Конспект урока по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка по теме: "Синтаксический разбор простого предложения" будет полезен для учителей начальной школы по закреплению и обобщению раздела "Синтаксис" в 4 классе. Конспект содержит подробную разработку урока по данной теме. На уроке используется применение ИКТ, а так же приемы и методы использования различных способов оценивания на уроке.конспект урока русского языка для 4 класса
Иконка файла материала открытый урок.doc
КСП  по русскому языку в 4 классе  3 четверть 36 урок Раздел:  Предложение  Школа: № 19 Дата: «15»  марта 2017г. ФИО учителя: Турсунова Г.Е. Класс: 4 «В» класс Тема урока: Количество присутствующих:                          отсутствующих: Синтаксический разбор простого предложения Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: 1. Научить детей   осознанно использовать полученные ранее знания. 2. Применить опыт отдельных видов работы в новой ситуации Развитие  навыков: Критерии успеха Привитие  ценностей  Межпредметные  связи 1. Выполнение синтаксического разбора предложения. 2. Грамотность Все учащиеся смогут: Определять виды предложений по цели высказывания и по интонации. Находить грамматическую основу и определять второстепенные члены  предложения, определять части речи Большинство учащихся смогут: Выполнять синтаксический разбор простого предложения по алгоритму Некоторые учащиеся смогут: Безошибочно выполнять синтаксический разбор предложения по  алгоритму Любовь и уважение к русскому языку. Чувство коллективизма, ответственность. Взаимосвязь с предметами:   • • • • познание самопознание казахский язык английский язык Ход урока Этапы  урока Начало  урока Запланированная деятельность на уроке 1. Создание положительного эмоционального настроя. Учитель настраивает детей на работу ­Отгадайте загадку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. (Весна) ­ А как по ­английски и по­казахски будет звучать слово весна? (spring,  көктем) ­Какое настроение вызывает у вас это время года?  Я желаю, чтобы у вас такое же радостное настроение было на уроке. 2. Актуализация знаний. Целеполагание. ­ У нас не совсем обычный урок, а урок­сказка. Я приглашаю вас в  сказочную страну. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 2,3 с  Ресурсы Вре­ мя 1мин 1 мин Презентацияизображениями сказочного царства и  города). Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №4) Злая фея Ошибка заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город нужно разгадать зашифрованное название города.  А)  Словарная работа    Класс,  библиотека,  ученик, учитель,  грамота,  казахский язык, русский язык, каллиграфия.   Проверка учителем.(комментирование каждого написанного слова по 1 ученику) ­ Читаем сверху вниз слова на слайде  и смотрим, какое слово у нас  оказалось в рамке.   СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город – это  город СИНТАКСИС. (Слайд 5) Но почему же ворота не открываются ?! Что же изучает синтаксис? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение) (Слайд №7) ­ Открываются ворота города. (Слайд 8) Мы в сказочном городе  Синтаксис. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот  город. (Слайд 9) В) Работа с интерактивной доской ­  Но в городе Синтаксис первыми нам повстречались  гости ­ жители из  соседнего города. –   Внимательно   посмотрите   на   этих   веселых   человечков.   У каждого из них есть имя. Кто они? (Части речи) – Что вы знаете о частях речи? (ответы детей) – Распределите  слова  по частям речи.  Кто попробует? (Работа 8мин   5 мин Презентация на интерактивной доске; задавать вопрос к каждому слову) (Слайд 10) предло местоимен союз имя имя глагол существи тельное сугробы проталинки улицы город прилага тельное ранняя любимый весеннее запели наступила ие она г на и                Проверка учителем.  (Корректировка правильности выполнения фронтальной работы учащихся на интерактивной доске)        – Что можно составить из данных слов?  (предложения, текст). (Слайд 11) – Правильно! ­  Попробуйте составить предложение. (Наступила ранняя весна. 1 мин Слайды На улицах растаяли сугробы.) –   Какую   работу   можно   провести   с   предложением?   