Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
28.04.2017
Урок позволяет учащимся повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки. На уроке вырабатываются практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот. Проводится в увлекательной форме путешествия по станциям. Используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы обучения.
Урок в 6 классе по теме Причастие.docx
Повторение и обобщение по теме "Причастие".
Урокпутешествие
Цели урока:
повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение
находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать
практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать
тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей
деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,
группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,
быть готовым корректировать свою точку зрения
Тип урока: повторительнообобщающий
Вид: урокпутешествие
Виды деятельности:
устная и письменная
индивидуальная и коллективная
мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;
речевая: учебная и спонтанная.
Средства обучения: компьютер, учебник, кейс, карточки, жетоны. карточки с
разным уровнем сложности, раздаточный материал для парной работы.
Формы обучения:
фронтальная
индивидуальная.
групповая
Организационный момент
ХОД УРОКА
Психологический настрой:
Добрый день, ребята! Я думаю, сегодня понастоящему добрый день. На улице
теплая погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера.
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, и с такими прекрасными улыбками
начнём наш урок. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с
вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Мотивация.
Сегодня мы отправимся в путешествие по одной чудесной стране. Но чтобы
войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот
правильное определение всех признаков одного слова. Итак, начнем. Актуализация опорных знаний:
I. Слово ДУМАЮЩИЙ какой частью речи является? (………………..). Докажем
это.
II. Доказательства.
1. Вопервых, оно обозначает признак по действию, т.к. к нему можно задать
вопрос …
2. Вовторых, слово относится к одному из трех родов, а именно к … .
3. Втретьих, слово склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
4. Вчетвертых, изменяется по числам: …
5. Впятых, в словосочетании это слово может быть главным, тогда мы образуем
….. оборот.
6. Вшестых, в предложении это слово бывает чаще всего ….
III. Вывод:
Следовательно, мы доказали, что слово ДУМАЮЩИЙ причастие, так как
обладает всеми признаками данной части речи.
Постановка учебной задачи:
Мама – Прилагательное, а папа – сам Глагол.
Их сыночек родненький – в них двоих пошёл.
Мамины вопросики сынок всем задаёт.
Признаки по действию предметам раздаёт.
О какой части речи здесь говорится? (о причастии)
Учитель:
Правильно. Итак, пароль расшифрован. Сегодня мы отправимся в путешествие
по городу «Причастие». Путешествовать нам не впервой. Кто помнит, в 5 классе по
какому городу мы путешествовали? (Имя существительное).
Нам предстоит побывать на разных станциях. Всего станций будет 7. А чтобы
вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели
ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Итак, доброго пути!
Вопервых, сформулируем тему сегодняшнего урока? Мы закончили с вами
раздел по теме «Причастие». В конце каждой большой темы мы обычно повторяем и
обобщаем изученное. Как же мы назовём сегодняшний урок? (Повторение и
обобщение по теме "Причастие"). Запишем в тетрадь дату, классную работу, тему
урока.
Какую же учебную задачу мы поставим перед собой? (повторить основные темы
в разделе “Причастие”, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и
доказывать свою точку зрения. Слушать и слышать других. Искать и находить пути
решения проблемы).
И самое главное, этот урок будет подготовкой к контрольной работе. Поэтому,
я думаю, все активно включимся в классную работу.
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу
в образе прилагательного. В.И. Даль.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В.И.Даля (на доске).
1. Как вы понимаете это высказывание? (причастие совмещает в себе признаки
двух частей речи: прилагательного и глагола).
2. Что значит «причастный»? (имеющий непосредственное отношение,
касательство к чемунибудь).
Я предлагаю вам игру «Веришь или нет?»
Эта игра поможет нам узнать, как мы усвоили теорию о причастии. Ваша задача
– определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе.
Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?
Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий зависит от спряжения
глагола?
Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
А я верю, что вы знаете, что такое причастие и сможете его определить в
любом тексте?
Организация проверки знаний на практике.
Пока мы играли, я даже не заметила, как мы подъехали в первой станции.
1.Станция Синтаксическая
.
В данных предложениях расставьте знаки препинания.
1) Дождь моросивший весь день прекратился.
2) Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце.
3) Суровая северная земля долго спавшая под снегом проснулась под теплыми
лучами весеннего солнца и зазеленела.
5) Через несколько минут они попали в низкие пещеры уставленные ящиками.
6) Развалины, едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием.
2. Станция Составительная.
1 уровень:
От данных глаголов образуйте страдательные причастия, обозначьте суффиксы. Над
страдательными надпишите С, над действительными – Д.
1. Затоптать ...............
2. Оставить ...................
3. Освещать ....................
4. Зажечь ................................
5. Разработать .................. 6. Закопать .......................
7. Указать ..........................
8. Выбросить .........................
2 уровень:
К каждой группе причастий подобрать примеры (по 4 слова):
Действительные:
Страдательные:
3. Станция Спортивная.
Физминутка
«Бинокль»
Встаньте. Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к
глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, прямо. Что вы видите? С этими
словами составьте словосочетания, используя причастия.
