Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
28.10.2019
Цель урока:
познакомить учащихся правилом правописания гласной в приставках при- и пре-
Задачи: Образовательные:
• познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на
письме;
• формировать умение учитывать значение морфем при выборе их
правильного написания.
Развивающие:
• развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное;
• устанавливать причинно - следственные связи,
• формировать умение работы со схемами,
• развивать познавательные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
• совершенствовать навыки общения,
• вовлечьобучающихся в активную практическую деятельность,
• формировать гуманные качества личности.
Тип урока:
Урок формирования новых знаний. Методы:
• печатно-словесный;
• наглядно- иллюстративный;
• деятелыюстный;
• частично - поисковый.
Форма организации познавательной деятельности:
• индивидуальная
• коллективная
• групповая
Оборудование:
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• переносная интерактивная доска «МИМИО»,
• раздаточный материал.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по тем1.docx
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Правописание гласных в приставках пре и при»
Цель урока:
познакомить учащихся правилом правописания гласной в приставках при и пре
Задачи: Образовательные:
познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на
письме;
формировать умение учитывать значение морфем при выборе их
правильного написания.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное;
устанавливать причинно следственные связи,
формировать умение работы со схемами,
развивать познавательные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
совершенствовать навыки общения,
вовлечьобучающихся в активную практическую деятельность,
формировать гуманные качества личности.
Тип урока:
Урок формирования новых знаний. Методы:
печатнословесный;
наглядно иллюстративный;
деятелыюстный;
частично поисковый.
Форма организации познавательной деятельности:
индивидуальная
коллективная
групповая
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
переносная интерактивная доска «МИМИО»,
раздаточный материал.
I. Вводно мотивационный.
Зарядка для успешности
Ход урока:
Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать,
думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"Учитель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и выберите ту букву, которой у
вас соответствует ваше настроение в начале нашего сегодняшнего занятия.
У каждого обучающегося на рабочем столе лист с изображением самооценки настроения в
начале урока. Реоята оценивают свое настроение.
11. Подготовка к восприятию
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание прис
тавок на з(с).На интерактивной доске даны слова:
учебного материала.
Учитель:
В начале урока мы повторим правописание приставок на з и с. От чего зависит
правописание этих приставок? Вспомните алгоритм рассуждения, которым пользуемся
при написании приставок на з и с. Используя алгоритм, найдите слова на данное правило
и вставьте пропущенные буквы. (Работа с интерактивной доской).
Учитель:
Мы продолжаем изучение темы «Правописание приставок». Обратите внимание, какие
слова остались на доске. В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее. Прочитайте
их и попробуйте сами вставить пропущенные буквы. А сможете вы объяснить, почему вы
вставили эти гласные? А я с вами не согласна. Я считаю, что в слове пришкольный я в
приставке напишу букву е прешкольный. Кто из нас прав? А чтобы ответить на этот
вопрос, сегодня на уроке мы познакомимся с вами с правилом правописания приставок
при и пре.
III. Формулирование темы и цели урока.
Учитель:
И так тема нашего урока « Правописание гласных в приставках при и пре ».
Сегодня на уроке мы должны с вами узнать, от чего зависит написание гласных
в изучаемых приставках, научимся графически обозначать орфограмму, а также
выработаем алгоритм рассуждения, которым будем пользоваться при написании гласных в
приставках. И в конце урока мы вернемся к нашему спору: кто из нас оказался прав?
Учитель пышет тему уроки па доске. Дети
в тетрадях.
IV. Изучение нового материала.
Учитель:
Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки при и пре?
Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами. Догадайтесь, какое
общее значение есть у данных слов: пришел, приехал, прибежал, прикатился? (Учитель
пишет слова на доске, ученики в тетрадях). Выделим приставки в данных словах. Какое
же общее значение имеют эти слова? (Дети называют значение
приставки приблизился). (На доске прикрепляется карточка ео словом
приближение.'}. Обратим внимание на гласную в приставке. Это гласная буква и. Вот мы
с вами сделали первое открытие: слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой
при. Данную орфограмму обозначим графически. Когда то в детской передаче
«Радионяня» об этом пелось так:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, Космонавт прилетел из ВселеннойВ словах придет,
прилетит, приплывет Пишется при несомненно.