Как называется такой разбор? (Синтаксический разбор предложения). –   Сформулируйте   тему   урока.     (Синтаксический   разбор простого  предложения) (Слайд12)­ Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:  Построить алгоритм разбора предложения. 1. Вспомнить виды предложений, члены предложения 2. 3. Выполнить   синтаксический   разбор   предложений   по алгоритму. (Слайд 13) Критери и успеха У учащихся появляется  интерес к теме урока 3. Организация усвоения способов деятельности  Середина урока  ­ И вот приступаем к выполнению 1 учебной задачи (Слайд 14). Работа по карточкам в парах 5 мин карточки Первая учебная задача: вспомнить виды предложений,  члены предложения.   ­  А сейчас работа по вариантам. 1   вариант.  Напишите   какую   характеристику   предложениям при синтаксическом разборе 1. Предложения по цели высказывания бывают  …  (повествовательное, побудительные, вопросительное); 2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные   даем   и невосклицательные); 3.   Предложения   по   наличию   грамматических   основ бывают………. (простые   и сложные); 4.   Предложения   по   наличию   второстепенных   членов   бывают ………. (распространённые и нераспространённые). Самооценивание.   2 вариант. Напишите какие члены предложения вы знаете. 1. Главный  член предложения,  который  обозначает  предмет и отвечает  на вопросы кто? что?  ­ ….(подлежащее) 2. Главный   член   предложения,   который   обозначает   то,   что говорится о предмете речи  и отвечает  на вопросы что делает предмет? ­ …. (сказуемое) 3. Второстепенный   член   предложения,   который   обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей ­ … (дополнение) 4. Второстепенный   член   предложения,   который   обозначает время,  место,   образ  действия,   причину,  цель  и   выражается существительным   с   предлогом   или   наречием   ­   …. (обстоятельство) 5. Второстепенный   член   предложения,   который   обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, чей?, зависит от  существительного, может быть выражен прилагательным  ­ … (определение) Самооценивание.  Взаимооценивание.  Проверка учителем. Сравнивание ответов с ответами на слайде) (слайды 15­18) 1 мин Слайдызадание, ­  Первый вариант, покажите веселые смайлики, если правильно выполнили     а   грустные,   если   допустили ошибки.    Второй вариант – ваши ответы. ­  Молодцы! (Слайд с учебными задачами) ­   Первую   учебную   задачу   выполнили  (задача   меняет   цвет) (Слайд19) Работа в группах Вторая   учебная   задача:   построить   алгоритм   синтаксического разбора простого предложения.  ­   Сейчас   вы   будете   работать   в   группах.   Вспомним   правила 5 мин групповая  работа работы в группах. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! ­     Вам   необходимо   вспомнить   и   построить   алгоритм синтаксического разбора простого предложения. Возьмите конверт     и из   предложенных   карточек       составьте   алгоритм   синтаксического разбора простого предложения: Алгоритм синтаксического разбора простого предложения: 1. Определить вид предложения по цели высказывания  (повествовательное, вопросительное, побудительное)  2. Определить вид предложения по интонации      ( восклицательное,  невосклицательное)  3. Подчеркнуть грамматическую основу предложения ­ подлежащее и  сказуемое ( простое предложение)  4. Определить вид предложения по наличию второстепенных членов  (распространенное или нераспространенное) и подчеркнуть их.  5. Указать  какой частью речи выражен каждый член предложения.  Сравнивание   ответов   со   слайдом   Правильные   ответы   читает учитель (Слайд 20) Взаимооценка.( Обмен листами. Оценивание работы  групп.) ­ Третья группа, как вы оцените работу 1 группы.   Покажите веселые смайлики, если правильно выполнили задание, грустные, если допустили ошибки.     ­ Первая группа, оцените работу 2 группы. ­ Вторая группа, оцените работу 3 группы.                (Слайд с учебными задачами) ­  Вторую  учебную задачу мы тоже выполнили (задача меняет цвет)   ( Слайд 21) 4. Физминутка (Слайд 22) ­ Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете алгоритм разбора предложения. И 2мин Презентация 3 минНа доске сейчас мы продолжим наше путешествие.   