А теперь подвигаемся. Филипп проводит физминутку. «Кошка беспородная».
4. Станция Теоретическая.
Блицопрос по вопросам зачёта.
Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.
5. Станция Раздельная
Отметьте кружочком номера словосочетаний, где НЕ пишется раздельно. Устно
объясните, почему пишется раздельно.
1.вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся
11.( не) воспитанный человек
12. (не) меркнущий свет
13. (не) ограниченные возможности
14. свобода (не) провозглашена
15. ничем (не) обладающий
6. Станция Творческая. Эта самая наша любимая станция, потому что мы все любим сказки. Сочините
сказку о причастии. Думаю, для вас не составит труда, так как мы с вами уже
сочиняли всевозможные сказки на уроках литературы.
7. Станция Рефлексивнооценочная.
Рефлексия. Оценивание.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Я вижу, что вы прекрасно усвоили
тему «Причастие», показали сегодня хорошие знания. Поднимите карточку со
смайликом, отражающим ваше настроение.
Итоги урока по листам самооценки.
Оценка
ученика
Оценка
учителя
Лист самооценки
Фамилия, имя_________________________
Работа в группе
Самооценка
“5” – высказывал идеи,
делал выводы, выступал.
“4” – участвовал в
обсуждении, понял
поставленную задачу.
“3” – работал вяло, задачу
не выполнил.
“5” – на уроке был активен,
выполнил все виды работы,
материал урока усвоил.
“4” – материал в основном
усвоил, был активен, но не на
всех этапах урока.
“3” – работал не активно,
материал усвоил частично.
«+» я выполнял работу
2 уровня
«+» я выполнял работу
1 уровня
Домашнее задание (на выбор):
1.создать презентацию по теме «Причастие».
2. сочинить стихотворение на тему «Причастие».
3. ДЛЯ ВСЕХ: подготовиться к контрольной работе.
Вопросы для рефлексии:
1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился ?
2.Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
3.Как я выполнял задания, какими способами? Что я чувствовал при этом?
4.Каковы были основные трудности и как я их преодолел?
5.Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителю).
Метод неоконченного предложения для рефлексии:
сегодня я узнал…
было интересно… было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Тема «Повторение и обобщение по теме «Причастие»
Самоанализ урока
Место урока в теме: 23ий урок из 25 уроков.
Урок связан с предыдущим по содержанию. Это один из последних уроков по данной
теме. Завтра будет контрольная работа и последний урок «Анализ контрольной
работы».
Знания и умения, полученные детьми сегодня, помогут при написании контрольной.
При подготовке к уроку я учитывала возрастные и психологические
особенности учащихся. Именно поэтому вид урока: путешествие с использованием
игровых технологий.
Характеристика класса
В 6 классе обучаются 14 учащихся. Уровень познавательной активности:
средний. Проведена диагностика особенностей познавательных процессов.
Отслеживались память, внимание, мышление. На высоком уровне 2 (Филипп и
Сергей А.), выше среднего 1 (Даша Б.), на среднем – 4 (Данила, Сергей Ч., Настя,
Саша Д.), ниже среднего 6, на низком – 1 (Сизов С.). С ЗПР – 2 ребёнка: Сизов С,
Ганин А.
Многие занимаются с интересом, отдельные дети обладают навыком
самостоятельной работы. Психологическая атмосфера на уроках благоприятная.
Темп работы учащихся на уроке средний, интерес к предмету у большинства детей
высокий. Данные по уровню познавательной деятельности имеются.
Исходя из характеристики класса, на данном уроке я ставила следующие цели:
Цели урока:
повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение
находить причастие и определять его грамматические признаки; содействовать
выработке практических умений находить и выделять запятыми причастный оборот.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать
тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей
деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,
группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других,
быть готовым корректировать свою точку зрения. Тип урока: повторительнообобщающий
Были использованы виды деятельности:
устная и письменная
мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;
речевая: учебная и спонтанная.
Средства обучения: компьютер, карточки для индивидуальной работы, жетоны,
карточки с разным уровнем сложности, раздаточный материал для групповой работы.
Формы обучения:
фронтальная
индивидуальная.
групповая
Для проведения урока были созданы учебноматериальные, психологические,
гигиенические условия. В ходе урока отклонений не было.
В начале урока были проведены психологический настрой учащихся и
мотивация.
На этапе актуализации опорных знаний ребята в группе обсудили и доказали,
что слово «думающий» является причастием.
На этапе постановки учебной задачи совместно с детьми мы сформулировали
тему урока, каждый определился со своей учебной задачей на данном уроке.
Цели урока решались в продолжение всего занятия.
Я считаю, что поставленные цели удалось решить на необходимом уровне и
избежать при этом перегрузки учащихся. Думаю, выбранная структура урока была
рациональна для формирования всех универсальных учебных действий. Логическая
связь между этапами урока наблюдалась. Средства обучения использовались
целесообразно.
В течение всего урока обеспечивалась достаточная
работоспособность учащихся.
Таким образом, я считаю, что урок цели достиг.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.