Какие слова вы услышали в данной песенке на изучаемую орфограмму? Запишите
в тетради любые три слова, обозначьте орфограмму. Так какое же значение имеет
приставка при в этих словах?
А теперь напишите слова, обозначающие приближение птицы, коня, рыбы, змеи.
( Ребята написали слона: прилетела, примчался, приплыла. приползла).Так от чего же
зависит написание гласной в приставке при?
Учитель:
Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг другу разные вещи. Чего
они только они не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток
с гвоздями, клей всем они этим пользуются, чтобы присоединить. { [ 1а
доске прикрепляется слово присоединение). Задание: замените словосочетания одним
словом и запишите в тетрадях, обозначьте орфограммы:
Присоединить:
• с помощью веревки
с помощью гвоздя и молотка
с помощью иголки с ниткой
с помощью клея.
(Ребята записывают в тетрадях слова: привязать, прибить, пришить, приклеить).
Ребята, давайте еще раз проговорим, какое значение имеет приставка при в этих словах?
Некоторые предметы присоединяются к чему либо не обязательно с помощью веревки
или клея. Все, что движется, стремится к какой то цели и в конце концов достигает ее,
соединяется с ней.
Третье значение приставки при. Сейчас вы его выясните сами. Задание: образуйте
с помощью приставки при имена прилагательные от данных слов и запишите их:
канава при дороге, край при море, поселок при городе. ( Записаны слова:
придорожная, приморский, пригородный.) Какое значение имеет приставка при в этих
словах? (Ученики называют близость, а учитель прикрепляет карточку с данным словом
на доску).
Сейчас мы узнаем четвертое значение приставки при, и вы мне в этом поможете. Если
пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим....( пригорел). Вы не
открыли окно широко, а только немножко.... (приоткрыли).
Если что то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, то такие
действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с
приставкой при. (На доске прикрепляется карточка со словом неполное действие}.
Учитель:
Ребята, на доске записаны слова: приумолк, приветствовал, присел,
пристегнул, приснился. Ваша задача: выписать из данных слов только те слова, в которых
приставка при имеет значение неполного действия. Выписаны слова: приумолк, присел,
пристегнул).
Вот видите, ребята, что приставка при может быть коварной, поэтому надо быть очень
внимательным и обязательно смотреть на ее значение при написании слов. Вот мы и познакомились со всеми значениями приставки при. От чего зависит
выбор написания гласной в приставке при? (От значения). Так какие же значения
имеет приставка при? Вернемся к нашему спору. Какую приставку нужно писать в слове
пришкольный? Докажите, используя знания, полученные в процессе нашей работы. А какие
еще есть слова с приставкой при? Объясните их правописание. А какое слово осталось на
доске? (Предобрый). Посмотрите на все значения, которые имеет приставка при? Можем
ли мы использовать эти значения, чтобы правильно написать данное слово?(Нет). А какую
букву напишем? (Е). Попробуйте объяснить, какое значение имеет приставка пре? (Очень),
Работа с учебником.
Давайте обратимся к учебнику на странице 69 § 32. Прочитайте материал
учебника. Обратите особое внимание на правописание приставки пре. Так какое значение
имеет приставка пре? (Прикрепляем ни доску карточки: 1. очень.2. пере). Приведите свои
примеры слов , в которых пишется приставка пре.
Очень хорошо. А теперь, опираясь на полученные знания, составьте опорные
схемы, которые помогут вам запомнить значение приставок при и пре. Можете проверить
себя, посмотрев на них на сладе.
На стенде постепенно открывается опорная схема:
ПРИ
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чутьчуть
ПРЕ
Пре = очень
Пре = пере
Физкультминутка «Приставочки».
IV.
Включается негромкая бодрая музыка. Учитель называет слова с приставками пре и
при. ребята мимикой, движениями повторяют скачанные слова.
Учитель:
Присмотреться, приосаниться, прекрасная погода (делают движения руками),
присесть, привстать, принагнуться, приблизиться к парте лицом, присмотреться к
предметам, лежащим на столе; привстать, пригнуть пальчики, распрямить, снова
приосаниться, присесть на стул и внимательно прислушаться к следующему заданию.