И вот нам нужно посетить  улицу предложений. В каждом доме на этой улице живут предложения.  А какие они, мы сейчас попробуем догадаться. Номера домов здесь  необычные, вместо цифр – знаки.   Нужно определить какое  предложение живет в каждом доме.   (Слайд 23) ­ Какие предложения по цели высказывания живут в этом доме? (Слайд  24) Правильно, повествовательные. Что это значит? Приведите пример.  (Называют вид предложения, приводят примеры). ­ А сейчас мы выполним, соблюдая алгоритм, синтаксический разбор  предложения. Работа у доски. Один ученик выполняет синтаксический разбор  повествовательного  предложения: Наступила   весна в нашем любимом  городе. (Слайд25) Оценивание работы ученика учителем. Оценивание класса.  ­ Покажите веселые смайлики, если ученик правильно выполнил  задание, грустные, если допустил ошибки.     ­ Какие предложения по цели высказывания живут во втором  доме?  (Слайд 26) Правильно, побудительные. Что это значит? Приведите  пример. (Называют вид предложения, приводят примеры). ­ А сейчас мы выполним, соблюдая алгоритм синтаксический разбор  побудительного предложения. Работа у доски. Один ученик выполняет синтаксический разбор  предложения: Яркое солнце разрушит последние снежные крепости!  Слайд 27) Оценивание работы ученика учителем. Оценивание класса.  ­ Покажите веселые смайлики, если ученик правильно выполнил  задание, грустные, если допустил ошибки.     ­ Какие предложения по цели высказывания живут в следующем   доме?  (Слайд 28) Правильно, вопросительные. Что это значит? Приведите  пример. (Называют вид предложения, приводят примеры). ­ А сейчас мы выполним, соблюдая алгоритм синтаксический разбор  вопросительного предложения. Работа у доски. Один ученик выполняет синтаксический разбор  предложения: Ты чувствуешь приход долгожданной весны? Слайд 29)  Оценивание работы ученика учителем. Оценивание класса.  ­ Покажите веселые смайлики, если ученик правильно выполнил  задание, грустные, если допустил ошибки.      (Слайд с учебными задачами) ­  Третью   учебную задачу мы тоже выполнили  (задача меняет цвет) ( Слайд 30)     Работа по карточкам по вариантам 3 мин 3 мин 5 мин­  А сейчас мы выполним следующее задание. Мы знаем главные члены  предложения. Но хотелось бы всегда лучше узнать своих   знакомых.  Злая фея опять строит свои козни запутала слова в предложениях. Она  убрала знаки препинания в конце предложений. Вам необходимо   разделить текст на предложения, поставить знаки препинания в конце  предложений и подчеркнуть в полученных предложениях главные члены. а) Игра­путаница  ­­  Определите границы предложений  (Слайд 31) В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке (Учащиеся по очереди называют полученные  предложения. Учитель  раздает карточки по вариантам)  ­   Вы  в карточке должны найти и подчеркнуть главные члены  предложения. Проверка по слайду. 1. В реке там рыба. 2. На бугре мычит корова. 3. В конуре собака лает. 4. На заборе поет синичка. 5. В коридоре играют дети. 6. На стене висит картина. 7. На окне узоры инея. 8. В печурке горят дрова. 9. В руках девчурки нарядная там кукла. 10. В клетке ручной щегол поет. 11. Салфетки там на столе лежат. 12. Коньки к зиме готовят там. 13. Очки лежат для бабушки. 14. Тетрадки всегда содержатся в порядке.  ­  Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные  члены  предложения?  ( Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемыхКонец  урока нет. В 12 предложении – только сказуемое.  ­ Какой можно сделать вывод? ( В предложении не всегда два главных  члена предложения, предложение может быть и с одним главным  членом.)        Самооценивание ­ Покажите веселые смайлики, если правильно выполнили задание,  грустные, если допустили ошибки.                                                    Итог урока. Рефлексия. Вот мы и побывали в волшебном городе Синтаксис. Перед вами  картинка города. Возьмите в руки свою фотографию. Кто все понял на  уроке и не имел трудностей, тот должен прикрепить фотографию на  верхнюю часть картины, в самом городе. Те, кто имел трудности, но  справлялся, тот прикрепит свою фотографию ниже,  у ворот города. А  те, кому было сложно, не понял тему урока, прикрепят свою  фотографию еще ниже, на травке, подальше от стен города. 2 мин

Посмотрите также