Конспект открытого урока
7 класс
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение, 2011.
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Развивающий аспект
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективеконспект
Конспект открытого урока
7 класс
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 7 класс. М.: Просвещение,
2011.
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Развивающий аспект
Воспитательный аспект
Учебный аспект
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
показать роль причастного оборота в речи.
Оборудование: ноутбук, проектор, индивидуальные карточки, доска, учебник, тетради.
Планируемые результаты(предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
УУД
УУД
УУД
Пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
Учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с
учителем и
самостоятельно
Уметь договариваться
о распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный контроль
находить определяемое и
зависимое слово;
выделять запятыми на письме
причастный оборот;
графически обозначать
причастный оборот;
использовать причастные
обороты в устной и письменной
речи.Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ХОД УРОКА
I. Организаци
онный момент
Приветствие.
Приветствие. Проверка готовности к
уроку.
II. Актуализация
знаний
Учитель задает вопрос по ранее
изученному материалу.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
Самостоятельная часть речи,
обозначающая признак предмета по
действию.
Зависят от существительного,
одинаковый вопрос: какой? какая?
какое?, род, число, падеж, полная и
краткая форма, определение.
Причастие обозначает непостоянный
признак предмета, а прилагательное
постоянный, причастие можно заменить
сочетанием: глагол + слово «который».
Вид, время (настоящее и прошедшее),
возвратность и невозвратность, может
быть сказуемым.
Причастия не спрягаются.
Гласные в падежных окончаниях
причастий определяются так же, как в
окончаниях прилагательных.
Фронтальный
опрос
Что такое причастие?
Назовите признаки прилагательного у
причастия.
Чем отличается причастие от при
лагательного?
Каковы признаки глагола у причастия?
Чем отличается причастие от глагола?Как склоняются причастия? Каковы
условия выбора окончаний в причастиях?
Учитель дает задание:
Трансформируйте данные фразы так,
чтобы в них появились причастия.
Ученики выходят, записывают
получившиеся словосочетания,
указывают главное и зависимое слово,
задают вопрос.
• девушка, которая танцует
• ученик, который пишет
• вода, которая кипит
Девушка танцующая
Ученик пишущий
Вода кипящая
Учитель предлагает учащимся
распространить данные причастия.
Учащиеся выполняют упражнение
письменно в тетрадях.
Девушка танцующая (как?)
Ученик пишущий (что?)
Вода кипящая (в чем?)
Открытие нового
знания
Учитель предлагает сравнить
словосочетания из 1го и 2го столбиков
Обучающиеся самостоятельно выводят
определение причастного оборота
Ваше открытие верно. Цель нашего
исследования – изучить причастный
оборот
Ученики формулируют тему и
записывают в тетрадь.
III. Работа по
теме урока
Учитель предлагает игру «Лишнее
выражение».
Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.
Играющие во дворе
Висящая на стене
Изученное правило
Засыпанный снегом
Ученики делают вывод о том, что
данное выражение состоит из
определяемого слова и причастия,
остальные словосочетания являются
причастными оборотами.
Учитель предлагает работу в парах.
Найдите словосочетания «прич. + сущ.»
Учащиеся выполняют задание.
I
1. Служащие Родине
2. Растаявшие льдины3. Построенные рабочими
4. С обрадованными ребятишками
5. Разбросанные ребёнком
II
1. Рассказанного стариком
2. Скошенные косой
3. Исследованной местностью
4. Прочитавшего книгу
5. Светящиеся окна
III
1. Разведанная геологами
2. Освещённая луной
3. Обнаруженного противника
4. Расчищенная школьниками
5. В написанных словах
Проверьте себя по слайду самоконтроля. (I
– 2,4; II – 3,5; III – 3,5)
Физкультминутка
для спокойствия
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
Дети выполняют действия,
отражающие смысл слов. Все выбирают
удобную позу сидения.
Закрепление
материала.
Учитель предлагает индивидуальную
работу с карточками. Задания
дифференцированы.
Учащиеся самостоятельно работают в
тетрадях.
Ответы на слайде, после выполнения
работы ученики в парах проверяют тесты,IV. Подведение
итогов.
Домашнее
задание
несколько человек могут объяснить свои
ответы.
Что такое причастный оборот?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Что такое определяемое слово?
Каким членом предложения является
причастный оборот?
Параграф учить
Выписать из любых художественных
произведений 67 предложений с
причастным оборотом, графически
объяснить.
Дополнительная литература
1. Русский язык. 7 класс. Тесты к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7
класс» / Е.М.Сергеева. М.: Экзамен, 2015.
2. Сборник правил и упражнений по русскому языку / Д.Э. Розенталь. М.: Эксмо,
2009.
3. Универсальный справочник по русскому языку / Д.Э. Розенталь. М.: Мир и
образование, 2013.
4. http://www.saharina.ru – образовательный сайт учителя русского языка и
литературы Захарьиной Елены Алексеевны