Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—7 кл
09.11.2019
Данная презентация увлекательна так как презентация оформлена в красочной форме. Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов.Например белая ворона. Материал увлекателен красочные рисунки в презентации. Учащимся будет легко ориентироваться по материалу так как все исписано по порядку. так чтобы им легко !
0009773d-c0385b36.docx
План-конспект
урока русского языка в 7 классе : Лексика
и фразеология.
Эпигра
ф к уроку:
Фразеологизмы
делают нашу речь образной,
выразительной, эмоциональной.
Тема: Лексика и фразеология.
Цели урока: обобщение и повторение сведений о лексике и фразеологии;
повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления;
формировать чувство ответственности за результат своего труда;
стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;
активизировать эмоциональную сферу;
работы со словарём; поиск лексических ошибок и их исправление;
воспитание любви и бережного отношения к языку.
Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний
умений, навыков.
Технология построения урока: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра
«Радуга».
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны «Документ слова русского
языка», карточки для исследовательского практикума.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова,
полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия
«синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова»,
«неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в
контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные
лексические понятия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов,
определять способы действия в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и учителем.
. План урока: I.
II.
1.
Сообщение целей учебного занятия.
Индивидуальный опрос.
. Стадия вызова.
. Актуализация опорных знаний.
. Проблемный вопрос.
. Стадия осмысления содержания
. Определение темы урока.
Фронтальный опрос:
Учитель: Какой раздел языкознания изучает словарный состав? ( Лексика).
Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из
одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или
более слов, например: ни души; ни свет ни заря.).
Значит тема нашего урока «Лексика и … …Фразеология».
Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетради.
Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего
задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры
к каждому ответу).
Учитель: – Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия,
примеры омонимов: бор, ключ и т.д.). Приведите примеры.
Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое
значение, переносное значение.
Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Карточка №1. Задание «Документ слова» (работа в парах).
Учитель: У вас, как видно из выполненного домашнего задания и ответов на
вопросы, сложились хорошие знания о Лексике и Фразеологии как разделов
языкознания. А теперь, проведем расследование , заполнив неологизмами русского
языка «Паспорт слова». Слова: айфон, стирка, урядник, язык, трап.
Паспорт
слова русского языка:.
___________________
Национальность
исконное – заимствованное
возраст
устаревшее – неологизм
сфера употребления
общеупотребительное, профессиональное,
диалектизм, устарелое, многозначное,
стилистическая окраска разговорное – книжное.
Учитель: А теперь устное задание. Вспомните фразеологические обороты,
начало которых дано в тексте, а вы допродолжите.
А). Надо уметь отвечать за свои поступки, а не прятаться ...
Б.. На пришкольном участке дети работали дружно, старались не
ударить…
В. Решили найти « новоиспеченного», а его и след ... Г. У Володи с Костей дружба крепкая: их водой ...
Д. Не преувеличивай, не делай из мухи…
Е. Вышел к доске отвечать, а он молчит, словно рыба ...
Ж. Витьке стало обидно, он надулся, как …
Физкультминутка.
. Исследовательский практикум (работа в группах).
Учитель: 1. Что означает слово «графо»? Составьте словарную статью для толкового
словаря. ( Вариант ответа. Литера, ы, ж. Спец. 1)Пишу.
2. Какое из указанных слов является однозначным?
А) бор; Б) синичка; В) кость; Г) ключ.
3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
А). светлое платье; Б). светлый вторник; В). светлая душа; Г). светлая голова.
Учитель: Распредели по частям речи:
кудесник, трапеза, стынуть, , неуклюжий, правильный
Слова для справок: мерзнуть, чародей, еда, нескладный, нормативный , замерзать,
обедать, колдун, грузный , маг, применять, верный, провизия, неловкий, коченеть.
Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы, распознайте антонимы, составьте
прием «Рента».
Лето работает на зиму, а зима — на лето. Лето припасает, а зима поедает.
Выступление групп. Взаимооценивание групп.
Учитель: Работа в парах. Задание: Образуй пары слов с противоположным
значением, добавляя к словам отрицание не .
добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный.
Как пишутся слова с не, которых можно заменить синонимичными словами?
( Слитно).
Учитель: В отрывке текста Лермонтова М.Ю. найдите устаревшие слова, объясните
их значение. Вспомните название произведения. Чего хотел достичь автор, используя
устаревшую лексику? Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Учитель: А теперь следующее задание. Из данных фразеологизмов составь
антонимичные пары:
Работать засучив рукава….( работать спустя рукава),
Ни гроша – ( тугая мошна),
Не видно ни зги ( ясно как днем).
Скрепя душу ...
Бежать во всю прыть –
Медвежья услуга …
Собирать по крупице …
Учитель: Молодцы, справились с заданием. А теперь Устно. Игровой момент.
Отгадайте фразеологические загадки.
Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя
высказаться.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают
доверчивые люди.
1.
4.
Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются
бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на
него бросают слова и деньги.
Учитель: А теперь, дорогие ребята, следующее задание.
1. Что означает слово « архивариус»? Составьте словарную статью для словаря
иностранных слов.
2. Какое из указанных слов является многозначным?
А) печь, Б) мой В) сладкий Г) золотой; Д) ели.
3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?
А). золотые руки; Б). гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти;
Г). Море здоровья.
