Обобщение знаний о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных.
Умение различать падежи по их признакам;
Определение роли имен существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.
Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);Обобщение знаний о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных.
Умение различать падежи по их признакам;
Определение роли имен существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.
Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
Открытый урок по русскому языку.
Тема: «Склонение имен существительных (урокобобщение)».
1. Ф.И.О.(полностью) Калова Зара Сатгалиевна
2. Место работы МКОУ «СОШ №2» г.п. Залукокоаже
3. Должность учитель начальных классов
4. Предмет русский язык
5. Класс4
6. Тема«Склонение имён существительных»
7. Базовый учебник Н.В. Нечаева «Русский язык. 4 класс» (1 часть)
10. Тип урокаурокобобщение
11. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
12. Цели:
1 Обобщение знаний о падежах имён существительных;
2 Совершенствование умений определять падеж имён существительных.
Предметные УУД:
1 Умение различать падежи по их признакам;
3 Определение роли имен существительных в предложении;
Личностные УУД:
Развитие творческой деятельности.
2 Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении
письменных работ.
Регулятивные УУД:
Умение ставить цели, задачи, достигать их.
2 Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность
наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать в паре.
2. Развивать речь учащихся
13. Оборудование и реквизиты:
Компьютер;
ЭОР (презентация,интерактивные задания)
Экран;
Проектор;
Карточки с названием падежей;Ход урока
Индивидуальные задания;
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
Записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка
У: Ребята, скажите, с чего у нас обычно начинается урок?
Д: С каллиграфической минутки. Мы будем писать букву Ее, так как она будет нам встречаться,
практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной
линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
Запишем цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________________________
3. Постановка целей и задач урока
Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
( ЭОР № 4, слайд 2) (щелчки после каждой строчки) [3].
Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Кто не любит старательно
Который изумительно
Науку познаёт!»
Того, сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».
Тому, ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Уроки делать сам.
Того, сказал Винительный,
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.Кто в жизни делать может
О том, сказал Предложный,
Я предложу рассказ,
Так, какая же тема нашего урока? (ЭОР № 4, слайд 3)
Д: «Склонение имен существительных. Урокобобщение»
У: Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед
Полезное для нас.
собой на данный урок? (ЭОР № 4, слайд 4)
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа
Итак, что же такое склонение?
Д. Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. (ЭОР № 4,
слайд 5)
Склонение какой части речи мы с вами определяем, давайте еще раз вспомним?
(ЭОР №1.Интерактивное задание на нахождении ошибки в определении имени
существительного).
Молодцы ребята. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на
вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Сколько склонений в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 6)
Д. В русском языке 3 склонения. (ЭОР № 4, слайд 7), 1е имена существительные ж.р., и
существительные м.р. с окончаниями – а, я,
(Например: дядя, грамматика);
2е имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные
с.р. (Например: урок, утро); 3е имена существительные ж. р. с нулевым
окончанием (Например: местность)
Выполним с вами задание на определение склонения имен существительных.
(ЭОР № 2.Интерактивное задание на определение склонения имен существительных)
Сколько падежей в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 8)
Д. – У слова есть шесть падежей.
У. Давайте запишем их с вопросами и со словами – помощниками в свои тетради.
(щелчки после каждой строчки)Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего?
Дательный (дам) кому? чему?
Винительный (вижу) кого? что?
Творительный (доволен) кем? чем?
Предложный (думаю) о ком? о чём?
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверяем правильность написания падежей и их вопросов.
Хорошо, справились с заданием.
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах в специально подготовленных
костюмах и шапках с названиями падежей) (ЭОР № 4, слайд 9) [3]
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
С предлогом к и по дружу,
Лишь только я могу сказать.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (ЭОР № 4,
слайд 10)
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Но и один гулять хожу. (ЭОР № 4, слайд
11)
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (ЭОР № 4,
слайд 12)
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
5. Физкульт.минутка
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
6. Закрепление пройденного материала
От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые
будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли
вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного
листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с
падежами. Итак, начали… (ЭОР № 4, слайд 13)
Както раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. [4] Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. 5.
7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (ЭОР № 4, слайд 14)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
Бр…дил по л…су,
ч…деснаяп…года,
прячутся под б…
рёзами,
всп…минали о лете.
II вариант
Прол…тала над
лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…
бницы,
шли по тр…пинке.
8. Самопроверка (Работа в парах) (ЭОР № 4, слайд 15)
А теперь, проверьте.
I вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
II вариант
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
10. Задание на определение падежной формы существительных (ЭОР № 3)
12. Работа по таблице (ЭОР № 4, слайд 16)
Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в
шли по тропинке. (Д.п.)
русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в
каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут
употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и
творительном падежах?
Д. Они могут употребляться и без предлогов.
Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Д. По таблице.
13. Итог урока (ЭОР № 4, слайд 17) Подведём итог урока.
В чём заключалась цель нашего урока?
Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
Чью работу на уроке хотите отметить?
14. Домашнее задание (ЭОР № 4, слайд 18)
Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206
Используемая литература:
1.
Учебник «Русский язык», Нечаева«Русский язык. 4 класс» (1 часть), 2013г.
2.
3.
Поурочные разработки к учебнику Нечаевой, «Русский язык. 4 класс»(авторы:Т.Н.
Ситникова, И.Ф. Яценко)
Ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого
использования в системе образования Российской Федерации (http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/351a67910bbf11dc83140800200c9a66/russ12_kl4_72_2.swf
интерактивное задание
4.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (инновационные учебные
материалы)
Приложение к плануконспекту урока
«Склонение имён существительных. Урокобобщение».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
№ Название
Тип, вид
Форма
Гиперссылка наресурса
ресурса
предъявления
информации(ил
люстрация,
презентация,
видеофрагмент
ы, тест, модель
и т.д.)
ресурс,
обеспечивающий
доступ к ЭОР
Единая
Инновацион
Таблица
http://files.school
1
коллекция
ные учебные
цифровых
материалы
образовательн
ых ресурсов
collection.edu.ru/dlrstore
/1d420d4bd6bf4077
9e873c3782ec601c/
%5BNSRUS_4
05%5D_
%5BIA_067%5D.swf
Ресурсы
Инновацион
Интерактивное
http://files.school
2.
федеральных
ные учебные
задание
collection.edu.ru/dlrstore
образовательн
материалы
/351a67910bbf11dc
ых порталов,
предназначенн
ые
для
некоммерческо
го
использования
в
системе
образования
Российской
Федерации
Единая
8314
0800200c9a66/russ12_kl
4_72_2.swf
Инновацион
Фрагмент
http://files.school
4.
коллекция
ные учебные
цифровых
материалы
образовательн
ых ресурсов
collection.edu.ru/dlrstore
/a523cf2904ac48e3
bd7b
0a1510456202/%5BNSRUS_406%5D_
%5BIG_074%5D.swf
Презентация:
Инновацион
5.
«Склонение
ные учебные
имен
материалы
существительн
ых»,
19 слайдов