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить полученные знания.
1 этап первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения. Учитель:
Ребята, обратим внимание на образец рассуждения, который дан в учебнике на стр. 69.
Применяя данный образец рассуждения, выполним следующее задание: (на
стенде «Сегодня на уроке» прикреплены слова на отдельных листочках с приставками при и пре. где пропущена изучаемая орфограмма:пр..лететь, пр...шить. пр.лглыть.
пр..бить,пр..дорожный, пр..открыть, пр..милый, пр…готовление, пр...вычка ).
Внимательно посмотрите на слова, которые даны на стенде «Сегодня на уроке». Ваша
задача: выйти к доске и прикрепить на магнитики слова с приставкой при в 1 колонку, с
приставкой пре во вторую колонку. Все ли вы слова распределили верно? А какие слова
вызвали затруднение при распределении по столбикам? ( Приготовление, привычка).
Почему? ( В данных словах приставка при, но она не имеет тех значений, с которыми
познакомились на уроке.). В случае затруднения написания приставок при и пре в словах,
нужно обращаться к толковому словарю.
VI. Закрепление изученного 2 этап.
На слайде текст.
Приблизить или присоединить чтото можно не только при помощи движения
или технической работы. Человек согласился с чьимто мнением значит, присоединился
к нему. Согласился участвовать в какихнибудь делах — примкнул к другим
участникам. Подружился с животным приручил его. Полюбил когонибудь привязался к
нему (не веревочкой, а душой). Проявил к комунибудь ласковое, сердечное отношение
приласкал, пригрел, приголубил. Радостно поздоровался приветствовал. Позвал в
гости — пригласил. Хорошо встретил в своем доме оказал гостеприимство. По
доброму устроил пожить у себя — приютил.
Учитель читает текст.
Задание ученикам: определите главную мысль текста. Прочитайте текст самостоятельно,
постарайтесь запомнить слова с изучаемой орфограммой.
Работа в группах.
Задание: выпишете слова с приставками при, пре. Обозначьте орфограмму. Я надеюсь,
что вместе, помогая друг другу, отлично справитесь с этой работой.
Дополнительное задание: приведите свои примеры добрых слов с приставками при и пре
(После выполнения задания, проверяются слова).
Учитель:
Все эти слова с приставками при и препосвоему обозначают приближение, присоеди
нение: они показывают проявление близости мыслей и чувств и говорят о
хороших отношениях между людьми. И вы, работая в группах, проявили взаимоуважение,
взаимопомощь, прислушивались друг к другу, преодолевали трудности при
выполнении задания.
VII. Контроль за усвоением знаний.
У каждого на рабочем столе карточка с заданием: вставьте пропущенные буквы в
словах, обозначьте орфограмму, стрелками соедините слова с приставками при и пре,
которые соответствуют их значению.
Приближение пр.. .делать
Неполное действие пр... забавный
Очень пр... цепить
Близость пр... катить
Присоединение пр... лечь Пере пр... спокойный
пр...усадебный
Подведение итогов урока.
пр...рвать.
VIII.
Учитель:
Сегодня мы познакомились с новым правилом. С каким? Отвечаем на вопрос, который мы
поставили в начале урока: от чего зависит правильный выбор написания гласной в
приставках при и пре? Как графически обозначается изучаемая орфограмма?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IX.
Домашнее задание:
§ 32, упражнение 155
X. РЕФЛЕКСИЯ:
Выберите квадратик красного цвета, если вы удовлетворены уроком, если он был для вас
полезен, вам было интересно на занятии.
Выберите квадратик желтого цвета, если на уроке вам все было понятно и интересно.
Выберите квадратик зеленого цвета, если пользы от занятия вы получили мало и не очень
понимали, о чем идет речь.
Учитель:
Ребята, мы с вами славно потрудились на уроке. В начале занятия вы оценили
свое настроение, а теперь оцените его в конце урока.
У каждого обучающегося на рабочем столе лист с изображением самооценки настроения в
конце учебного занятия. Ребята оценивают свое настроение.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках пре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.