Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
07.03.2018
Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)
Данный урок направлен на то, чтобы закрепить и обобщить сведения об имени существительном у учащихся 9 класса с ОВЗ. Решает интеллектуально-развивающие цели: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, формировать навыки сотрудничества. Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность. Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
урок на аттест.doc
Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи» Цели урока:  Учебно­познавательные: закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном. Интеллектуально­развивающие: развивать мышление, умение сравнивать,  классифицировать, развитие  самооценки.  Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности,  формировать  навыки сотрудничества. Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная  учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность. Тип урока: комбинированный.  Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового,  здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.  Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:  ∙ Прием рефлексивной деятельности  ∙ Метод конкретизации целей обучения  ∙ Метод открытого обсуждения новых знаний  ∙ Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту  школьников  Ход урока  1. Орг. момент.  ­ Начинаем урок письма и развития речи. ­ Откроем тетради и запишем дату. Двадцать второе октября, четверг. Классная работа.  2. Проверка д/з 3. Чистописание , орфографич. минутка 4. Актуализ. знаний Есть много интересных слов,  Их знаете давно.  Вот, например: собака, стол,  Часы, жираф, кино.  И долго можно говорить  Про разные предметы.  Возьмем слова: утюг, пенал,  Котенок и конфеты.  И будем с ними мы дружить,  Писать, читать, произносить.  ­ Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?) ­ А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что? ­ Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.) ­ А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.) ­ А как называются эти слова, вы  вспомните, когда расшифруете запись. СЛАЙД 1 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2. 1 Я 2 Е 3 И 4 М 5 С 6 В 7 Л 8 Н 9 10 О Щ 11 Ь 12 У 13 Т (имя существительное.) 5. Постановка проблемы и задач урока     — Правильно, это имя существительное.  — Запишите в тетради  тему урока  «Грамматические признаки имени существительного». СЛАЙД 2 — С именем существительным вы знакомы. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об  этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его признаки  и роль в предложении.  Будем     составлять     схему   опору     «Грамматические   признаки   имени   существительного» которая нам поможет делать разбор имени существительного. ­ Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ: СЛАЙД 3  (На доске вывешивается карточка) Составление схемы­опоры. (На доске на карточках) Имя существительное — это... 1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? 2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? ­ А какие предметы обозначает имя существительное?  Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.  Закрепление нового материала.) слайд 4 (На доске карточка с вопросами) Имя существительное,  Очень удивительное,  На вопросы кто? и что?  Отвечать оно должно. 5. Работа по теме урока  Запишите слова. Сколько существительных в записанных вами  словах и назовите их.  А что помогло вам так легко справиться с заданием?  Игра.  — Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость. Как называются существительное, отвечающие на вопрос кто? Что? СЛАЙД 5 (карточки  одуш/неодуш) Выполните задание. Повар Цветок Вареный  Цветной  Варить Цвести коля — В каком столбике имена существительные? Докажите. На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков? Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.) ­ Кто­нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.) (На доске карточка собств. Нариц) Чем отличаются слова.   Море, моряк, морячка. (Карточка Род) СЛАЙД 6 Распределите слова в три столбика. ­ Что можно определить у существительного зная его род и окончание? (карточка склонение) Задание ­ определите склонение. Слайд 7 Слайд 8  ­ Почему их называют постоянными признаками? ­Какие признаки еще не назвали? Слайд 9  Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)  Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание:  изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа  начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в  определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. Слайд 10 ­Их называют непостоянные. Почему? Слайд 11 Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание. Найди лишне слово. Учебник стр 54 упр. 71  Олень, дочь, мужчина . (род)  Собака, книга, девочка. (одуш.)  Москва, город, Россия. ( собств.)  Песня, море,  листопад. (склонение)  Ключи, уроки, класс. (число) ­ Исключи из цепочки лишнее слово по какому­нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2  слова с общим признаком.  4.   существительное ДЕРЕВО в предложении.  Укажите,   каким   членом   предложения   является   Запишите   2   предложения. На холме мы увидели дерево с белоснежным стволом. На холме росло  дерево с белоснежным стволом.  Имена существительные могут быть и подлежащими, и второстепенными членами  предложения. ­Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту Самостоятельная работа.  1.Найди неверное утверждение. А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.   Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.   2. Найди  существительное? А) Прыгать Б) Прыжок В) Подпрыгивающий 3.Как изменяется имя существительное? А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется  4.Укажите существительное 3 склонения А) В степи                 В) У дерева Б) На солнце             Г) На краю Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились.  Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Урок письма и развития речи в 9­м классе коррекционной школы­интерната VIII Тема "Грамматические признаки сущ­го" Цели: вида.  повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как  части речи и его грамматических признаках;  упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;  обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и   изученных существительных; способствовать совершенствованию грамматического строя речи через  составление предложений по заданной схеме;  развивать функцию переключения внимания через чередование видов    деятельности; способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений  аналитического и синтетического характера; воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через  самостоятельные и коллективные формы работы. Оборудование: компьютер , презентация ,проектор, индивидуальные карточки,  учебник,таблица, Ход урока Организационный момент Звонок за дверью прозвенел. Ученик за парту сел. Приготовился писать, Слушать и запоминать. ­ Начинаем урок письма и развития речи. ­ Откроем тетради и запишем дату. Двадцатое октября, четверг. Классная работа.   Введение в тему 1. – Сегодня у нас урок­мастерская , где мы будем  изготавливать  таблицу «Грамматические признаки имени существительного» ( слайд №1) Прежде чем продолжим работу в нашей мастерской я хочу зачитать вам отрывок  из хорошо знакомого произведения. Задача: определить автора, жанр и  название. (Чтение отрывка из стихотворения Ивана Бунина ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, (Слайд № 2 ) А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...   ­ Художник И.И.Левитан  к данному стиху нарисовал  картину «Золотая осень»,  (Слайд №3)          внимательно рассмотрите её. (в учебнике)Попробуем назвать               изображенные на ней: Предметы Явления природы Берёзы Берег Река  Небо (Слайд № 4) Осень Ветер Солнце Устно постоянно ставить вопрос.) ­ На какие вопросы отвечают записанные слова? ­ Какая часть речи отвечает на вопрос кто? или что? ­ Значит, какой частью речи являются записанные слова? Составьте с данными словами предложение. Роль имени существительного в нашей речи К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего  такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое  громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского  прежде всего относятся к именам сущ, т.к. в русском языке, на каждые 100 слов  приходится 40 имён существительных . Недаром поэт говорит: «давно живу я в мире  этом, даю названья всем предметам». 2. Определение темы Постановка цели ­ На  уроке мы будем узнавать существительное в устной и письменной речи,  определять его грамматические признаки. Итак , начинаем работу. 2. Проверка домашнего задания.(упр.75 стр.57­58) ­ какое упражнение было задано ? ­ какие ошибки были допущены в словах? ­все ли подчеркнули собственные имена существительные? 4.Работа со словарём В НАШЕМ СТИХОТВОРЕНИИ ВСТРЕТИЛИСЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.  ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ИХ ПРАВОПИСАНИЕ.  Спиши, вставляя: Б..гр..ный ,л..зури,зол...той, б..рёзы,т..рем. ­ Взаимопроверка. ­ Найдите лишние слова, почему? 4. Работа по опоре ­ Подытожим, что же такое имя существительное? Существительное – это __________ Отвечает на вопросы __________ Обозначает __________ Слайд № 5 5. Работа над предложением А чтобы вспомнить какими членами предложения являются существительные мы составим предложения по опорным словам и вопросам. ­ Составь:  что сделало?что? чего? Время . пришло , осени.  что? На чём? Что сделали? Чем?  Стали , на деревьях , листья ,недотрогами. ­ Сделаем синтаксический разбор 2  предложения.   Добавить к опоре: Слайд №6 6. Работа по грамматических существительного ­ Вернемся к словарным словам. Мы определили, что это существительные, но чем­то  они отличаются друг от друга, назовите этот признак. В предложении Является __________ или __________ определению  признаков  Слайд № 7 Имеет род  __________ Определите  род у существительных лазурь,берёза,терем. Одним из грамматических признаков сущ­го является определение рода. 7. Физминутка ­ Пришло время отдохнуть. ­ Откиньтесь на спинку стула, ­ Закройте глаза. ­ Опустите руки на колени. ­ Делайте глубокие вздохи. ­ Положите голову на парту. ­ Дышите ровно. ­ Поднимите голову. ­ Уберите руки на парту. ­ Откройте глаза. ­ Проводя физминутку, я называла предметы или имена существительные. Перечислите их. А какие из них я имела ввиду, сразу несколько, один? ­ Добавление в схему: Число __________ и  __________ Слайд№ 7 Следующим грамматическим признаком сущ­го является определение  числа.Назовите существительные и определите число. 8 Какие признаки еще не называли? Склонение и падежи . ­ давайте вспомним три склонениея имен существительных»!   Задание : Назовите одним словом и определите его склонение один  обучающийся выполняет у доски, а все остальные в тетради. Сильный дождь (ливень 2­е скл.), Сильная тоска (грусть 3­е скл.), Дождевое облако (туча 1­е скл.), Лесная дорожка (тропинка 1­е скл.), 9.Работа с учебником. Молодцы! К грамматическим признакам существительных относится  определение одушевлённости и неодушевлённости, собственное или  нарицательное существ. Всё это мы выполним в упр. в учебнике. ­упр.72 стр.54 Морфологический разбор сущ­го охотник. 10. Разбор домашнего задания Упр.74,стр.56­57 ИТОГ. Сегодня вы хорошо работали в мастерской . Мы изготовили  таблицу «Грамматические признаки сущ­го». Итак , что же относится к  грамматическим признакам существительного . Тест 1 Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть______________________________ или  ___________________ рода. З. Существительное может________ ___________ или_______ склонения. 4. Существительное может изменяться по _____________ и  __________ 5. В предложении имя существительное может    ________и ________. Оценки за урок.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»(c ОВЗ)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе  по теме:  «Имя существительное  как часть речи»(c ОВЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018