру учебного труда
  • воспитывать  бережное отношения к окружающим людям, к книге
  • развивать  работоспособность и профилактику утомления
  • создавать  интерес к изучению русского языка

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать внимание и память учащихся
  • развивать умение слушать товарищей
  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.

ПЛАН УРОКА

1.   Оргмомент.

2.   Чистописание.  Введение в тему урока. Проблема урока.

3.   Наблюдение над лексическим значением частицы не.

4.   Правописание частицы не с глаголами.

5.   Физкультминутка.

6.   Первичное закрепление.

7.   Знакомство с глаголами-исключениями.

8.   Творческая работа в  парах.

9.   Итог урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.            Организационный момент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

2.            Чистописание. Слайд 2.

   н   е   нн   ее     ннн     еее   не

 Введение в тему урока.  Слайд 3.

А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не

- Что записано на доске? Как назвать их общим определением?

(Служебные части речи)

- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?

- Для чего они служат?

- Кто знает, что такое не? (Частица)

- Почему мы её относим к служебным частям речи?

Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Поэтому, сегодня на уроке  рассмотрим частицу не с разных сторон.

 Слайд 3. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 4.

Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.

- Прочитаем предложение.

- Согласны вы с этим утверждением? Почему?

- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).

Слайд 5.

Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Запишите пословицу.

3.    Наблюдение над лексическим значением частицы не.

- Выясним, какой смысл имеет частица не.

Слайд 6 .

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

- Проверим это на других примерах.

Слайд 7.

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

Слайд 8.

- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

- А смысл пословиц?

4.     Правописание частицы не с глаголами. Слайд 9.

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

5.    Физкультминутка.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот 
Не качайтесь, не кружитесь, 
Не тянитесь, не шагайте, 
Не приседайте, не моргайте, 
Не шепчите, и не спите. 
А теперь все просыпайтесь 
И за дело принимайтесь
.

6.    Первичное закрепление. Выполнение упражнения 365.

 Выписать глаголы с частицей не, подчеркнуть орфограмму - пробел.

7.   Знакомство с глаголами-исключениями.

      - Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

       Слайд 10

        Но есть среди глаголов исключения, т.е. слова, которые пишутся с частицей не слитно.

       Слайд 13.

ненавидеть

негодовать

неволить

недоумевать

      - Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

        (Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

      - Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание (выделите приставку не).

8.Творческая работа в парах.  Слайд 13.

А.– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте,

где надо, частицу не и дополните своими советами.

Девочек __ дёргать за косички.

__ драться на переменах.

На уроках __ говорить с соседом.

__ приходить вовремя на занятия.

– Проверим, что у вас получилось.

– Молодцы!

Б. Игра «Выбери». Прочитайте стихотворение «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.  

Слезь со стула!   Не _ хочу! 

   Упадёшь! 
  Не _ упаду! 
                   Отойди! 
                     Не _ отойду! 
                       Приедешь? 
                          Нет, не _ приеду! 
                            Придёшь? 
                             Нет, не _ приду! 
                              Услышишь? 
                                  Не _ услышу! 
                                    Найдёшь?
                                       Нет, не _ найду!
                                          Слезаешь?
                                             Не _ слезаю!
                                               Решаешь?
                                                Не _ решу!
                                                  Мечтаешь?
                                                     Не _ мечтаю!
                                                         Молчишь?
                                                           Нет, не _ молчу!
                      Конфетку, может, хочешь?  Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

9. Итог урока.

  - Что нового сегодня вы узнали на уроке?

  - Было ли что-то непонятно?

- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях  своей тетради.

  Слайд 16.  Итоговое закрепление. Слитно или раздельно. Оценивание учащихся.

    10.  Слайд 17. Домашнее задание.

1.   упр. 367

2.   Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.

        Слайд 18. Спасибо за работу!

 

 

 

 


Развитие умения писать частицу не с глаголами»

Развитие умения писать частицу не с глаголами»

Почему мы её относим к служебным частям речи?

Почему мы её относим к служебным частям речи?

Не качайтесь, не кружитесь,

Не качайтесь, не кружитесь,

Упадёшь! Не _ упаду!

Упадёшь! Не _ упаду!
Скачать файл