Учитель: Давайте, пока не приступили к следующему заданию, ответим на вопрос,
какие слова являются в русском языке синонимами. ( Это слова, которые пишутся и
звучат поразному, но имеют общее лексическое значение).
Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются
синонимами?
А).шквал – буран; Б). лез лес; В). жара зной; Г). высоко – низко.
Учитель: Какое из данных слов является антонимом к слову « веселье»?
А).улыбка; Б). суматоха; В). скука; Г). Радость.
Учитель: Ответьте на вопрос, что я люблю ( или не люблю) делать:
Раздувать из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить
лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку;
тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать
из мухи слона.
Учитель: А теперь как бы обратное действие. Замените одним словом следующие
фразеологизмы:
Пускать пыль глаза, проглотить язык, оказывать медвежью услугу; метать
громы и молнии.
Представление работ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: Дидактическая игра «Радуга». Эту игру можно провести как игру в
парах, так и индивидуально. Ученики выписывают правильные варианты со слайдов.
Кто быстро и правильно ответит, тот и побеждает.
Представьте себе, что вы работаете в редакции корректором, а вам принесли
искаженный текст с лексическими ошибками: с неудачным выбором синонимов,
тавтологическими ошибками, с искаженным употреблением фразеологизмов и
неточным употреблением слов.
Задание такое :
Я купил лекарство для зубной боли.
2.Ужасно красивый актер.
3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи.
Выпускники подарили первоклассникам памятные сувениры.
5.Труженики трудятся с трудовым размахом.
6. Кануть как в воду.
Правильные варианты: 1)
В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ:
Я купил лекарство от зубной боли.
2). Во втором предложении правильнее сказать « Редкостно красивый актер»,
поскольку слово « ужасное» антонимично к слову « красивый».
3. Слово » уплетали» это разговорное. А стилистически нейтральным словом к нему
является слово «ели».
4 . Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее.
5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета
– река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении
заметна тавтологическая ошибка.
6. Правильнее сказать: « Как в воду канули».
Учитель: А теперь, дети, следующее задание. Замените подчеркнутые слова
фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
1. Лидия Николаевна объясняла урок, но Сережа не слушал.
2. Антонина вспомнила о приближении осени, и загрустила.
3. Михаил третий день бездельничал.
4. Мой друг узнал, что это был обман.
5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась очень
рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря,
бить баклуши, пропустить мимо ушей. развивать внимание, скорость мышления;
формировать чувство ответственности за результат своего труда;
Учитель: А теперь шутливый фрагмент урока. Прослушайте текст и сделайте свой
вывод.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали
совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны известные
любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом
почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди
украдут средь бела дня изпод носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни
возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.
Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Вопросы по закреплению темы:
Учитель: – Ответьте, пожалуйста, как в языке появляются устарелые слова.
(Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными,
вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами.
Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые
имеют синонимы. Их называют архаизмами. Например: чело, очи). Но
употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи.
Назовите авторов « Толкового словаря русского языка».( Ожегов, Даль.).
Чем интересны фразеологизмы в художественной речи?
( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и
служат для выразительности художественной речи). устаревшие,
Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В
корне слова обязательно заключено его лексическое значение, т.е. то, что
обозначает слово. А грамматическое значение определяют окончание слова,
предлоги). Разница есть.
Что общего имеют все значения слова? ( Любое слово обязательно имеет
лексическое толкование).
Какую роль играют неологизмы,
диалектные и
профессиональные слова? Всегда ли уместно их применение в художественной
речи? Почему не всегда? ( Неологизмы – это новые слова, появившиеся в
процессе изобретений, т.е. прорыва цивилизации): появляются новые предметы
и пополняется словарь русского языка. Диалектные слова имеют ограниченную
сферу употребления, например: балякать, гутарить, бурак, торун и т. д.
Профессиональные слова употребляются только определенными специалистами.
Например: йод, вата, бинт, шприц – медицина и т. д.).
Рефлексия.
Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки.
Лист самооценки ученика.
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке: Я
научился: Работать в группе…
Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»
Бортовой журнал ученика:
Что я знал по теме урока…
Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д.
Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение).
Слово учителя. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив
дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Фразеологизмы могут быть книжного стиля, например: краеугольный камень,
карточный домик, сложить оружие, дамоклов меч.
Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово,
под открытым небом.
Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать
пыль в глаза, ломать голову и т.д.
Откуда же берутся фразеологизмы? Есть исконно русского происхождения:
расправлять крылья,
Фразеологизмы старославянского
происхождения: не от мира сего, как зеницу око.
К нам дошло много фразеологизмов из мифологии, они же стали крылатыми
выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место).
К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю,
сгущать краски, ход конем.
И что еще интересно, художники слова тоже создали устойчивые сочетания слов:
счастливые часов не наблюдают, голый король и т.д.
А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы:
Учитель: Перечислите, что изучает Лексика русского языка.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического
оборота:
сматывать удочки. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам.
Между молотом и наковальней; доводить до белого каления.
Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь.
Домашнее задание:
Творческая работа. Написать минисочинение, используя фразеологизмы или
на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».
Подготовить ответы на вопросы на с. 12 учебника.
Письменно: упражнение № 13 из учебника.
1.
2.
3.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему:"Фразеологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.